Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие роли Президента РФ в законодательном процессе РФ.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе;
- проанализировать юридическую природу правовых актов Президента.

Содержание

Введение………………………………………………......................................3
Глава 1.Президент РФ: полномочия, место в системе органов власти...................................................................................................................5
1.1.Основные полномочия Президента РФ…………………………...5
1.2.Место Президента в системе органов государственной власти…10
Глава 2.Президент РФ и законодательный процесс……………………….12
2.1.Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном
процессе……………………………………………………………….12
2.2.Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1 курс.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, глава государства, участвуя в работе над законом о поправке, в срок не позднее 14 дней с момента получения закона, подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Однако обязательным условием для вступления в силу закона о поправке к Конституции РФ является его одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

 

Принятая поправка к Конституции РФ вносится Президентом  РФ в текст Основного закона в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке.

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Президент России обращается с посланиями к Федеральному Собранию лично.

Послание Президента не является обязательным для исполнения Федеральным Собранием актом, а носит рекомендательный характер, содержит законодательные инициативы Президента, а также его видение перспектив развития конституционного строя России, взаимоотношений России со странами СНГ и другими государствами мира.

Темы ежегодных  посланий Президента РФ зависят от политической ситуации в стране: в 1994 г. — “Об укреплении Российского государства”; в 1995 г. — “О действенности государственной власти в России”; в 1996 г. — “Россия, за которую мы в ответе”; в 1997г. — “Порядок во власти — порядок в стране”; в 1998г. — “Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных  направлениях политики Российской Федерации)”; в 1999 г. — “Россия на рубеже эпох” и так далее.

Таким образом, ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию — это программа сотрудничества всех ветвей власти, годовая программа-минимум по укреплению конституционного строя России, ее внутренней и внешней политики, программа законодательных инициатив Президента по укреплению правового государства. Послание, не являясь обязательным для Федерального Собрания, тем не менее, учитывается парламентом при принятии пакета законодательных актов. Первыми, в частности, были приняты законы о статусе депутатов Федерального Собрания, о Конституционном Суде России и ряд других. Послание оказывает большое

 

 

влияние на общественное мнение в стране, о чем свидетельствует  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в марте 1999 г.

Кроме того, ежегодное  послание Президента России - особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента.

 

2.2. Юридическая природа правовых актов Президента РФ

Президент для  реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.27 Акты  Президента не должны противоречить Конституции. То есть данные акты являются подзаконными. Среди указов Президента выделяют нормативные и ненормативные. Ненормативный (правоприменительный) указ представляет собой форму выражения властных полномочий Президента РФ по конкретным вопросам, рассчитан на однократную реализацию и всегда персонифицирован. Ненормативные указы издаются по вопросам, касающимся назначения и освобождения от должности руководителей исполнительной власти и администрации Президента РФ, приобретения гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения

классных чинов, почетных званий, высших воинских и  специальных званий, помилования и др.28

Обязательность  актов Президента РФ для исполнения на всей территории страны обеспечивает управляемость государством, дает в руки Президента РФ рычаги сохранения единства и целостности Российской Федерации. Принцип обязательности актов главы государства распространяется как на государственных служащих, так и на граждан, хотя в отношении последних право Президента РФ регулировать отношения, устанавливать права и обязанности ограничено. По общему правилу такое регулирование осуществляется главным

 

образом посредством  федеральных законов. Однако поскольку до настоящего времени законодательная база не в полной мере отвечает потребностям развития страны, в короткие сроки сменившей свой государственный и общественный строй, постольку нормативные акты главы государства способствуют восполнению правовых пробелов. Они не заменяют собою законы, а только служат временным правовым средством компенсации отсутствия правового регулирования в той или иной сфере. Принцип обязательности нужно относить только к актам, носящим нормативный и индивидуальный характер, так как к некоторым актам Президента принцип обязательности не применим. Например, послание Федеральному Собранию РФ, но его и правовым можно назвать с трудом.

