Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:00, контрольная работа
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный путь развития. Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества и межгосударственных взаимосвязях.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами “избавить грядущие поколения от бедствий войны, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе” (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами“независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития” (формулировка Декларации о принципах международного права).
Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие воздействия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств “проявить терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи”.
Введение ................................................................................................................. 3
1. Возникновение и развитие международного права ………....................... 5
2. Субъекты международного права ……….................................................... 9
2.1. Государства ..................................................................................................... 9
2.2. Российская Федерация как субъект международного права .................... 10
2.3. Статус субъектов федеративного государства .......................................... 11
2.4. Правосубъектность международных организаций ................................... 13
3. Основные принципы международного права ……................................. 15
4. Право международных договоров …....................................................... 17
5. Отрасли международного права ……..................................................... 20
5.1. Международное гуманитарное право ......................................................... 20
5.2. Международное уголовное право ............................................................... 21
5.3. Международное право в период вооруженных конфликтов .................... 23
5.4. Международное морское право .................................................................. 24
5.5. Международное воздушное право .............................................................. 25
5.6. Международное космическое право ........................................................... 27
5.7. Международное право окружающей среды ............................................... 29
5.8. Международное экономическое право ....................................................... 30
Заключение ........................................................................................................... 32
Список использованной литературы ................................................................. 34
Это самостоятельная отрасль
международного права – совокупность
конвенционных и обычных норм, регулирующих
отношения между участвующими в вооруженном
конфликте и затронутыми им субъектами
международного права по поводу применения
средств и методов ведения вооруженной
борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных
и гражданского населения, устанавливающих
ответственность государств и отдельных
лиц за нарушение этих норм.
Современное международное
право запрещает захватнические, агрессивные
войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает,
что войны уже исключены из жизни общества,
что исчезли причины и источники, порождающие
вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих
войны обусловливает необходимость существования
в международном праве специфических
правовых норм, призванных регулировать
отношения между государствами в случае
вооруженных конфликтов и содействовать
гуманизации ведения вооруженной борьбы.
Соответствующие международно-правовые
акты разрабатывались на протяжении последних
ста с лишним лет, начиная с Петербургской
Декларации 1868 г. об отмене употребления
взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 г.г.
Самостоятельный комплекс образуют конвенции,
во-первых, запрещающие оружие массового
уничтожения, - конвенция о запрещении
разработки производства и накопления
запасов бактериологического (биологического)
и токсинного оружия и об их уничтожении,
Конвенция о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и его уничтожении; во-вторых, либо запрещающие
или ограничивающие применение в военных
действиях определенных видов обычного
оружия, - Конвенция о запрещении или ограничении
применения конкретных видов обычного
оружия, которые могут считаться наносящими
чрезмерные повреждения или имеющими
неизбирательное действие (о запрещении
или ограничении применения мин, мин-ловушек,
зажигательного оружия).
Международное морское право
– это совокупность норм, определяющих
правовой статус морских пространств и регулирующих
межгосударственные отношения в связи
с их исследованием и использованием.
Большую роль в становлении международного
морского права сыграли Женевские конференции
ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие
кодификацию его норм. Следует отметить вклад в разработку
ряда международных договоров по морскому
праву Международной морской организации
(ИМО).
В Конвенции о территориальном
море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции
ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика
территориального моря. Ширина территориального моря
не должна превышать 12 морских миль (Россия,
Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных
государствах принята меньшая ширина
– 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских
мили (США, Германия). Территориальное
море, его дно и недра, воздушное пространство
над ним являются составной частью территории
прибрежного государства и находятся
под его суверенитетом. Оно имеет большое
значение для международного морского
судоходства. Этим объясняется основная
особенность его внутреннего режима, которая
заключается в праве мирного прохода.
Суда всех государств пользуются правом
мирного прохода через территориальное
море. Предварительного разрешения властей
прибрежного государства на такой проход
не требуется. А промысловая деятельность
иностранными судами осуществляется только
с разрешения властей прибрежного государства
или на основе специального соглашения
с ним.
Международное космическое
право – одна из новых отраслей современного
международного права, сформировавшаяся
в процессе освоения государствами космического
пространства и включающая нормы, которые
регулируют международные правоотношения
применительно к статусу космического
пространства как особой внеземной среды
и к деятельности государств по исследованию
и использованию этого пространства. Главным
источником этой отрасли является Договор
о принципах деятельности государств
по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные
тела, от 27 января 1967 г.
Другими многосторонними договорами,
закрепляющими основные положения космического
права, являются: Договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере,
в космическом пространстве и под водой;
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении
космонавтов и возвращении объектов, запущенных
в космическое пространство; Конвенция о международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими объектами; Конвенция о регистрации объектов,
запускаемых в космическое пространство; Соглашение о деятельности государств
на Луне и других небесных телах. Страны,
входящие в СНГ, заключили Соглашение
о совместной деятельности по исследованию
и использованию космического пространства
и создали Межгосударственный совет по
космосу.
Космическое пространство, включая
Луну и другие небесные тела, открыто для
исследования и использования всеми государствами
на основе равенства, при свободном доступе
во все районы небесных тел. Важным элементом космического
права является принцип частичной демилитаризации
космического пространства и полной демилитаризации
небесных тел. Это означает, что государства
– участники Договора обязуются не выводить
на орбиту вокруг Земли любые объекты
с ядерным оружием или любыми другими
видами оружия массового уничтожения.
Исключительно в мирных целях используются
Луна и другие небесные тела, на них установлен
режим полной демилитаризации.
К принципам космического права
относится и недопущение вредного загрязнения
космоса, а также неблагоприятных изменений
земной среды. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут
международную ответственность.
Государство, запустившее космический
объект на орбиту вокруг Земли регистрирует
его путем записи в соответствующий регистр,
который ведется данным государством. Кроме того, государство информирует
об учреждении такого регистра Генерального
секретаря ООН, который, в свою очередь,
ведет Реестр, в который заносится информация,
представляемая государством регистрации.
Государство, в регистр которого занесен
объект, сохраняет юрисдикцию и контроль
над ним во время его нахождения в космическом пространстве.
Государства могут создавать
на Луне обитаемые и необитаемые станции,
информируя Генерального секретаря ООН
о ее месторасположении и целях размещения.
Для того, чтобы каждое государство-участник
могло убедиться в том, что другие государства
действуют в соответствии с Соглашением
о Луне, все космические аппараты, станции
и сооружения на Луне являются открытыми
для контроля.
Имеются также международные
межправительственные организации, которые
созданы специально для сотрудничества
по вопросам космоса. К ним относятся Международная
организация морской спутниковой связи
(ИНМАРСАТ), Международная организация
космической связи “Интерспутник”, международная
организация связи через искусственные
спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).
Международное право окружающей
среды – это совокупность международно-правовых
принципов и норм, регулирующих отношения
по поводу охраны природной среды и ее
рационального использования. К этой отрасли
применяется и иное наименование – международное
экологическое право. Государства должны рационально
использовать природные ресурсы, учитывая
их потенциальные возможности и необходимость
воспроизводства. Применительно к международному
праву окружающей среды этот принцип был
сформулирован в Стокгольмской декларации
1972 г. Он выражен также в международных
договорах, в частности в Конвенции о запрещении
военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на
природную среду, в Конвенции о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния
1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции
о сокращении выбросов серы, а в 1988 г. –
об ограничении выбросов оксидов азота. Государства несут международную
ответственность за экологический ущерб.
Воплощением этого стали арбитражные
и судебные решения по межгосударственным
спорам об ущербе в результате загрязнения.
Особую угрозу представляет
загрязнение атмосферы радиоактивными
выбросами в результате аварий на АЭС.
Она ощутимо дала о себе знать в чернобыльской
трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены
конвенции об оперативном оповещении
о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной
аварии.
Женевские конвенции и Конвенция
ООН по морскому праву налагают на государства
обязанность охранять морскую среду обитания.
Международная конвенция по предотвращению
загрязнения моря нефтью запрещает ее
слив с судов и танкеров, обязывает государства-члены
оборудовать порты установками по приему
остатков нефти с судов. Вопросы возмещения
ущерба регулируются Конвенцией об ответственности
за ущерб от загрязнения нефтью.
Выделяется ряд конкретных направлений
сотрудничества в сфере защиты флоры и фауны,
каждое из которых включает группу договоров: регулирование рыболовства
и промысла морских ресурсов; охрана растительного мира (Международная
конвенция об охране растений); защита конкретных видов животных
(Соглашение о сохранении белых медведей
и др.); охрана мест обитания ( двусторонние
конвенции об охране перелетных птиц и
среды их обитания).
Международное экономическое
право характеризуется как совокупность
принципов и норм, регулирующих отношения
между государствами в области экономического
сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим
содержание международного экономического
права, являются интеграционные процессы
на двух уровнях – глобальном (всемирном) и региональном (локальном).
Существенную роль в интеграционном сотрудничестве
играют международные организации и органы: Организация Объединенных Наций
по промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное
соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ),
Международный банк реконструкции и развития,
Международный валютный фонд (МВФ), Организация
стран – экспортеров нефти (ОПЕК). На региональном
и межрегиональном уровне следует отметить
Европейское экономическое сообщество
(ныне Европейский Союз) и Экономический
союз в рамках СНГ, а также региональные
экономические комиссии ООН.
Одна из особенностей международного
экономического права состоит в активном
участии в регулировании актов международных
организаций и конференций. В числе резолюций
ООН – Хартия экономических прав и обязанностей
государств, Декларация о новом международном
экономическом порядке.
Торговые договоры как источники
международного торгового права имеют
особое значение, поскольку устанавливают
основы экономических взаимосвязей. В
соответствии с ними заключаются соглашения
о товарообороте. Конвенция ООН о договорах
международной купли-продажи товаров
регулирует заключение договоров и обязательства
продавца и покупателя, возникающие из
договоров купли-продажи товаров между
сторонами, коммерческие предприятия
которых находятся в разных государствах.
Заключение.
1. Игнатенко Г.В. Международное право. М., 1995 г.
2. Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992 г.
3. Баскин Ю.Я. История международного права. М., 1990 г.
4. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1994 г.
5. Раскалей С.Б. Объективная ответственность государств в международном праве. Киев, 1995 г.
6. Шуршалов В.М. Право международных договоров. М., 1990 г.
7. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990 г.