Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.
1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.
1.2 Классификация таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
2.1 Общая оценка таможенного дела в России
2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.
2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.
3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Для реализации этой задачи на современном  этапе членами ВТАО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления деятельности организации на 1996 - 2000 гг., и утверждена «Программа реформ и модернизации таможни», которая призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления путем активизации потенциальных возможностей, совершенствования методов управления, укрепления организационной структуры и внедрения современных таможенных технологий. Всего в рамках ВТАО действуют порядка 20 конвенций. 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам.

Деятельность СТС/ВТАО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-члены делятся на региональные группы: 1) Америка и Карибский бассейн, 2) Европа, 3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточная и Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Советский Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был отнесен к европейскому региону. Независимые государства - субъекты бывшего СССР, оформившие в тот период свое членство в СТС в порядке правопреемственности, автоматически были включены в регион «Европа». Поэтому при средней численности стран в регионах около 20 европейский регион оказался самым большим (40 государств).

Задача каждой группы - проведение линии ВТАО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТАО, их разъяснение, привлечение новых членов). Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТО. Новым направлением работы стало создание региональных информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями. В этих центрах осуществляется сбор и обработка данных о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей; об уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов; об иных таможенных правонарушениях.

Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Региональный представитель по должности  входит в состав Политической комиссии ВТАО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государств региона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективно влиять на политические решения Всемирной таможенной организации.

Региональные представители работают в тесном контакте с региональными  организациями, заинтересованными  в развитии сотрудничества по таможенным вопросам. В целях координации  сотрудничества периодически организуются встречи руководителей таможенных служб региона и региональные конференции по конкретным проблемам.

2.3. Основные направления  сотрудничества таможенных органов  в рамках СНГ

Современная практика осуществления  таможенного сотрудничества в нашей  стране идет по нескольким направлениям:

Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики  стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях.

Международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной  торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками  друг другу режима наибольшего благоприятствования  во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и  эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).

В то же время, несмотря на кажущееся  многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической  интеграции приблизительно одинакова  и выглядит следующим образом:

Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства  — их участники ограничиваются отменой  таможенных барьеров во взаимной торговле.

Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран  — их участников, установление единого  таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению  к третьим странам.

Создание общего рынка, при котором  убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и  барьеры для свободного перемещения  услуг, капиталов и граждан.

Создание экономических союзов, для которых характерно образование  единого рынка без границ и  в дополнение ко всему вышеперечисленному также проведение государствами  — его участниками скоординированной  макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования  социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых  союзов.

Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной  внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней  политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными  службами государств ближнего зарубежья.

 

Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ во многом зависят в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта.

Сегодня таможенное сотрудничество ФТС  России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего  развития Содружества независимых  государств и Плана основных мероприятий  по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.

В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается Стратегия  экономического развития СНГ, в рамках которой таможенное сотрудничество предполагается развивать по целому ряду направлений.

Одно из этих направлений - инвентаризация международной правовой базы СНГ  в таможенной сфере. Основной целью  инвентаризации является анализ эффективности  действующих соглашений, выявление  пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.

Важным для достижения целей  экономического сотрудничества стран  СНГ будет оставаться комплекс вопросов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению  взаимодействие таможенных служб развивается  достаточно эффективно. Практически  на каждом заседании Совета рассматриваются  вопросы внесения изменений в  товарную номенклатуру внешнеэкономической  деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных  таможенными службами документов Экономическим  советом СНГ внесены изменения в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается произведенным в стране, в которой они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения товара помогают таможенным службам пресекать случаи представления фальсифицированных документов.

Среди основных механизмов упрощения  процедур таможенного оформления центральное  место занимает использование современных  информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной  торговли. Актуальная для ФТС России тема - сотрудничество в области  информационного обмена - находит  свое воплощение и в формате СНГ.

Следует отметить, что положительной  динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб  по расширению взаимодействия с другими  структурами СНГ, в частности  в правоохранительной сфере. В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Советом руководителей  таможенных служб государств - участников СНГ и Советом руководителей  органов безопасности и специальных  служб государств - участников СНГ. С учетом рекомендаций Экономического совета СНГ и по согласованию с Исполкомом СНГ заключены рамочные меморандумы и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными органами СНГ, такими как Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Антитеррористический центр стран СНГ, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.

С целью углубления таможенного  сотрудничества в правоохранительной сфере при поддержке Экономического совета и Совета глав правительств СНГ при Совете руководителей  таможенных служб в 2008 году создан Комитет  глав правоохранительных подразделений  таможенных служб СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на всем пространстве Содружества.

Лидирующая роль российской таможенной службы сохраняется в такой важной сфере сотрудничества, как обучение и подготовка кадров. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ.

Кроме многостороннего формата  сотрудничество между таможенными  службами государств - участников СНГ  строится на двусторонней основе в  рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Наиболее активно двусторонние связи  развиваются с таможенными службами Белоруссии, Казахстана, Украины. В свете благоприятных тенденций, проявившихся в последнее время в отношениях между Россией и Туркменистаном, ФТС России предпринимает активные шаги по развитию сотрудничества с Государственной таможенной службой Туркменистана, с которой не было контактов с 2003 года, а представители службы фактически не принимали участие в работе Совета и других форматах встреч таможенных служб государств - участников СНГ.

Интеграционные процессы на пространстве СНГ имеют разноскоростной и разноуровневый характер.

Локомотивом интеграции является Евразийское  экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), в рамках которого формируется  Таможенный союз государств - членов ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана.

Обеспечение консолидации таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства является одной из задач международного таможенного сотрудничества ФТС России.

Взаимодействие таможенных служб, необходимое для практической реализации таможенной составляющей интеграционных процессов, осуществляется в рамках созданного в 1996 году Совета руководителей  таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (СРТС при ИК ЕврАзЭС).

На заседаниях СРТС при ИК ЕврАзЭС, которые проводятся ежеквартально, рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой, принятием и реализацией нормативных документов, направленных на решение обширного комплекса задач по формированию единой таможенной территории.

Приоритеты определены с учетом реализации стратегических задач, поставленных перед таможенными органами главами  государств - членов ЕврАзЭС, в частности:

- создание общей унифицированной  системы таможенного регулирования,  в рамках которой действуют  унифицированные правила таможенного  оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные  режимы;

- обеспечение экономической безопасности  на внешних границах государств - членов ЕврАзЭС, борьба с контрабандой и другими видами таможенных правонарушений;

- укрепление и обустройство  внешних границ ЕврАзЭС.

Одна из важнейших задач таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС - обеспечение свободного перемещения товаров по их территориям. В целях облегчения и ускорения процедур, связанных с перемещением товаров, таможенными службами было разработано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества, которое было принято главами правительств государств - членов ЕврАзЭС 19 мая 2006 года.

Для информационного обеспечения  перемещения товаров готовится  целевая межгосударственная программа  по созданию единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС. В настоящее время принята ее концепция.

Другой важной задачей СРТС при ИК ЕврАзЭС является координация деятельности при подготовке национальных проектов модернизации информационно-технического оснащения таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Для реализации указанной задачи была создана постоянно действующая рабочая группа и как результат ее работы - подготовка типовых требований по информационно-техническому оснащению пунктов пропуска таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Следующими шагами в этом направлении явились одобренные предложения по разработке Межгосударственной целевой программы по оснащению границ государств - членов ЕврАзЭС инспекционно-досмотровыми комплексами для таможенного контроля крупногабаритных автомобилей и контейнеров.

Как и Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, СРТС при ИК ЕврАзЭС на регулярной основе проводит инвентаризацию заключенных договоров и соглашений на предмет их переработки или отмены. Одновременно с этим разрабатывается проект Таможенного кодекса таможенного союза и проект Основ таможенного законодательства государств - членов ЕврАзЭС.

Оценивая результаты таможенного  сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС, можно признать, что благодаря совместным усилиям экспертов и руководителей таможенных служб этих государств при координирующей роли ФТС России, бессменно возглавляющей СРТС при ИК ЕврАзЭС, за прошедшие годы проведена значительная работа по унификации таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕврАзЭС и созданию договорно-правовой базы таможенного союза.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности