Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей заключение международного договора.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и значение международного договора;
Описать стадии заключения международного договора;
Раскрыть особенности регистрация и официальное опубликование международного договора.
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение международного договора 6
1.1. Понятие и значение международного договора 6
1.2. Субъекты международного договора 9
Глава 2. Стадии заключения международного договора 11
2.1. Согласование текста 11
2.2. Принятие текста международного договора его формы 13
2.3. Выражение согласия государств на обязательства международного договора 17
Глава 3. Регистрация и официальное опубликование международного договора 29
3.1. Регистрация международного договора 29
3.2. Опубликование международного договора 36
Заключение 42
Список литературы 44
3. В отдельных случаях в
Нельзя не отметить большого сходства между оговорками ad referendum и этим заявлением.
Каждой оговорке, как акту государственного суверенитета, всегда противостоит суверенный акт партнера по договору. Государство вправе отказаться вступить в договорные отношения с участником соглашения, заявившим оговорку. Однако в связи с оговоркой ad referendum или же заявлением, аналогичным сделанному Германией в приведенном выше случае, это невозможно.
Оговорка делается государством в том случае, когда, считая договор в принципе приемлемым и выгодным для себя, государство не может согласиться с каким-либо одним или несколькими положениями договора. Это положение полностью соответствует определению оговорки, предложенному итальянским юристом Д.Анцилотти. Оговоркой он называет «добровольное заявление, которым государство, принимая договор в целом, исключает из него некоторые определенные положения, которыми оно впредь не будет связано». Такое толкование, разумеется, очень узко, поскольку это лишь частный случай.
Анализируя понятие оговорки, следует отметить, что она может делаться государством с целью:
Все эти определения, отличаясь одно от другого по форме изложения, выделяют следующие моменты:
Несложные логические построения и семантика слова заставляют нас сделать такой вывод: если А в своих взаимоотношениях с В выдвинет какое-либо условие, то это условие должно быть рассмотрено В, а затем либо принято, либо отклонено. Другими словами, оговорка должна рассматриваться остальными участниками договора, и только в том случае, если она будет сочтена ими приемлемой, она приобретает юридическую силу, то есть будет «исключать какое-либо положение из договора, изменять его или придавать ему определенный смысл».
Итак, согласно точке зрения зарубежных юристов, оговорка – это или суверенный акт суверенного государствам в качестве такового для придания ему силы не нуждается в чьих-либо действиях извне, или заявление, порождающее юридические последствия только после одобрения его другими государствами.
Венская конвенция требует от государств письменного формулирования оговорок и доведения их до сведения договаривающихся и других государств, имеющих право стать участниками договора.12 При этом оговорка, сделанная при подписании договора, должна быть официально подтверждена при окончательном утверждении или ратификации договора. В противном случае она не считается сделанной.
В настоящее время в
В целом суверенное право государств заявлять оговорки нашло свое подтверждение в Венской конвенции о праве международных договоров (ст.19-23).
Венская конвенция не требует какого-либо последующего принятия оговорки другими договаривающимися государствами, устанавливая только, что она считается принятой государством, если оно не выскажет возражений против нее в течение 12 месяцев после того, как оно было уведомлено о такой оговорке (п. 5 ст.20). Однако общее согласие с оговоркой может быть необходимым в отношении заключенных многосторонних договоров, когда из объекта и цели договора явствует, что применение договора в целом между всеми его участниками является существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора (п. 2 ст.20). Это положение, однако, не может быть применено к учредительным актам общих международных организаций.
Оговорка, против которой другое государство— участник договора не сделало возражений, влечет за собой следующие юридические последствия:
В то же время оговорка не изменяет положений договора для других его участников в их отношениях между собой.13
Не согласное с оговоркой государство может возражать против нее. Как и заявление оговорок, возражение против них является суверенным правом государств.
К суверенным правам государств принадлежит также право снятия оговорок. На Венской конференции это право по предложению Венгрии было совершенно резонно дополнено правом снятия и возражений против оговорок. В нынешней ст.22 Венской конвенции предусматривается, что, если договором не обусловлено иное, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку. Возражение против нее также может быть снято в любое время. При этом снятие оговорки вступает в силу в отношении другого договаривающегося государства только после получения им уведомления об этом, а снятие возражения — после получения такого уведомления государством, сформулировавшим оговорку.
Положения ст.25 ФЗ «О международных
договорах РФ» полностью
В свете изложенного оговорку представляется правильным определить следующим образом: оговоркой к международному договору называется одностороннее формальное заявление государства, посредством которого оно, подписывая договор, ратифицируя его или присоединяясь к нему, доводит до сведения всех заинтересованных государств, что признает договор только в том виде, который он приобретает после изъятия из него определенный положений, изменения их или придания им определенного смысла.
Понятие «заинтересованные государства» толкуется в данном случае в широком смысле. Любое государство, подписавшее или уже ратифицировавшее договор, должно знать обо всех сделанных к нему оговорках, чтобы с учетом их, оценив обстановку в целом, предпринимать конкретные шаги в качестве участника этого договора.
Хотя регистрация и
Регистрация – это правовой акт государств, Секретариата ООН или другой международной организации, который заключается в том, что международные договоры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации, заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в перечень с целью опубликования и доведения их содержания до сведения всех государств.14
Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась обязанность государств — членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под страхом лишения обязательной силы заключаемые ими международные договоры. На Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой возможности публиковать эти договоры.
В меморандуме, одобренном Советом Лиги наций 19 мая 1920 г., отмечалась важность принципа гласности международных договоров как одного из источников их моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и обязательств и важного средства общественного контроля. Правда, меморандум ограничивал обязанность регистрации договорами, которые были заключены после вступления в силу Устава Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г. , но уполномочивал Секретариат Лиги регистрировать и ранее заключенные договоры с согласия договаривающихся сторон, даже если они в данный момент не являются членами Лиги наций.
И все же официальное международно-
Впоследствии этот принцип был подтвержден и развит в Уставе ООН, Венской конвенции о праве международных договоров и других международно-правовых документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы».15
В соответствии с этой статьей Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 14 декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании международных договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все договоры или международные соглашения, независимо от их формы и наименования, заключенные после вступления в силу Устава ООН, то есть после 24 октября 1945 г. Однако резолюция Генеральной Ассамблеи по вопросу о регистрации договоров от 10 февраля 1946 г. рекомендовала членам ООН передать для хранения Генеральному секретарю и опубликования договоры, заключенные до вступления в силу Устава ООН и не включенные в сборники Лиги наций. Некоторые из них были включены в сборники договоров ООН.
В тех случаях, когда в международном договоре стороной является ООН или в самом договоре устанавливается, что ООН уполномочивается произвести регистрацию (обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН является депозитарием договора, обязанность его регистрации ex officio лежит на ООН. Регистрация в определенных случаях может производиться специализированным учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему положению, регистрация многосторонних договоров производится их депозитарием (ст.80 Венской конвенции).
Регистрация договора, произведенная
одной из его сторон, самой ООН
или ее специализированными
Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся к ним документы: поправки, изменения, присоединения, ратификации, оговорки, декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же должны быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так и сами возобновленные договоры.
Регистрацию не проходят некоторые приложения, носящие сугубо технический или единовременный характер (список товаров, перечень предприятий, тарифы и т.п.), а также памятные записки, межведомственные соглашения, в некоторых случаях обмены нотами и др.
Регистрация должна осуществляться при первой возможности, обычно вскоре после вступления международного договора в силу и его опубликования каким-либо государством-участником. Днем регистрации считается день получения Секретариатом ООН заверенной любым из участников копии договора. О произведенной регистрации выдается свидетельство за подписью Генерального секретаря ООН или его представителя. Правила 1946 года предусматривают кроме регистрации еще так называемое хранение в делах и занесение в перечень. В Уставе ООН эта процедура не предусмотрена. Она применяется к международным договорам, которые не входят в число подлежащих обязательной регистрации, а именно:
Таким образом, принятие на хранение и занесение в перечень являются по существу добровольной формой регистрации договоров.
Вопрос о регистрации решают в первую очередь договаривающиеся государства, за исключением случаев регистрации ex officio, которую осуществляет Генеральный секретарь ООН и, в определенных случаях, специализированные учреждения ООН. Иначе говоря, без согласия государств - участников международного договора регистрация не может иметь места.
В практике государств встречаются различные виды регистрации международных договоров: