Романо-германская правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть романо-германскую правовую систему, ее структуру и особенности.
Для раскрытия цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
- Раскрыть и соотнести понятия национально-правовой системы и семьи.
- Рассмотреть исторический генезис романо-германской правовой семьи.
- Изучить источники права в романо-германской правовой семье.
- Проанализировать своеобразие и сходство правовой системы России с правовыми системами романо-германской правовой семьи

Содержание

Введение
1. Соотношение понятий национально-правовой системы и правовой семьи
1.1 Исторический генезис романо-германской правовой семьи
1.2 Понятие романо-германской правовой семьи
1.3 Формирование романо-германской правовой семьи
1.4 Распространение романо-германской правовой семьи
1.5 Структура права романо-германской правовой семьи
1.5.1 Публичное и частное право
1.5.2 Система французского права
1.5.3 Система германского права
1.6 Публицизация романо-германского права
1.7 Национальные правовые системы романо-германской правовой семьи: сходства и различия
2. Источники права в романо-германской правовой семьи
2.1 Закон
2.2 Обычай
2.3 Судебная практика
2.4 Доктрина
2.5 Кодификация права
2.6 Гражданские кодексы
2.7 Торговые кодексы
2.7.1 Отличительные черты торговых кодексов
2.8 Трудовое право
2.9 Хозяйственное право
2.10 Административное право
2.11 Административная юстиция
2.11.1 Германская административная юстиция
2.11.2 Французская административная юстиция
3. Своеобразие и сходство правовой системы России с правовыми системами романо-германской правовой семьи
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 63.33 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  даже в Западной Европе, где происходят процессы объединения различных  по своим культурно-историческим, религиозно-этическим  и морально-психологическим ценностям  государств (сравним, например, Грецию и Ирландию, Испанию и Норвегию), эти государства отнюдь не теряют своей самобытности и складывавшейся веками правовой ментальное.

Признавая справедливыми  высказывания В.Н. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системе восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России, А.В. Мицкевич справедливо отмечает, что трудно увидеть те особенные формы законодательства или иных источников права, которые обеспечивали бы успешное развитие российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать «самобытное», без ориентации на международный опыт развитие права, не рискуя снова (как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции. России предстоит жить не в «особой правовой семье», а в содружестве и взаимодействии со всеми правовыми системами мира.

Разумеется, что для  этого российская правовая система  должна идти своим путем, но вместе с основными правовыми системами  современности. При этом не следует  избегать ориентира на международно-правовые и передовые зарубежные юридические  стандарты, в частности романо-германской правовой семьи.

Романо-германская правовая семья дает России не только исторически  оправданный и упрочившийся выбор  юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из признания общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

Все эти аргументы свидетельствуют  о том, что романо-германская правовая семья в XXI столетии в основном остается правильным для России выбором.

Обратим теперь внимание на формальные источники российского  права. Для того чтобы осветить вопрос об источниках современного российского  права, нужно прежде всего подчеркнуть, что речь идет о праве, основным источником которого является закон.

Российское право - это  преимущественно законодательное  право.

Оно развивается главным  образом законодательным путем  и характеризуется бурным обновлением  текущего законодательства в связи  с принятием новой Конституции  Российской Федерации 1993 г. и изданием важных нормативных правовых актов.

Конституция Российской Федерации  закрепляет следующие фундаментальные  принципы системы источников права.

Во-первых, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защиту прав человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2). Конституция признает права и свободы человека «непосредственно действующими» (ст. 18). Все это означает, что любой закон или иной нормативный акт может считаться правомерным только при условии соблюдения им прав человека.

Во-вторых, признание за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 15). Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Принцип верховенства законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

В-третьих, закрепление приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерацией перед национальным правом (п. 4 ст. 15).

Источниками российского  права являются: закон, иной нормативный правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты.

Для современной правовой системы России характерно признание  приоритетным источником права закона.

Конституция - важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:

Высшая юридическая  сила Конституции проявляется, во-пер вых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

Конституция России имеет  прямое действие.

Российская Конституция  в определенной степени формирует  структуру федерального законодательства, т.е. в ряде статей оговари вает, какие и в каких случаях должны быть изданы законодательные акты.

Конституция России указывает  на особую значимость как источника  права гл. 1 «Основы конституционного строя». Никакие по правки, изменения, вносимые в Конституцию, не могут  противоречить положениям этой главы. Глава 1 Конституции является источником самого конституционного законодательства.

В качестве источников российского  права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Роль законов в системе источников российского права будет возрастать. Законы должны быть социально обусловлены и материально обеспечены.

Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников.

Что касается иных нормативных правовых актов, то наблюдается расширение «указного законодательства», засилье ведомственного нормотворчества. Весьма важно соответствие иных нормативных правовых актов законам.

В современном российском законодательстве все большее признание  получает обычай как источник права. Гражданский кодекс России признает в общей форме, а не для отдельных отношений возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК). Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом.

Новым явлением для российской правовой системы является заключение нормативных договоров и соглашений между органами Федерации и ее субъектов. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации. Первый из таких договоров был заключен 31 марта 1992 г. и получил название Федеративного Договора. Он сыграл важную роль в деле сохранения и упрочения единства России как Федерации нового типа.

Судебная практика занимает важное место в российской правовой системе. Если в советское время признание судебной практики трактовалось как покушение на принципы социалистической законности и верховенства закона, то в современный период все больше ученых-юристов признают судебный прецедент источником российского права. Считается, что Россия в отличие от стран англо-американской правовой семьи пойдет своим путем в деле становления актов судебной власти в качестве источника права. Так, в настоящее время многие решения Конституционного Суда России (например, о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права.

Следует отметить, что  судебный прецедент имеет качество производного от законодательства: ни одно из судебных решений не должно иметь преимущество перед законом. Вместе с тем признание судебной практики источником права значительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.

Общие принципы права являются источником российского права. Они могут использоваться как источники права в двух случаях:

во-первых, в случае наличия  пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;

во-вторых, в случае издания  таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых  прямо вытекает из принципов права.

Международно-правовые акты признаются важнейшими источниками российского права. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Порядок реализации указанных норм международного права весьма разнообразен для разных отношений, и практика их применения все более расширяется. Она охватывает не только сферу частного права (гражданского, семейного, трудового), но и права публичного, что прежде всего относится к деятельности правоохранительных органов и судов.

Органы государственной  власти в своей деятельности обязаны  не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые  для их соблюдения.

Следует обратить внимание также на право каждого российского гражданина (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, например, в Европейский суд по правам человека, в соответствующие комиссии и комитеты ООН, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В основе признания права  граждан на обращение в межгосударственные органы лежат:

во-первых, процесс возрастания роли международных организаций в деле защиты прав и свобод человека;

во-вторых, признание Россией юрисдикции межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.

Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.

Заключение

Романо-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испаноязычные государства Америки (Латинскую Америку). Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить даже по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 году к США), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами (в которой в 1992 и 1995 гг. проводились референдумы по вопросу о независимости от Канады).

Что касается большинства стран Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), то и их коснулось влияние этой правовой семьи. Любопытно отметить, что даже входящие в Британское Содружество наций остров Маврикий и Сейшельские острова до сих пор находятся под доминирующим воздействием данной системы. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии. Хотя в них действует также и мусульманское право. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие // Под ред. М.Н. Марченко - М., 1999.- С.129

Романо-германская правовая система - величественное здание, воздвигнутое европейской наукой- стремится показать юристам цели их деятельности, словарь и методы, ориентировать их в поисках справедливых решений. Эти характерные черты романо-германской правовой системы особенно интересно отметить в наше время, когда вновь стали говорить о Европе и о европейском праве.

Романо-германская правовая система объединила народы Европы, уважая при этом и существующие между ними различия, без которых  Европа не была бы тем, чем она является, и той, какой мы хотим ее видеть. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. В. А. Туманова. М., 2005.

Библиография

1. Алексеев С.С. Теория права.  М., 2007. 265 с.

2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного  исследования. М., 2007. 317 с.

3. Баума И.Э. Общая теория права. М., 2008. 256 с.

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. М., 2005. 212 c.

5. Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности // Учебное пособие по теории государства и права. М.,2008. 212 с.

6. Емельянов С.А. Право: определение  понятия. М., 2007. 212 с.

7. Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права. Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург., 2008. 231 с.

8. Лившиц. Р.З. Современная теория  государства и права. М., 2009. 221 с.

9. Манов Г.Н. Теория государства и права. М., 2008. 222 с.

10. Марченко М.Н. Проблемы теории  государства и права. М., 2007.

11. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2007. 222 с.

12. Проблемы теории права и государства / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2005. 126 с.

13. Решетникова Ф.М. Правовые системы  стран мира. М.,2004. 233 с.

14. Саидов А.Х. Сравнительное правоведения (Основные правовые системы современности). М., 2006. 324 с.

15. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 2007. 256 с.

16. Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. М., 2003. 256 с.

Информация о работе Романо-германская правовая система