Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие роли Президента РФ в законодательном процессе РФ.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе;
- проанализировать юридическую природу правовых актов Президента.

Содержание

Введение………………………………………………......................................3
Глава 1.Президент РФ: полномочия, место в системе органов власти...................................................................................................................5
1.1.Основные полномочия Президента РФ…………………………...5
1.2.Место Президента в системе органов государственной власти…10
Глава 2.Президент РФ и законодательный процесс……………………….12
2.1.Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном
процессе……………………………………………………………….12
2.2.Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1 курс.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

Из всего вышеперечисленного перечня полномочий Президента становится ясно, что его деятельность является опорой государства и сопровождается компетенцией органов законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей власти.

 

1.2. Место Президента в системе органов государственной власти

Президент России, обладая реальными и сильными полномочиями, не входит ни в одну ветвь власти, но занимает не менее особое место в системе органов государственной власти. Он реорганизует и координирует работу всех трех направлений, уделяя наибольшее внимание исполнительной ветви власти. Ведь именно Правительство претворяет в жизнь намеченные Президентом федеральные программы.13

Однако было бы неправильно  думать, что Президент руководит  деятельностью ветвей власти. На самом  деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться  с полномочиями Президента, которыми он располагает в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

  1. ограниченность периода полномочий Президента (шесть лет);
  2. всенародные прямые выборы;
  3. альтернативный характер выборов;

 

 

  1. недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;14
  2. возможность отрешения его от должности;
  3. возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Таким образом, каждая ветвь власти имеет свои конкретные полномочия и регулирует ту или иную область государственной деятельности. Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава    2. Президент РФ и законодательный процесс

2.1. Компетенция   и полномочия Президента РФ в законодательном процессе

Весьма обширна  компетенция Президента РФ, дающая ему возможность участвовать в правотворчестве.

Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о  порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Это Положение регламентирует обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан.15

В отличие от Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.16

Президент имеет  возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс.     Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях парламента и

 

Правительства, а Государственная Дума приобретает полномочие корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента, обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из предусмотренных Конституцией решений.

Президенту принадлежит также право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.17

Исключительное  право Президента — издавать указы и распоряжения, юридическая природа которых Конституцией РФ не формализована и потому нуждается в тщательном изучении. Им будет посвящена отдельная глава. Ежедневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате — новый институт конституционного права, доселе неизвестный конституционной практике России.

Эти полномочные представители представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел или один из его заместителей.

В действующем  механизме взаимодействия Президента и Федерального Собрания важное место занимает обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных

 

направлениях внутренней и внешней политики государства. Такое обращение является не только исключительным правом Президента, но и его обязанностью.

Президент вправе приостановить  действие актов органов исполнительной власти РФ и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции РФ. В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции Российской Федерации издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.18

 Президент РФ имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. По Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право урегулирования возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция РФ выразила это право в следующей формуле: “Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской

 

Федерации. В  случае недостижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение соответствующего суда”.19

Президент располагает  совокупностью полномочий, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной думы и на прекращение её полномочий, так и на её законодательную деятельность.

 Конституция РФ устанавливает полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом, что позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. А при условии ряда других полномочий – и участника правотворческого процесса в целом.

Порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ.20

Одно из исключительных полномочий Президента России — право утверждать законы или отклонять их, право вето.21 Принятие закона Федеральным Собранием и утверждение его Президентом подчеркивает внутреннее единство государственной власти и является выражением тесного взаимодействия законодательной и исполнительной властей. Это право вето у  Президента РФ – отлагательное.

Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат, и только в этом случае Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение семи дней подписать и обнародовать федеральный закон. Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не является абсолютным, ибо оно применимо только по отношению к

 

федеральным законам и  не применимо к федеральным конституционным законам.22

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов заключается и в том, что они принимаются обеими палатами Федерального Собрания: тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями — от общего числа депутатов Государственной Думы и не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение в парламент. Президент Российской Федерации независимо от того, имеются ли у него возражения по принятому парламентом федеральному конституционному закону или нет, обязан подписать и обнародовать его в соответствии со ст 108 Конституции.

Подписание  Президентом принятого Федеральным  Собранием закона является одной из форм его участия в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса. В то же время опыт последних пяти лет показывает, что вопросы взаимоотношений Президента, Государственной Думы, Совета Федерации на всех стадиях законодательного процесса недостаточно урегулированы федеральным законодательством. На это обратил внимание и Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию. В 1998 году, отметил Президент РФ, он подписал 193 федеральных закона, отклонил 67, а 9 законов вернул без рассмотрения в Государственную Думу из-за различных нарушений, допущенных при их принятии.23

Вопрос о  том, имеет ли право Президент РФ возвращать принятые палатами Федерального Собрания законы без их рассмотрения, разъясняет Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. “О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации”. В этом документе дается определение понятия “принятый федеральный закон" и

 

указывается четыре нарушения, при которых Президент может вернуть федеральный закон без его рассмотрения в Государственную Думу. Это может произойти в следующих случаях:

- непрерывности законодательного процесса;

- несоблюдении сроков направления принятого федерального закона Президенту;

- если нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона;

- если установленные Конституцией требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

Так, полномочный представитель  Президента РФ в Государственной  Думе РФ, обобщая практику рассмотрения и принятия федеральных законов Государственной Думой, называет семь нарушений установленных Конституцией РФ, являющихся причиной для возвращения закона без рассмотрения:

1)законопроект внесен ненадлежащим субъектом;

2)отсутствует заключение Правительства в необходимых для этого случаях;

3)закон не рассмотрен Советом Федерации, когда это является обязательным;

4) нарушены сроки  направления закона в Совет  Федерации, рассмотрения в Совете Федерации и направления Президента на промульгацию;

5) федеральный  конституционный закон принят  по вопросу, не предусмотренному Конституцией Российской Федерации;

6) процедура  голосования в палате Федерального  Собрания ставит под сомнение результаты волеизъявления палаты (прежде всего по количеству голосов, установленному Конституцией для принятия закона);

7) текст присланного  для подписания и обнародования  закона не соответствует тексту, за который голосовали депутаты.

Часть 2 статьи 107 Конституции  России установила, что Президент  России в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует федеральный закон.

 

Двухнедельный срок для подписания Президентом закона установлен Конституцией для ознакомления с его содержанием специалистов аппарата Президента.24

К числу исключительных полномочий Президента РФ, прежде всего, относится право законодательной инициативы.25 Нормативное содержание этого права раскрывается в полномочиях главы государства вносить законопроекты в Государственную Думу. Наличие такого права не лишает Президента РФ возможности выступить с законодательным почином. Но в первом случае инициатива Президента порождает обязанность Государственной Думы рассмотреть внесенный им законопроект, причем Регламент Государственной Думы предусматривает, что внесенные Президентом законопроекты рассматриваются Государственной Думой в первоочередном порядке. По поручениям Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ главные управления Президента РФ, иные подразделения Администрации Президента РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов федеральных законов, которые предполагаются к внесению в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Президента РФ. Предусмотрен особый порядок участия Президента РФ в процессе принятия закона о поправке к Конституции РФ. Поправки могут вноситься относительно глав 3-8 в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.26

Информация о работе Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации