Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:55, реферат
Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана - 143,6 тысяч квадратных километров. Население - свыше 4 миллионов человек.
Первобытные люди жили не в одиночку, а группами — человек по пятнадцать-двадцать, занимались собирательством, охотой, рыболовством. Взрослые мужчины все до одного выходили на охоту на крупных и опасных животных: рыли ямы-ловушки для оленей, мамонтов и, когда те попадали в них, добивали добычу копьями и острыми камнями. Не оставались без дела дети и женщины. Они охотились на мелких зверьков и птиц, искали съедобные коренья. Общая работа и забота друг о друге помогали группе пережить суровое время года, избежав голода и смерти
Удачная охота сменялась долгими голодными неделями. А природа то и дело преподносила первобытным людям сюрпризы: то наступит засуха, то нагрянут неожиданные холода. Первобытные люди полагали, что и природой, и их жизнью управляют разные божества и духи, поэтому люди поклонялись им, просили их помощи. Прежде чем идти на охоту первобытные люди исполняли сложный ритуал перед изображением того или иного животного. Они хотели этим умилостивить духа и обеспечить себе удачную охоту.
А умели ли рисовать древние люди, или это только предположения ученых? Свидетельство тому — уникальный па-мятник, святилище первобытных людей, всемирно известная пещера Шульган-таш.
Пещера Шульган-таш расположена на правом берегу реки Агидель в Бурзянском районе Башкортостана. Пещера напоминает дивный дворец с огромными залами, соединенными между собой широкими коридорами. Длина первого этажа в общей сложности около 290 метров. В 120 метрах от входа с левой стороны вверх уходит прямой коридор. Поднявшись по лестнице на высоту 20 метров, вступаешь на второй этаж. Он, как и первый, состоит из огромных залов, протянувшихся в длину на 500 метров, и выходит к большому подземному озеру.
На двух сухих стенах первого и самого большого зала на втором этаже натуральной краской, охрой, искусно изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорога. На одной из стен нарисовано стадо из пяти мамонтов и двух лошадей. Некоторые мамонты изображены бегущими. Это говорит о том, что древний художник в непосредственной близости наблюдал жизнь этих животных.
Рисункам пещеры Шульган-таш примерно 14 — 12 тысяч лет. В нашей стране, если не считать найденный в Сибири рисунок мамонта, таких рисунков больше нет. Похожие изображения имеются лишь во Франции и Испании.
Первыми металлами, которые сумел обработать древний человек, были золото и медь. Самородки этих металлов можно было расплющить и разрезать с помощью каменных орудий. Новая эпоха в истории человечества началась тогда, когда люди поняли, что из камней, содержащих золотые жилы, либо из руды при нагревании можно получить чистый металл.
Учёные-археологии доказали, что Турция и Иран были древнейшими центрами добычи и обработки меди. В древних государствах, существовавших на территории этих государств научились выплавлять металл около 6 тысяч лет назад.
На Южном Урале люди научились выплавлять бронзу около 4 тысяч лет назад. Бронза твёрже и прочнее меди. Из бронзы изготавливались орудия труда (серпы, секачи, ножи, топоры, рыболовные крючки), оружие и украшения.
Выплавка металла из руд производилась в печах, представлявших собой неглубокие ямы, обложенные вертикально поставленными каменными плитами. Одна такая печь обнаружена у деревни Верхнее Тавлыкаево (Баймакский район).
В бронзовом веке люди уже умели обрабатывать землю, пасти скот, изготовлять посуду из глины. Особенно в эту пору на Урале было развито косторезное дело.
В бронзовом веке появились и первые транспортные средства — повозки и колесницы, в которых запрягали лошадей и быков. Сухопутные транспортные средства способствовали развитию торговли.
Изобретение колеса приписывают шумерам. Появились они впервые около 5 тысяч лет назад, но не на телеге, а гончарном столе. Горшкам и чашам придавали форму при помощи вертящегося диска. Сообразительные шумеры догадались приспособить колёса к повозке. И перевозка тяжестей перестала быть мучением.
Становление нации, народа, его языка, обычаев, культуры – это длительный исторический процесс. Как же он происходит? В наше время существуют смешанные браки. Например, мама — татарка, а отец — русский. Какой же национальности будет их ребёнок? Вот задача, которую решает время. Конечно, единичный случай не будет играть никакой роли, но в давние времена таких случаев было множество. Учёные установили, какие племена и народы в глубокой древности приходили на Урал. Все эти народы в этническом родстве с башкирами и в разной степени участвовали в становлении башкирского нации.
Смешанные браки существовали всегда. Вот только некоторые примеры.
Родоначальником рода Годуновых был татарский мурза Чет, который при Иване Калите принял христианство и поселился в Москве. Самый известный представитель этого рода — Борис Годунов, который двадцать лет самовластно правил Россией.
Царь Василий
Третий женился на прекрасной девушке
Елене Глинской. Сама же Елена была
потомком хана Мамая, которого русские
разбили на Куликовом поле. Елена
Глинская была не только красавицей, она
оказалась очень умной и
Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развитие местах, коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Какие же это племена и народы? Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века.
Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX — Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы
переправились через такие
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке — грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.
2800 — 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ — саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.
Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы — дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.
Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.
Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена — предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть — линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).
Гунны были кочевниками, жившими на травянистых равнинах к северу от Индии и Китая. К III веку они начали совершать набеги на сёла и сельскохозяйственные угодья Северного Китая и к 220 году захватили всю страну. В течение двух последующих столетий они двигались через Азию в направлении Европы, и к началу V века достигли Дуная на территории современной Венгрии.
В IV веке на Южный Урал пришли гунны. Как снежный комкатились их орды по степи, уничтожая врагов и обретая союзни-ков. За короткий срок гунны захватили Си-бирь, Казахстан. В IV веке переправились через Волгу и завоевали Кавказ, Северное Причерноморье, Крым, разгромили знаменитую Римскую империю. Никто не остался в стороне от гуннского нашествия и долго ещё искали новую родину согнанные с обжитых мест племена и народы. Поэтому III — IV века нашей эры называют эпохой великого переселе-ния народов.
Самым знаменитым из вождей гуннов был Аттила. К 447 году он покорил Юго-Восточную Европу, от Чёрного моря до Средиземного. Вскоре его стали называть “божьей карой”. В 452 году Атилла прибыл в Италию и захватил там много городов. Папа Лев I убедил его не нападать на Рим. В 453 году Атилла умер. Всех рабов, которые участвовали в его погребении, убили, чтобы никто не мог выдать местонахождение его могилы.
Говорили гунны на древне-тюркском языке. Впоследствии от него отделились такие языки, как башкирский, татарский, чувашский. Минские башкиры связывают свое происхождение с гуннами.
В VI — VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.
Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям — небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юр-ты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.
Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников — печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX — XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.