Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.
1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.
1.2 Классификация таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
2.1 Общая оценка таможенного дела в России
2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.
2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.
3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой  рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными  преимуществами в области естественных условий производства. Указанные  выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции  и соответственно - при прочих равных условиях - более низкий уровень  национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.

Эти различия между национальными  и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми  различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной  основой формирования таможенных пошлин.

Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод  о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается  и как защитное средство, и как  источник получения государственных  доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2:Таможенная политика России

 

2.1 Общая характеристика  таможенного дела России

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный  комплекс отношений, непосредственно  связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных  интересов и потребностей.

Согласно действующему Таможенному  кодексу РФ 2003 г. таможенное дело в  Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и  условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров  и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В то же время согласно ТК РФ целями таможенной политики являются, в том  числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что  это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.

Из самого словосочетания «таможенное  дело» следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную таможенную, поэтому и характеризовать  его нужно прежде всего как деятельность.

Новая редакция ТК РФ более емко, чем  ранее действовавшая редакция, характеризует  понятие «таможенное дело», определяя  его как сферу деятельности государственных  органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных  с порядком перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением  таможенного контроля.

Структуру современного таможенного  дела можно представить следующими основными блоками:

1. принципы перемещения через  таможенную границу товаров и  транспортных средств;

2. таможенные режимы;

3. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4. таможенное оформление;

5. таможенный контроль;

6. предоставление таможенных льгот;

7. ведение таможенной статистики  и товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности;

8. правовая регламентация ответственности  за правонарушения в сфере  таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление  таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского  таможенного дела. Причем рассматривать  каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через  призму единства и тесной взаимосвязи  между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем  взимания таможенных платежей при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного  дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а  также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз  товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров  и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного  дела заключаются в защите государственной  безопасности страны, общественного  порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и  культурных ценностей общества; в  охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу  Российской Федерации наркотических  средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

На территории России действует  единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного  дела к федеральной компетенции  и, соответственно, регулированием его  только нормами единого федерального законодательства. При этом следует  оговориться, что термин «таможенное  законодательство» следует рассматривать  в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные  нормативно-правовые акты. К таким  актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов  исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении  таможенного дела занимают ТК РФ и  Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие  вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам ТК РФ и Закона «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем ТК РФ. Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм ТК РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Следует также сказать и о  действии таможенного законодательства во времени. Согласно ТК РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных ТК РФ и  иными законодательными актами. При  незаконном перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу таким днем считается  день фактического перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  принято считать дату обнаружения  таможенного правонарушения.

Таможенное дело тесно связано  с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми  международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного  дела России на современном этапе, о  чем прямо указано в ТК РФ. При  этом согласно ТК РФ применяется принцип  приоритета международного договора над  внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ и  иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются  правила международного договора.

 

2.2 Всемирная таможенная  организация (ВТАО) - межправительственная организация по вопросам таможни.

ВТАО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где были подписаны три конвенции - Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года.

Учредительная сессия Совета таможенного  сотрудничества, в которой приняли  участие таможенные службы 17 стран  Европы, состоялась 26 января 1953 года. Поэтому  Международный день таможенника  каждый год отмечается 26 января.

Со временем Совет таможенного  сотрудничества превратился в организацию  всемирного масштаба. В октябре 1994 он был переименован во Всемирную таможенную организацию.

В настоящее время ВТАО объединяет 169 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Главными задачами организации  с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование  таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.

ВТАО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН.

В июне 2005 года Советом ВТАО были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, цель которых - упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.

Генеральный секретарь ВТАО Мишель Данэ в январе 2006 года принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб СНГ в Санкт-Петербурге, где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.

Важную роль в международных  таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТАО/СТС). В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.

В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание

15 декабря 1950 г. в Брюсселе  двух конвенций - Конвенции по  номенклатуре для классификации  таможенных тарифов и Конвенции  по оценке товаров в таможенных  целях. Тогда же была подписана  Конвенция о создании Совета  таможенного сотрудничества (СТС)  в составе 17 стран, вступившая  в силу 4 ноября 1952 г. 

Задачами СТС были определены: а) изучение вопросов сотрудничества государств в области таможенного дела; б) оценка технических факторов и экономических  аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур; в) подготовка конвенций и дополнений к ним; г) сбор информации, касающейся таможенных процедур; д) обеспечение государств-членов необходимой информацией; е) разрешение споров между государствами по таможенным вопросам; ж) сотрудничество с другими международными организациями.

В октябре 1994 г. СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТАО), которая в настоящее время насчитывает 153 страны. Высший орган Совета - ежегодная встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности ВТАО. Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат.

Главные задачи ВТАО - содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; разработка и распространение единых «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы. В одном из документов ВТО говорится: «Всемирная таможенная организация является межправительственной организацией, основная задача которой - повысить эффективность деятельности таможенных служб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню - это инвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решения проблемы, а не самой проблемой».

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности