Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 10:04, реферат
договоры, закрепляющие сотрудничество в сфере установления основных прав и свобод человека:
Международный пакт о гражданских и политических правах;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Обсуждая проблему эвтаназии, нельзя не затронуть и понятие смерти.
По мнению видного судебного медика профессора А. П. Громова, после гибели головного мозга человек не может рассматриваться как живой, даже если с помощью приборов в организме поддерживаются функции кровообращения и дыхания: в таком случае мы имеем не что иное, как «живой труп». По формулировке В.А. Неговского, это уже не человек, не личность, а «сердечно-легочный препарат»; он уже никогда не сможет вернуться к сознательной жизни, и продление его существования принесет его родным и близким лишь бесцельные страдания.
Сегодня общим законным
основанием для признания человека
мертвым или для констатации
наступления биологической
В мировой практике существует множество случаев применения эвтаназии, что вызывает неутихающие споры по этому вопросу.
Раздел 3. Международные механизмы защиты прав человека
Большое значение для защиты прав и свобод человека на международном уровне имеют различные конвенционные органы, учреждённые на основе международных договоров по правам человека. Согласно Уставу ООН ответственность за выполнение функций Организации в области прав человека несёт Экономический и Социальный Совет. ЭКОСОС уполномочивается Уставом ООН «делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех» (п. 2 ст. 62).
Для выполнения возложенных на него функций ЭКОСОС создаёт специальные комиссии. Комиссия по правам человека была создана в 1946 г. составе 18 государств-членов (в настоящее время - представители 56 государств-членов, избираемых на три года). Комиссия проводит ежегодные сессии в течение шести недель. Её комментарии по вопросам, относящимся к Пакту, преследуют цель помочь государствам-участникам претворить в жизнь права, зафиксированные в Пакте, а также привлечь их внимание к недостаткам докладов и процедурам подготовки докладов. Кроме того, Комиссия может давать рекомендации Совету по результатам рассмотрения отдельных докладов.
Для изучения практики грубых нарушений прав человека в мире Комиссия после 1980 г. учредила несколько специальных органов, имеющих «тематические мандаты». Сейчас существуют две тематические рабочие группы: а) по вопросу о недобровольных или насильственных исчезновениях; б) по произвольным задержаниям. Также имеются восемь тематических специальных докладчиков: 1) по вопросу о внесудебных и произвольных казнях и казнях без надлежащего судебного разбирательства; 2) по пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания; 3) по торговле детьми, детской проституции и детской порнографии; 4) по вопросу о лицах, перемещённых внутри стран; 5) по религиозной нетерпимости; 6) по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии; 7) по свободе мнения и слова; 8) по использованию наёмников в качестве средства противодействия осуществлению права народов на самоопределение.
На основе Международного
пакта о гражданских и
Функции контроля за соблюдением
международных договоров
48 сессия Генеральной
Ассамблеи ООН 20 декабря 1993 г.
учредила пост Верховного
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека получает около 100 тысяч жалоб в год от отдельных лиц и групп людей о нарушениях их прав, эти жалобы рассматриваются соответствующими органами ООН.
В 1951 г. создано Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев (УВКБ), с целью международной защиты беженцев, оказания им материальной помощи. Специальная программа помощи перемещённым лицам, беженцам была разработана на Северном Кавказе. В 1999 - 2000 г.г. в процессе реализации этой программы была оказана помощь около 150 тыс. перемещённым лицам в Чечне, около 160 тыс. в Ингушетии, около 12 тыс. в Дагестане, профинансировано строительство палаточных лагерей.
Региональное сотрудничество в области прав человека дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека. На региональном уровне удаётся намного лучше учитывать специфические интересы отдельных государств или групп государств, в связи с чем они готовы пойти на существенные уступки в плане закрепления и установления сильных и эффективных механизмов контроля.
Совет Европы основан в 1949 г. и объединяет 44 государства и представляет интересы более чем 800 миллионов жителей Европы. Главным приоритетом в работе Совета Европы является защита прав человека и основных свобод в странах-членах Совета Европы. Основными направлениями этой деятельности являются:
- создание эффективной системы
контроля, защиты и уважения прав
и свобод личности через
- выявление и предотвращение
новых угроз и нарушений прав
человека и унижения
- привлечение внимания
На основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод создан Европейский суд по правам человека, который состоит из числа судей, равного числу государств - членов. Судьи избираются парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет с правом переизбираться на новый срок, вплоть до достижения 70 лет. Каждое государство выдвигает трёх кандидатов, из которых, по крайней мере, двое должны быть гражданами этого государства. Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям. Предъявляемым при назначении на высшие судебные должности в государствах - членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Судьи выступают в Суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. Член суда не может быть отстранён от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он больше не соответствует предъявляемым требованиям. В январе 2000 г. в состав суда был избран российский судья А.И. Ковлер.
Европейский Суд может принимать
жалобы от любого физического лица,
неправительственной
Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её протоколами. При этом совсем необязательно быть гражданином государства-участника, против которого направлена жалоба.
Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
В-третьих, жалоба может принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты.. При этом решение Конституционного суда необязательно. Правило об исчерпании всех внутригосударственных средств правовой защиты требует и одновременно способствует тому, чтобы государства постоянно совершенствовали свою правозащитную систему, добиваясь её функционирования в соответствии с общепризнанными нормами международного права и процессуальными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией.
В-четвёртых, жалоба должна быть подана не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования. Причём ни в конвенции, ни в её протоколах не предусмотрено право лица, чьи права были нарушены, на постановку вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы по каким-либо уважительным причинам. Этот значительный недостаток Конвенции в ряде случаев может привести к серьёзному ограничению прав граждан на обращение в Суд, в том числе и в связи с противодействием этому процессу со стороны каких-либо государственных структур.
В-пятых, жалоба не должна быть анонимной; однако, если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобное отступление от правил гласности судебного разбирательства. Председатель Палаты может в исключительных случаях принять решение об анонимности заявителя в исключительных и обоснованных случаях.
Общепризнанные права человека стали основной ценностью в современном мире: их можно обнаружить в конституциях и законодательстве каждого государства.
В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX в. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.
Таким образом, в современном праве сложился комплекс принципов и норм, относящихся к общепризнанным правам человека. Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления.
Необходимо отметить, что признание прав человека делает их обязательными для соблюдения всеми участниками общественных отношений, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности.
Вывод
Всеобщая декларация прав человека
-- первый универсальный международно-
Указанные акты имеют разную морально-политическую
и юридическую силу, но по своей
международной значимости и влиянию
на мировые и