Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа
Династические союзы и территориальные консолидации были нормой в Европе. В нескольких случаях союзы на уровне стран были реально созданы — Польско-Литовское Содружество и Австро-Венгерская Империя были примерами. Но такое большого количества этнических государств, с передачей части суверенитета единому юридическому лицу действительно уникально.
Введение …………………………………………………………...5
История создания ЕС. Основные этапы развития…………...6
2.1. Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.)……………………6
2.2. Время испытаний и поисков (начало 70-х гг. – 1984 г.)………………....10
2.3. Новый подъем интеграционного строительства (1985- 2004 г.)………...11
2.4. Развитие ЕС в период с 2004 года до нашего времени…………………..16
3. Перспективы развития ЕС……………………………………..22
4. Заключение………………………………………………………27
5. Список использованных источников………………………...28
РЕФЕРАТ
Курсовая работа на тему «Европейский союз», 28 стр.
Ключевые слова: ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ФЕДЕРАЦИЯ, ДОГОВОР, ПАРЛАМЕНТ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ.
Предмет исследования: конкретные этапы, в совокупности образующие исторический процесс образования и развития Европейского Союза вплоть до настоящего времени.
Объект исследования: история международных отношений, касающаяся этапов развития интеграционных процессов в Европейском Союзе.
Цель исследования: провести комплексный анализ эволюционного развития Европейского Союза, целей его создания и современной структуры.
Методы исследования: метод системного анализа, диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, статистический и другие методы.
Задачи исследования: дать характеристику основным этапам развития интеграционных процессов в Европейском Союзе, проанализировать причины объединения европейских государств и дать оценку развитию Европейского Союза.
Элементы научной новизны полученных результатов: выводы и основные положения, изложенные в курсовой работе, могут представлять практический интерес не только для юристов-международников, но и для многих органов государственного управления, которые призваны развивать отношения с Европейским Союзом в различных сферах.
Область возможного практического применения: содержание работы может быть использовано в процессе преподавания дисциплины: «Международное публичное право», «Европейское право».
Апробация (внедрение): полученные выводы могут быть использованы в процессе преподавания дисциплины «Международное публичное право», «Европейское право».
Экономическая, социальная, правовая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут быть использованы для оценки развития отношений с Европейским Союзом многих органов государственного управления в различных сферах.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Подпись студента_________
Содержание
3. Перспективы развития ЕС……………………………………..22
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованных источников………………………...28
1.Введение
Европейский союз представляет собой некое абсолютно новое и уникальное по своей природе явление, поэтому представляет большой интерес к изучению его становления, взаимоотношений между его членами внутри, а также внешней политики по отношению к другим государствам.
Развитие Европейского Союза (ЕС) из регионального экономического соглашения среди шести соседних государств, подписанное в 1951 к сегодняшней наднациональной организации из 28 стран европейского континента является беспрецедентным в мировой истории.
Династические союзы и территориальные консолидации были нормой в Европе. В нескольких случаях союзы на уровне стран были реально созданы — Польско-Литовское Содружество и Австро-Венгерская Империя были примерами. Но такое большого количества этнических государств, с передачей части суверенитета единому юридическому лицу действительно уникально.
Хотя ЕС не является федерацией в строгом смысле, это намного больше, чем ассоциация свободной торговли, у этого союза много признаков, связанных с независимыми странами: собственный флаг, гимн, дата основания, валюта, общая внешняя политика и политика безопасности в ее деловых отношениях с другими странами.
В данной курсовой работе представлены основные этапы развития интеграционных процессов в Европейском Союзе, анализируются причины объединения европейских государств, также рассматривается современная структура Европейского Союза и элементы внешней политики.
2. История создания ЕС. Основные этапы развития
Становлению интеграции способствовало несколько факторов. Во-первых, она была нужна для установления долгосрочного мира. После двух мировых войн стало ясно, что концепция национального государства, зародившаяся и воплощенная в Европе в ее абсолютной форме – без каких- либо ограничений национального суверенитета – неизменно ведет к национализму и международным конфликтам. Тезис о необходимости поставить политику отдельных государств под наднациональный контроль, вызревший в недрах антифашистского движения еще во время войны, получил широкое признание. Настороженное отношение Франции и других европейских стран к Германии усиливало стремление связать ее международными обязательствами.
Во-вторых, местные элиты понимали, что экономическое возрождение региона возможно только при условии его тесной консолидации. Поступление американской помощи по «Плану Маршалла» завершалось в 1951 году. В своем дальнейшем экономическом развитии западноевропейские страны могли опираться в основном друг на друга. Для этого требовалось активизировать их внешнюю торговлю и наладить широкую промышленную кооперацию. Эту потребность усиливало также возникновение в Европе группы социалистических стран, учредивших в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Кроме СССР, в него вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Румыния – страны, бывшие ранее традиционными источниками сырья и рынками сбыта для западноевропейских предприятий.
В-третьих, в итоге второй мировой войны Западная Европа утратила роль одного из главных мировых центров силы. Сформировалась новая, биполярная система международных отношений, называемая Ялтинско-Потсдамской, с двумя полюсами – США и СССР. Именно они стали главными действующими лицами развернувшейся холодной войны с присущей ей гонкой вооружения и ядерным противостоянием. Послевоенный раздел Европы на сферы влияния, образование двух германских государств - ФРГ и ГДР, а также война между двумя корейскими государствами при участии вооруженных сил США, Китая и СССР в 1950-1952 гг. ясно показали европейцам, что ключевые вопросы современности решаются без их участия. Провозглашение независимости Индии в 1947 г. положило начало крушению колониальной системы, являвшейся прежде важнейшим инструментом мирового господства европейских метрополий. Западной Европе предстояло заново определить свое место в системе международных отношений, найти новые рычаги укрепления своих позиций.
Путь к европейской интеграции открыла Декларация Шумана. 9 мая 1950 министр иностранных дел Франции Робер Шуман обратился к правительству ФРГ с предложением создать франко – германское объединение угля и стали, открытое для присоединения других стран. Значение декларации выходило далеко за рамки отношений двух бывших противников в войне. Она призывала к созданию «общей основы экономического развития, которая явится первым шагом к Европейской федерации».
Предложенная концепция европейского строительства (ее инициатором и первым автором был Жан Монне - известный политический деятель и руководитель плана послевоенного восстановления экономики Франции) впоследствии легла в основу европейской интеграции. Ее действующие по сей день принципы таковы:
· вместо Европы, раздираемой националистическими противоречиями, необходимо создать единую, миролюбивую Европу на принципах демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса, мира и равноправного сотрудничества;
· единая Европа должна строиться постепенно, с упором на приоритетные области, где сотрудничество наиболее актуально и достижимо;
· объединение должно начаться в сфере экономики, что максимально отвечает насущным потребностям участвующих государств и не затрагивает особо чувствительные сферы государственного суверенитета (такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.);
· важнейшим условием продвижения к единой Европе должно стать формирование единой правовой базы и системы общих институтов, которым делегируется часть суверенных стран-участниц.
Датой рождения ЕС считают 18 апреля 1951 г., когда был подписан Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Шесть участников: Бельгия, Франция, Западная Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды, подписали соглашение в Париже Через шесть лет в Риме были заключены договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они окончательно определили характер и общее направление развития европейской интеграции.
В договоре о ЕЭС ставилась цель сначала создать в рамках «шестерки» таможенный союз, а затем перейти к общему рынку. Эта последовательность соответствовала утвердившемуся тогда представлению о стадиях интеграции На первом этапе планировалось отменить таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, создать общий таможенный тариф, ввести общую аграрную и торговую политику, а также начать координацию других сфер экономической политики. На второй стадии предполагалось реализовать конечную цель договора: обеспечить четыре свободы – движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов. 8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ. Данный акт, часто называемый Договором о слиянии, вступил в силу с 1 июля 1967 г. До этой даты главные органы трех сообществ (ЕОУС, Евратома и ЕЭС) действовали параллельно. Теперь единый Совет и единая Комиссия вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС образовали современную институциональную структуру Сообществ, правительства всех трех сообществ были формально объеденены в Европейское Экономическое Сообщество (EC). Была создана единая Комиссия, единый Совет министров, и Европейский парламент. Члены Европейского парламента были первоначально отобраны национальными парламентами, но в 1979 были предприняты первые прямые выборы, и они стали проводится каждые пять лет.
В итоге с 1 июля 1968 г. Внутренняя торговля в Сообществе стала беспошлинной, а на его внешних границах был введен Общий внешний таможенный тариф. Два года спустя торговая политика перешла из компетенции национальных правительств в компетенцию органов ЕС. Таким образом, «шестерка» стала таможенным союзом. Это содействовало быстрому росту внутрирегиональной торговли.
На волне интеграционных успехов 50-х – 60-х гг. Европейские Сообщества в 1969 - 1971 г. разработали план перехода к Экономическому и валютному союзу. Неофициально его называют «планом Вернера» - по имени главного разработчика, премьер-министра Люксембурга Пьера Вернера. План предусматривал: постепенное снятие ограничений на движение капиталов внутри ЕС, жесткую фиксацию курсов европейских валют и возможный переход к 1980 г. на единую валюту. Венцом этой стратегии должно было стать создание политического союза, возможно, в форме федерации. Однако плану не суждено было осуществиться. Отмена свободного конвертирования доллара в золото привела к расстройству международной валютной системы, девальвации не только доллара, но и большинства европейских валют.
Делая вывод из вышесказанного можно сказать , что из «плана Вернера» удалось выполнить только первую часть – создать в 1971 г. механизм «валютной змеи». Она действовала как обычный валютный коридор: страны ЕС и некоторые другие европейские государства привязывали свои валюты друг к другу и допускали их колебания в заданных границах. Механизм работал, но с частыми сбоями. В 1979 г. на его базе была создана Европейская валютная система с собственной расчетной единицей – ЭКЮ.
2.2 Время испытаний и поисков (начало 70-х гг. – 1984 г.)
В 1970 -1980 годы Европу поразил тяжёлый экономический кризис. Для стран входящих в ЕС это было тяжёлым испытанием поставившим вопрос самого существования ЕС. В рассматриваемый период были приняты два стратегических решения в институциональной сфере. В 1974 г. был создан Европейский совет на уровне глав государств и правительств, отныне первые лица стран ЕС стали встречаться регулярно. В том же году, было решено перейти к прямым выборам в Европейский парламент. Впервые они состоялись в 1979 г. Немаловажные сдвиги произошли в отраслевой политике. В частности, Сообщество приступило к проведению региональной политики, главным инструментом которой стал созданный в 1975 г. Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Были расширены функции и в несколько раз увеличен бюджет Европейского социального фонда. В 1984 г. была принята Первая рамочная программа научно-технического развития ЕС.
Переговоры о вступлении Великобритании, а также Дании, Ирландии и Норвегии в Европейское Сообщество начались только в 1969 г. Три первые страны стали ее членами с 1 января 1973 г., тогда как национальный референдум в Норвегии дал отрицательный результат. «Шестерка» превратилась в «девятку». По приросту экономической мощи данное расширение было крупнейшим в истории ЕС: его ВВП увеличился более чем на 30%. Во второй половине 70-х гг. начались переговоры с Грецией, Португалией и Испанией. Им предшествовали политические перемены в этих странах. В Греции пала военная диктатура «черных полковников» - группы реакционно-настроенных офицеров, захвативших власть в середине 60-х гг.. В Португалии и Испании победили – причем, без кровопролития – демократические революции, ликвидировавшие диктаторские режимы. В 1981 г. Греция стала десятым членом ЕС. Испания и Португалия вступили в него уже на новом этапе развития Европейского сообщества, в 1986 г.