Нормативные указы  Президента обязательны для Правительства  РФ и других федеральных органов исполнительной власти.29

В условиях разделения властей глава государства является таким же подконтрольным в правовом отношении субъектом власти, как и все остальные властные структуры. Значит его деятельность, а следовательно, и его правовые акты могут быть подвергнуты проверке на соответствие Конституции РФ и федеральным законам. Прежде всего, конституционность его нормативных актов

может быть проверена Конституционным Судом Российской Федерации. И если он приходит к выводу о не конституционности такого акта, последний утрачивает силу и не подлежит применению. При этом не требуется, чтобы Президент РФ сам отменял такой акт. Но в отдельных случаях это происходит в качестве своеобразной морально- политической поддержки решения Конституционного Суда. Существуют в судебной практике и дела об оспаривании отдельных нормативных указов Президента страны как нарушающих, по мнению заявителей, их права и свободы. Однако до сих пор не разрешен окончательно вопрос о том, должны ли быть подведомственны судам общей юрисдикции нормативные акты

 

 

Президента Российской Федерации, учитывая, что рассмотрение таких актов относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из того, что Конституционным Судом РФ за Президентом РФ признано право  издавать указы по вопросам, требующим законодательного решения, соотношение указов Президента РФ и актов органов государственной власти субъектов Федерации можно признать аналогичным соотношению между актами субъектов и федеральными законами.30

Считается, что по юридической силе акты Президента РФ занимают промежуточное положение между федеральными законами и актами Правительства. Таким образом, выделяются:

1) акты Президента  Российской Федерации, к которым  относятся указы и распоряжения, а также концепции, программы, положения и доктрины, утверждаемые указами;

2) официальные  документы главы государства — запросы, заключения, письма, заявления.

Особой разновидностью официального политико-правового документа  является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию.

По юридической  силе акты главы государства принято  делить на нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы. Указы ненормативного значения издаются о назначении того или иного лица на определенную должность. Указами так же назначаются на должность и освобождаются от нее полномочные представители в регионах Российской Федерации. Указами оформляются и другие решения индивидуального характера, прежде всего в экономической сфере, например в сфере управления федеральной собственностью.

Нормативный указ Президента РФ — это юридический  акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений,

 

рассчитанный  на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов.31

По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае пробелов в российском законодательстве. В условиях недостаточности правовой базы это особенно актуально. Динамика происходящих в стране социально-экономических процессов настолько велика, что законодательный орган – Государственная Дума РФ, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа не противоречия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Кроме того, указы можно классифицировать на постоянные и временные. Указы “постоянные” издаются Президентом РФ на всех этапах его деятельности, “временные” — для решения определенной задачи, имеющей, как правило, чрезвычайный характер.

Внесенный проект указа или распоряжения Президента РФ после прохождения необходимых согласований в Правительстве РФ и Администрации

Президента  РФ направляется на юридическую экспертизу в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а затем в Канцелярию Президента РФ для согласования с соответствующим помощником Президента РФ. Согласованные с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и помощниками Президента РФ проекты указов и распоряжений Президента РФ представляются непосредственно заведующим Канцелярией Президента РФ Руководителю Администрации Президента РФ, который принимает решение о готовности проекта к представлению Президенту РФ либо о необходимости доработки проекта.32

 

 

Проекты указов и распоряжений, переданные Президенту РФ с нарушением установленного вышеуказанным распоряжением порядка и подписанные Президентом РФ, выпускаются Канцелярией Президента РФ только после прямого указания Президента РФ Руководителю Администрации Президента РФ или заведующему Канцелярией Президента РФ. Законы и отдельные международные договоры подписываются российским Президентом собственноручно.33 Указы и распоряжения также визируются лично главой государства.

Правовые акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в официальных источниках -  "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны.

Распоряжение  — это акт индивидуального организационного характера.

Распоряжениями  Президента оформляются, как правило, решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации. Кроме актов,

 

проанализированных  выше, Президент РФ, реализуя свои полномочия, может обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.34 В качестве одного из видов документов Президента РФ могут рассматриваться заключения на проекты федеральных законов, принятых Государственной Думой.

В виде писем Президент РФ оформляет законодательную инициативу, отлагательное вето, предлагает Государственной Думе кандидатуру на пост председателя Правительства РФ, председателя Центрального банка России, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора, ставит вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка — перед нижней палатой и Генерального прокурора — перед верхней палатой Федерального Собрания РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Президент РФ обладает широким перечнем полномочий и форм участия в правотворческом процессе. Содействуя с Федеральным Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого  процесса, что непосредственно выражается:

1) в наличии  у него права законодательной  инициативы и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ;

2) в работе  полномочных представителей и  представителей Президента в палатах Федерального Собрания;

3) в возможности  давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения;

4) в работе  согласительных комиссий с участием  представителей главы государства;

5) в его праве  налагать вето на принятые  федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия;

6) в промульгации  законов.

Активная и  порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессе часто приводит к конфронтации между главой государства и парламентом. В результате принимаются несовершенные, юридически не обоснованные законы. Поэтому необходимо в интересах защиты конституционного строя и обеспечения экономической стабильности России:

-      разработать конкретные механизмы законодательного сотрудничества;

Информация о работе Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации