Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:26, контрольная работа
Всегда, на протяжении всей истории, вооруженные конфликты людей отличались жестокостью и кровопролитием.
Причина видится в желании обладать собственностью, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир.
Гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.
Введение……………………………………………………………………...……3
Понятие и источники гуманитарного права………………………………….…4
Становление и развитие гуманитарного права России…………………………8
Система гуманитарного права России……………………………………...…..13
Заключение………………………………………………………………...……..20
Библиографический список……………………………………………………..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие и источники гуманитарного права………………………………….…4
Становление и развитие гуманитарного права России…………………………8
Система гуманитарного права России……………………………………...…..13
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..21
Введение
Всегда, на протяжении всей истории, вооруженные конфликты людей отличались жестокостью и кровопролитием.
Причина видится в желании обладать собственностью, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир.
Гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.
Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.
Создание комплексной системы обеспечения и защиты, закрепленных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного гуманитарного права.
Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарного права.
Понятие и источники гуманитарного права
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.
Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и не комбатантами, например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.
Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Женевские Конвенции о защите жертв войны 1949 года, Конвенция о политических правах женщин 1953 года, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Дополнительные протоколы I и II 1977 года к Женевским Конвенциям 1949 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года и другие.
Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере – международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т. д.
В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержании международного гуманитарного и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.
Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли – «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).
Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.
Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един — осуществление, обеспечение и защита прав человека. Вооруженный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отношений в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных конфликтов появляются новые группы участников правоотношений — комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите.
Таким образом, отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях международного права.
В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой — нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.).
Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы.
Нормы гуманитарного права — преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».
Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).
Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.
Становление и развитие гуманитарного права России
В современных условиях разработка вопросов дальнейшего совершенствования международно-правовых средств обеспечения мира, безопасности и сотрудничества между государствами приобретает особое значение. Проблема поддержания всеобщего мира и стабильности на планете была и остаётся одной из центральных проблем международных отношений. Каждое государство заинтересовано в формировании такого миропорядка, при котором отсутствуют какие-либо внешние угрозы, осуждаются посягательства на его законные права, сырьевые ресурсы, национальные и жизненно важные интересы.
Современные войны становятся всё более политизированными, а используемые в них средства более изощрёнными. Применяемые средства и методы ведения боевых действий весьма разнообразны. Их цель - ослабление военных сил неприятеля. Однако стороны не свободны в выборе методов и средств ведения военных действий. Нормы международного гуманитарного права вырабатывались исторически. Многовековая практика привела к формированию отрасли права, которую в разные времена называли по-разному: право войны, право вооружённых конфликтов, международное гуманитарное право.
Первоначально эта отрасль, как и всё международное право, носила обычный характер. Однако, начиная с XIX в., государства стали активно разрабатывать систему договорных правил с целью ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты мирного населения, определения статуса воюющих, нейтральных, военнопленных, интернированных и т.д.
Дальнейшее развитие общества характеризовалось существенными достижениями в области регулирования вооружённых конфликтов. Государства разрабатывали, принимали и совершенствовали различные международно-правовые документы, регламентирующие право войны. Это, прежде всего, уже ранее названная нами, Женевская конвенция 1864 г., Петербургская декларация 1868г., Брюссельская декларация 1874 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, Женевские конвенции 1949 гг., Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и т.д.
Принципы и нормы современного международного гуманитарного права играют важную роль в регулировании международных отношений, и они возникли как результат длительной, сознательной и целенаправленной практики государств в соответствующей сфере жизнедеятельности.
Разработанная и действующая ныне система норм международного права, регулирующая поведение сторон в период вооружённых конфликтов, позволяет говорить о самостоятельной и специфической отрасли международного права - международном гуманитарном праве.
С самых первых дней активнейшую роль в процессе международно-правовой регламентации средств и способов ведения войны приняла Россия. Её выдающиеся представители - юристы-международники с мировым именем приложили колоссальные усилия, чтобы их научные идеи стали нормами международного права.
Исторические аспекты возникновения и становления международного гуманитарного права имеют основополагающее значение. Объективность рассмотрения любого вопроса общественной науки состоит в том, чтобы изучаемое явление исследовать всесторонне и во взаимосвязи с другими явлениями, точно определяя, почему оно в истории возникло, какие этапы в своем развитии проходило, к каким результатам привело, какие последствия имело. И с этой точки зрения смотреть, чем данное явление стало теперь.
Международное гуманитарное право, в этом смысле, не является исключением. Оно возникло на определенной ступени развития человечества и развивалось вместе с ним. Изменения, происходящие в обществе, неизбежно вызывали и будут вызывать изменение и международного права.
Знание истории науки международного права помогает глубже понять природу и содержание норм современного международного гуманитарного права, в формировании которого непосредственное и самое активное участие приняли русские учёные.
Вклад учёных дореволюционной России в развитие международного гуманитарного права в отечественной науке международного права на сегодняшний день в комплексе не изучен. Специальные работы по исследованию данного вопроса отсутствуют. История международного гуманитарного права до сих пор не стала предметом специального исследования. Отдельные аспекты истории международного гуманитарного права просматриваются в научных трудах, посвященных истории международного права, истории международных отношений, внешней политике, дипломатии и в материалах по истории России.
В современных изданиях «Вопросы истории», «Дипломатический вестник», «Международная жизнь» и других публикуются статьи и отдельные официальные документы по истории отношений России с иностранными государствами, что также является доказательством определённого интереса к изучению исторического аспекта данной проблемы. Однако в целом, комплексно история международного гуманитарного права мало изучена.
В отечественной международно-правовой литературе имеются обстоятельные исторические исследования. Источниковедческой базой диссертационного исследования послужил труд В.Э. Грабаря «Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917)»
Опубликованы монографии Ф.И. Кожевникова «Русское государство и международное право» (М, 1947), Д.Б. Левина «Наука международного права в России в конце XIX и в начале XX в.в.» (М., 1982), Г.С. Стародубцева «Международно-правовая наука российской эмиграции (1918 - 1939 гг.)» (М., 2000) и статьи В.Н. Дурденевского «Вклад русской науки в международное право» (М., 1949), Д.И. Фельдмана «К истории науки международного права в Казанском университете (1804 - 1917 гг.)» (Казань, 1957) и др.
Информация о работе Проявление международного гуманитарного права в России