Понятие, субъект, цели и классификация международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:07, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, что она предусматривает изучение и описание форм и правовых основ международного договора. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы: дать определение понятию «международный договор», как соглашению между субъектами международного права, раскрыть объект, цель, классификацию, структуру и содержание;
• изучить основные формы заключения, исполнения и прекращения международного договора;
• исследовать основные формы применения международных договоров Республики Беларусь;
• проанализировать форму и юридическую значимость международных договоров Республики Беларусь;
• выработать предложений и рекомендаций в сфере заключения, ратификации, исполнения и денонсации международных договоров.

Вложенные файлы: 1 файл

Введенкурсачие.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Иногда в преамбуле  содержатся и постановления нормативного характера. Так, в преамбулах мирных договоров 1947г. указывается о прекращении  состояния войны между подписавшими их государствами. Наконец, встречаются  случаи, когда преамбула содержит правила о восполнении пробелов в тексте договора. Международный  договор может иметь те или  иные примечания (дополнительный протокол, заключительный протокол, протокол подписания, обмен нотами или письмами при  подписании договора, правила процедуры, регламенты, описание границ, списки товаров, правила технической эксплуатации и т.п.). В отличие от преамбулы, основной и заключительной статей, приложение составляет часть международного договора только в том случае, если об этом прямо не указывается в  договоре или в приложении. Международный  договор может представлять собой  один документ или состоять из двух и более связанных между собой  документов. Типичным примером может  служить обмен нотами как форма  соглашения обычно двух государств [12, с.109]. Международный договор обычно скрепляется подписями уполномоченных лиц в порядке так называемого альтерната и печатями. Важнейший элемент формы международного договора, посредством которого воля его субъектов получает ясное проявление вовне, - это язык. Именно в языке договора, его словесных формулировках в тексте выражается реальность воли и согласования государственных воль в международном договоре. Отрывать, а тем более противопоставлять договор как соглашение и договор как текст глубоко ошибочно. Международный договор - и в этом одно из его важных отличий от международного обычая - существует лишь как соглашение, воплощенное в тексте. Момент согласования воль здесь четко фиксируется словесно. Сам текст международного договора, воплощающий соглашение субъектов международного права, есть главный непосредственный итог успешно завершившихся переговоров. В этом смысле можно сказать, что международный договор есть словесное соглашение сторон. Молчаливых и подразумеваемых договоров нет. Если признать существование молчаливого или подразумеваемого договора, то исчезает разница между договором и обычаем. Это может привести к принижению роли международного права. Какого-либо одного общеобязательного языка международных договоров не существует. Двусторонние договоры обычно составляются на языке обеих договаривающихся сторон.

В этом случае договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых  содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон имею одинаковую юридическую силу, или, как говорят, аутентичны, что  часто указывается в договоре. Это имеет важное значение при толковании и применении международного договора, в случаях расхождения между разноязычными текстами, если иное не оговорено в самом документе. Если же никаких указаний на этот счет в договоре нет, то, исходя из принципа равенства государств, следует считать, что оба языковых варианта являются одинаково аутентичными, хотя в процессе осуществления договора каждая сторона чаще всего руководствуется текстом на своем языке. В настоящее время, когда в отношения друг с другом вступают нации, которые прежде не имели ни экономических, ни культурных, в том числе языковых связей и даже не знали о существовании друг друга, двусторонний договор иногда составляется не в двух, а в трех языковых вариантах. По согласованию с другой стороной международного договора языком договора может быть избран иной язык [4, с.2]. При этом указывается, что аутентичным является текст на третьем языке в случае возникновения противоречия, когда язык одного государства не понятен для другого. Наиболее важные многосторонние договоры составляются на распространенных языках мира: русском, английском, французском и испанском. Договоры, заключаемые в рамках ООН, обычно составляются на шести языках этой организации: русском, арабском, английском, французском, испанском и китайском, чаще всего в одном экземпляре, но иногда в трех. Иногда в договоре содержится специальное положение, что лишь определенный языковой текст должен считаться аутентичным. Это может быть признаком неравноправного положения одного из участников договора, чей язык не рассматривается как равноправный, или же быть своего рода санкцией в отношении государства, нарушившего международное право. В последнем случае указанное ограничение будет правомерным. Так, в мирном договоре 1947г. с бывшими государствами-агрессорами только русский, английский и французский тексты являлись аутентичными, в то время как, например, итальянский или финский таковыми не являлись. Исправление данной нормы, могло бы ликвидировать тот недостаток, как ущемление права народов, первичных носителей суверенитета. Многосторонние договоры по специальным вопросам могут составляться на языках лишь некоторых сторон с согласия других договаривающихся сторон.

Так, уставы специализированных учреждений ООН составлены на английском и французском языках. Иногда на одном из этих языков, как мы видели, составляются и двусторонние договоры. Языки, на которых составлен текст  международного договора, указываются  в той его части, где определяется аутентичность и официальность текстов данного договора [4, с.2]. В понятие «форма» входят наименования международных договоров. Таковы наименования: договор, конвенция, соглашение, пакт, протокол, устав, статут, совместное заявление, декларация, коммюнике, хартия, меморандум, регламент, акт, обмен нотами и другие. Юридического различия в наименованиях международных договоров нет, как нет и общепризнанной классификации таких наименований. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же виды международных договоров имеют различные наименования (договоры и пакты о нейтралитете, ненападении; консульские договоры и конвенции и т.д.). Более того, встречаются случаи, когда в тексте одного и того же договора стороны употребляют несколько терминов для его наименования. Так, например, соглашение между Швейцарией и Лихтенштейном от 20 ноября 1920г. называется в тексте то соглашением, то конвенцией, а в конце - трактатом. Все же нужно отметить, что некоторые наименования в результате их длительного практического употребления как бы прикрепились к определенным видам международных договоров.

Так, уставами, или статутами, называются международные договоры, создающие международные организации. Договоры о законах и обычаях  войны чаще всего именуются конвенциями. Соглашения о прекращении состояния  войны и заключении мира называются договорами (мирными). Соглашения о  союзе и взаимопомощи чаще всего  называются договорами. В международной  торговле договорами обычно называются акты, которые служат правовой базой  для всех остальных соглашений и  имеют особенно большое значение для контрагентов, содержат принципы торговли между ними. Акты, которые  регулируют текущий товарооборот между  государствами, называются торговыми  соглашениями. Наименования международных  договоров могут обозначать уровень  развития отношений между ними. В  последние годы наблюдается тенденция  к появлению новых наименований международных договоров, к увеличению их многообразия. Во время обсуждения вопроса о различных наименованиях договоров в Комиссии международного права ООН большую дискуссию вызвал вопрос, должен ли в понятие «международный договор» включаться обмен нотами. Большинство комиссии правильно решило, что обмен нотами должен остаться одним из способов заключения международного договора, поскольку этот обмен оформляет соглашение сторон. Венская конференция подтвердила это. Следует отметить, что обмен нотами является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным способом заключения международного договора, при котором соглашение оформляется путем обмена документами с тождественным содержанием между должностными лицами, представляющими свои правительства, причем обмениваемые документы не обязательно называются нотами. В договорной практике все чаще имеют место случаи обмена меморандумами, письмами и даже телеграммами. Все эти договоры имеют такую же юридическую силу, как и обычный международный договор, т.к. воплощают согласование воль государств. Предметом их обязательств нередко являются важнейшие вопросы международных отношений [18, с.183].

В настоящее время все  большую роль в международных  отношениях играют такие договорные акты, как заявления и коммюнике  глав правительств и глав государств, в которых фиксируются результаты переговоров, соглашения по важнейшим  политическим, экономическим и другим вопросам. По характеру и значению их можно поставить в один ряд  с важнейшими политическими договорами. Таким образом, термин «договор»  в настоящее время употребляется  не только в узком смысле как одно из наименований, но является также  понятием, охватывающим все различные  наименования и виды соглашений субъектов  международного права. Именно в таком  смысле он употребляется в Венской  конвенции 1969г. о праве международных  договоров.

 

ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА

В международной правоприменительной  практике под заключением международного договора понимается процесс становления  договорной нормы международного права  и формирование соглашения между  государствами, которые отражаются в ряде последовательных стадий и  юридических действий, содержание которых  зависит от взаимных интересов, намерений, позиций и практики сторон, от сущности, предмета, целей и формы договоренности Процесс заключения международного договора состоит, как правило, из следующих  самостоятельных последовательно  осуществляемых этапов:

1) возникновение инициативы  по заключению договора, неофициальные  консультации;

2) внесение предложения  о проведении переговоров и  получение полномочий на их  проведение;

3) переговоры;

4) внесение предложения  о заключении договора и получение  полномочий на его подписание, собственно подписание.

Этапы 2) и 4) реализуются путем  принятия соответствующих решений. В исключительных случаях они  могут совмещаться в одном  решении [15, с.12].

Всякий международный  договор проходит стадии выработки  текста и имеет ту или иную форму, в которой выражается согласие государства  на обязательность для него договора.

Необходимо отметить, что  в современной литературе нет  единого мнения относительно таких  понятий как правоспособность государства (capacity) и компетенции высших государственных органов (competence), уполномоченных заключать договоры.

Что же касается полномочий, то наделение ими, как и договорная инициатива, предшествует заключению международного договора [17, с.126]. Если международный договор заключается непосредственно главами государств, то они действуют ex officio, и естественно, не нуждаются ни в каких полномочиях.

В подавляющем большинстве  случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют  через специально уполномоченных на то лиц. Для того им выдают специальные  документы, называемые полномочными. Полномочия могут выдаваться не на все стадии заключения договора, а, например, только на ведение переговоров без права  подписания. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства  в соответствии с его внутригосударственным  правом.

По Венской конвенции 1969 года следующие лица не нуждаются  в полномочиях и считаются  представляющими свое государство  ex officio:

а) главы государств, главы  правительств и министры иностранных  дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора;

б) главы дипломатических  правительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим  государством и государством, при  котором они аккредитованы;

в) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной  конференции или в международной  организации ил и в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в  такой организации или в таком  органе [1, с.3]. Следовательно, последние  две категории лиц должны иметь  полномочия на подписание договора. При  заключении двусторонних договоров  участники обмениваются полномочиями, а при многосторонних договорах  полномочия сдаются в секретариат  конференции или организации, где  они проверяются, или же создается  специальный комитет по их проверке.

Полномочия на ведение  переговоров и подписание международных

договоров Республики Беларусь выдаются в отношении:

· межгосударственных договоров  Республики Беларусь - Президентом  Республики Беларусь;

межправительственных договоров  Республики Беларусь - Советом Министров  Республики Беларусь. Полномочия на ведение  переговоров и подписание международных  договоров оформляются Министерством  иностранных дел Республики Беларусь конкретному лицу (лицам) [5, с.4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данная курсовая  работа представляет собой теоретико-правовое исследование, проведенное на основе общедоступных нормативно-правовых актов и научных трудов известных  ученых.

В частности, работа над Венскими конвенциями о праве международных  договоров 1969 и 1986 г.г. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки подобных актов назрела именно к тому моменту, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации. Речь идёт об охране окружающей среды, о воздушном и космическом пространстве, Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно-технического прогресса на благо всего человечества. Стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только международное сотрудничество, с учетом интересов и при полной свободе выбора всех участников международного сообщества, позволит решать эти проблемы и идти по пути прогресса. Появление глобальных проблем поставило, в частности, перед государствами вопрос о непосредственном их влиянии на поиск путей и средств выживания человека, на использование тех общепризнанных принципов и норм поведения в международном общении, которыми цивилизация уже обогащена, и на создание новых правил общения, новы международных механизмов. На нашей планете назрела необходимость в новых правилах общежития, соответствующих новым потребностям и изменившимся условиям.

В этих условиях международный  договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных  отношений.

· В процессе исследования темы курсовой  работы решены следующие  задачи: дать определение понятию  «международный договор», как соглашению между субъектами международного права, раскрыть объект, цель, классификацию, структуру и содержание;

· изучить основные формы  заключения, исполнения и прекращения  международного договора;

· исследовать основные  формы применения международных  договоров Республики Беларусь;

· проанализировать  форму  и юридическую  значимость  международных  договоров Республики Беларусь;

выработка предложений и  рекомендаций в сфере заключения,

В заключении мы пришли к  следующим выводам:

· Форма, структура и наименование (договор, контракт, соглашение, конвенция, декларация, пакт, протокол, статут, обмен  нотами и др.) не влияет на юридическую  силу и действительность международного договора.

· В международном праве  нет общеобязательной формы для  международных договоров, их действительность определяется не формой, а содержанием, изложенным в тексте. Могут быть и неформальные и устные договоренности, как мы уже отмечали, которые также  считаются международными договорами.

· Круг субъектов права  международных договоров не может  определяться произвольно: он требует  учета природы регулируемых им отношений.

· Объект и цель являются обязательными элементами международно-правовых отношений. Объект играет огромное значение для определения круга вопросов и отношений, на которые распространяется международный договор.

· Сравнительно-правовой анализ национальных законодательств в сфере заключения, ратификации, прекращения международных договоров показал несоответствие потребностям правоприменительной практики, что замедляет процесс унификации национальных законодательств.

Содержание в договоре специального положения, что лишь определённый языковой текст считается аутентичным может быть признаком неравноправного положения одного из участников договора. Исправление данной нормы могло бы ликвидировать тот недостаток, как ущемление права народов, первичных носителей суверенитета.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венская конвенция о  праве международных договоров  1969 года //Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь. - 2000.- №44. Венская конвенция о праве  договоров между государствами  и международными организациями  или между международными организациями  1986 года //Ведомости Национального  Собрания Республики Беларусь. - 2000.-№1-2.

Информация о работе Понятие, субъект, цели и классификация международных договоров