Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа
Актуальность исследуемой в данной работе проблемы обусловлена:
во-первых, наличием широкого круга организационно-правовых форм иностранных юридических лиц и личным законом каждого из них, признающим соответствующую организационно-правовую форму в качестве субъекта права;
во-вторых, существованием различных оснований признания в качестве личного закона иностранного юридического лица законодательства того или иного государства в зависимости от признаваемой Российской Федерацией доктрины.
Введение……………………………………………………………….2
Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица…………………………………………………………………….3
Основные критерии определения личного статута юридического лица…………………………………………………………………....10
Критерий инкорпорации…………………………………………….10
Критерий места нахождения административного центра юридического лица…………………………………………………..13
Критерий места осуществления основной деятельности…………...16
Критерий государственной принадлежности участников юридического лица…………………………………………………..18
Правовое положение иностранных юридических лиц на территории РФ………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………27
Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.
Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву.
Понятие «иностранные
юридические лица» дается в ряде
российских законов, содержащих различные
критерии отнесения юридических
лиц к числу иностранных. Среди
них Федеральный закон «Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» 2003 г., в
котором к иностранным
Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. Термином «нерезиденты» оперирует Федеральный закон 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам согласно ст.1 названного Закона относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации20. В данном случае для определения национальности юридического лица появляется второй критерий — местонахождение юридического лица.
Таким образом, анализ правовой базы Российской Федерации показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.
Впервые в
российском законодательстве появилась
коллизионная норма, посвященная иностранным
организациям, не являющимся юридическими
лицами по иностранному праву. Это связано
с тем, что участниками гражданских
правоотношений вообще и гражданских
правоотношений, осложненных иностранным
элементом, в частности, могут быть
не только физические и юридические
лица, но и организации, не являющиеся
юридическими лицами. В каждом государстве
перечень таких организаций определяется
по-своему. К примеру, в Российской
Федерации к организациям такого
рода относятся общественные объединения,
религиозные группы. В других странах
ими могут быть организации определенных
организационно-правовых форм (например,
в Великобритании — полные товарищества),
которые в Российской Федерации
относятся к юридическим лицам.
В статье 1203 ГК РФ содержится норма
о том, что личным законом иностранной
организации, не являющейся юридическим
лицом по иностранному праву, считается
право страны, где эта организация
учреждена. Если применимым будет российское
право, то к деятельности такой организации
будут применяться нормы
В российской
правовой системе не закрепляются такие
категории, как «допуск», «признание»,
используемые в отношении иностранных
юридических лиц, в отличие, например,
от правовой системы Франции, Германии,
где предусмотрена специальная
процедура признания
Вместе с
тем, в российском законодательстве
по ряду вопросов деятельности иностранных
юридических лиц предусмотрено
специальное регулирование. Это
касается, в частности, налогообложения:
иностранное юридическое лицо, действующее
на территории России без открытия
соответствующего филиала или представительства,
не освобождается от взимания налога
на добавленную стоимость при
заключении договора аренды помещения
(что предусматривается для
Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство — не более трех лет.
В соответствии с российским законодательством, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Соответственно, при условии соблюдения установленных российским законодательством правил, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность:
• заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство;
• арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);
• совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции;
• быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;
• создавать
полностью принадлежащие им предприятия,
хозяйственные общества и товарищества
или же совместно с российскими
лицами в организационно-правовых формах,
предусмотренных российским законодательством
(в частности, в форме акционерных
обществ и обществ с
• заключать инвестиционные соглашения,
концессионные соглашения, соглашения
о разделе продукции и в
иных формах участвовать в разработке
недр и природных ресурсов (федеральные
законы: «О недрах» 1995 г., «О континентальном
шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О
соглашениях о разделе
• учреждать на территории России свои представительства, филиалы;
• принимать участие в
• регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);
• быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.
Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки, а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения.
За прошедшие десятилетия
Заключение
На основании
проведенного исследования как российского,
так и зарубежного
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
Литература
1 Федеральный закон России «Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть третья» № 146-ФЗ от 01.03.2002 г. // Российская газета. 2002. № 233
2 Брун М.И. Юридические лица в международном частном праве. Кн. 1: О личном статусе юридического лица. Петроград, 1915. С. 4.
3 Раапе Л. Международное частное право. Пер. с нем.- М., 1960. C.188
4 Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. – М.: Статут, 2003. С. 11.
5 Раапе Л. Международное частное право. Пер. с нем.- М., 1960. C.192
6 Иссад М. Международное частное право. М, 1989. С. 355-356.
7 Юмашев Ю.М. Правовое регулирование прямых иностранных капиталовложений в ЕЭС. М, 1988. С. 16.
8 Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. С. 215.
9 Богуславский М.М. Международное частное право. – М., Юристъ, 2005. С. 125.
10 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т. 2: Особенная часть. М., 2000. С. 39-42.
11 Ладыженский A . M . Теории национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник международного права. 1964-1965. М., 1966. С.272
12 Брун М.И. Юридические лица в международном частном праве. Кн. 1: О личном статусе юридического лица. С. 10.
13 См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т. 2: Особенная часть. С. 50.
14 Международное частное право: Иностранное законодательство. – М., Статут, 2001. С. 576
15 Брун М.И. Юридические лица в международном частном праве. Кн. 1: О личном статусе юридического лица. С. 19.
17 Городисский А.М. Определение национальности юридических лиц в международном частном праве.//Cоветский ежегодник международного права 1983 г. – М., 1984. С. 177.
18 Петерский И.С. Очерки международного частного права.- М., Госиздат., 1924. С. 87.
19 Федеральный Закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 2003. №254.
20 Федеральный Закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. 2003. №253.
Информация о работе Правовое положение иностранных юридических лиц на территории РФ