Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:55, реферат
Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана - 143,6 тысяч квадратных километров. Население - свыше 4 миллионов человек.
Посевы у башкир были незначительны, так как спрос на хлеб у них удовлетворялся за счёт обмена другими продуктами с соседями. Но уважительное отношение башкир к хлебу и труду земледельца отражены в народных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: “Если не будешь петь на поле, будешь на току стонать”, “Даже в бега подавшись, посади семена — к возвращению еда будет”, “Земля то-му, кто ей цену знает; кто не знает — тому могила”.
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона.
Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фа-мильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.
Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл.
Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах.
В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.
Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей.
Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке.
С.И. Руденко, основательно исследовавший материальную культуру башкирского народа, писал, что задолго до вхождения в Россию башкиры сами выделывали себе железные наконечники стрел и копий, ножи и прочее, а впоследствии и ружья.
Помимо простых изделий башкир, можно было встретить немало ценных предметов оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными, искусственно сделанными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных колчанов и налучий. Ременные части конской сбруи, иногда и деревянные седельные луки сплошь покрывались чеканным железом.
Башкиры имели своих мастеров по металлу — кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требовала специальных знаний и навыков. Тем не менее, нужда башкир в металлических изделиях в основном удовлетворялись за счет продукции своих мастеров.
Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других родственных с ними тюркских кочевников. Серебряной чешуёй, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы.
Культ металла получил отражение в системе личных имен у башкир. Тимер “железо, железный”, алтын “золото, золотой”, кемеш “серебро, серебряный” встречаются как в мужских, так и женских именах (Тимербай, Тимербика, Байтимер, Биктимер, Алтынбай, Алтын-бика, Кемешбай, Кемешбика). Имена, в основе которых лежит слово “булат”, давались только мужчинам — Булат, Тимербулат, Байбулат, Бикбулат.
Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия, транспортные средства, различного рода сосуды и предметы бытового обихода.
Со степными скотоводческими традициями были связаны ремёсла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, тебеньки сёдел, различные футляры и сумы орнаментировались тиснёным орнаментом, металлическими накладками. Войлок украшался вышивкой, аппликацией с узорами в технике вдавливания.
Получило распространение и ткачество.
Пряжу получали, обрабатывая коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст, грубое сукно, паласы. Холст из конопли был самым распространённым. Льняной же холст встречался очень редко.
Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумебтея, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.
Башкирская хозяйственная утварь многочисленна и разнообразна. Для её изготовления использовалась древесина, кора, береста, дуб, лыко, лоза. Наиболее значительную и, по-видимому, традиционную группу составляла долбленая посуда: чаши, ковши, кадки. На втором месте по степени распространения стояла утварь из бересты.
Среди бытовой утвари башкир преобладала посуда из дерева: деревянные чаны, кадки, ковши и чаши. Их и теперь можно изредка увидеть в некоторых башкирских аулах. Деревянные изделия находили самое разнообразное применение в быту. В них хранили муку, зерно, держали топлёный жир, солонину и другие припасы, перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. Всевозможная деревянная по-суда использовалась на кухне. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для теста и хлебов, ведра для воды и другие предметы.
Особенно богатым был ассортимент столовой посуды. Целый комплекс утвари предназначался для потчевания гостей кумысом: напиток выносили в резных бочонках и наливали ковшом в тонкостенные изящные чаши.
Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр-чашка) подавали еду только в кругу семьи. Другие (ашлау — большая чаша) являлись преимущественно торжественной или даже обрядовой посудой. Праздничные чаши были более вместительными, чем повседневные. Некоторые старинные ашлау, диаметр которых доходил до одного метра, были рассчитаны на целую баранью тушу.
Деревянные чаши небольших размеров были предназначены для напитков.
Деревянные пиалы и тарелочки служили для различных целей: из них кормили детей, пили молоко.
Иногда в разных вазочках подавали к чаю масло, мёд и другие сладости. Форму чаши повторяла специальная посуда для угощения медом, распространенная в богатых липой пчеловодческих районах.
Кумысные ковши (ижау) служили главным образом для разлива напитка по чашам.
Лотки для муки и зерна служили для провеивания зерна, просеивания муки. Долбленные корыта использовались в хозяйствах для стирки белья, кормления птицы и скота. Иногда в них содержали зерно и другие продукты. Ступы и пест были предназначены для обдирки проса, дробления высушенных зёрен пшеницы и ячменя, измельчения соли.
Поварские ложки, совки и лопатки также входили в обязательный состав кухонной утвари. Поварешками на длинной ручке с небольшим выступом-крюком для удержания их на краю котла намешивали пищу при приготовлении, раскладывали её по чашам. Зерно и муку набирали с помощью деревянных совков на короткой ручке. Небольшие лопаточки предназначались для замеса теста, перемешивания творожной массы, переворачивания оладий и лепешек.
Башкиры в основном питались
мясными и молочными
Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топлёное масло заготовляли впрок.
Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока — кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания.
Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном — бишбармак.
К глубокой древности восходит традиция употреблять зерна в калёном виде (курмас). Калёные зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах. Мукообразную массу (талкан) брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Хлеб пекли из пресного теста в виде лепёшек в золе.
Довольно рано
проник к Башкирию чай. В процессе
торговли и обмена с южными краями
привозили в небольших
Башкиры собирали смородину, клубнику, землянику, черемуху, вишню, костянику, клюкву и другие ягоды. Часть из них сушили, другие консервировали в масле и меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу.
Весной башкиры пили берёзовый сок. Из трав в пищу шли дикий лук, чеснок. Листья клубники, вишни, душицу использовали вместо чая.
Потребление диких плодов, ягоды, трав и различных кореньев возрастало в голодные годы.
Большое место в башкирской кухне занимают жидкие горячие блюда, такие как суп-лапша (тукмас), затируха (ыумас ашы), суп с клёцками (у мар ашы), молочная затируха, уря и другие разновидности мучных супов. Давно известные овощи — капусту, репу, лук, морковь, огурцы — башкиры ели отдельно, салаты и винегреты в их кухне появились позже.
Такие блюда, как казалык, тукмас, бишбармак, зур бэлиш, чак-чак, всегда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола.
Юрта (тирмэ) — это переносное жилище башкир. Остов юрт легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь.
Вещи в юрте располагали вдоль стен, оставляя свободной середину. В центре находилось места для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла. Лунку обкладывали камнем, а котел опирался на каменное основание в форме незамкнутого кольца.
Пол в юрте устилали сухой травой. Жилое пространство организовывалось относительно центра. На дальней половине юрты за очагом находилось почётное место. Поверх травы здесь расстилали кошму и паласы.
В этой части принимали гостей и устраивали домашние трапезы. В расстановке вещей и утвари соблюдался определённый порядок. Правая сторона юрты считалась женской. Здесь стояли посудные шкафчики и лавки, находились турсуки с кумысом, кадочки с айраном и медом, короба и корзины с сырками, хранились посуда и пищевые припасы.
В левой части юрты, более нарядной, стояли на деревянных подставках кованые сундуки с имуществом. На них была сложена постель: одеяла, подушки, нашитые на войлок цветные паласы. По стенам развешивали выездную упряжь, сёдла, оружие, нарядную одежду. В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.
Роскошным было убранство специальных гостевых юрт. Коврами здесь устилали весь пол, украшали стены. Поверх них раскладывали стёганные подстилки и подушки. На подставке у входа стоял сосуд с кумысом, висели ковши для угощения. В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.
Наиболее торжественными считались белые юрты. Белыми кошмами покрывали жилье для приёма гостей. Юрта, покрытая светлым войлоком свидетельствовала о состоятельности семьи.
Кибитки на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам. Впрочем, в степи загородки устраивались редко.
Многие башкирские аулы отличаются красивым и удобным местоположением. Баддкиры к выбору места для зимовок (кышлау) и лето-вок (яйлау) подводили очень внимательно.
Башкирские аулы выросли и развились из зимовок. Когда хозяйственную основу жизни составляло кочевое скотоводство, выбор места для зимовки обуславливался прежде всего наличием достаточного количества кормов для содержания скота. Всем требованиям башкир отвечали речные долины Их широкие поймы, обильно орошаемые во время весеннего половодья, покрывались за лето высокой сочной травой и представляли собой прекрасные зимние пастбища, впоследствии — сенокосные угодья. Окружающие горы защищали пулы от ветров, а их склоны использовались в качестве пастбищ.