Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:23, курсовая работа
Международное признание дало РУз возможность обладать всеми «привилегиями» международной правосубъектности: участие в международном нормотворчестве, учреждение региональных организаций, заключение договоров и др. Общепризнанные нормы и принципы права международного сообщества стали неотъемлемой частью национального законодательства. Тем не менее, независимость – это не только международная правовая возможность. Она представляет собой переход на качественно новый уровень межгосударственных отношений и установление совершенно иных приоритетов, в том числе в сфере региональной и международной безопасности.
Введение.
1. Программа «Партнерство ради мира» НАТО. Понятие, основные цели и задачи.
2. Уровни сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО.
3. Сотрудничество Республики Узбекистан с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».
4. Сфера деятельности и ключевые этапы сотрудничества.
Заключение.
Список использованной литературы.
План.
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Международное признание дало РУз возможность обладать всеми «привилегиями» международной правосубъектности: участие в международном нормотворчестве, учреждение региональных организаций, заключение договоров и др. Общепризнанные нормы и принципы права международного сообщества стали неотъемлемой частью национального законодательства.
Тем не менее, независимость
– это не только международная
правовая возможность. Она представляет
собой переход на качественно
новый уровень
С момента обретения политической
независимости народами Центральной
Азии ситуация в Афганистане выступает
в роли внешнего системообразующего
элемента их безопасности. Данный факт
обуславливается рядом
Современные вызовы и угрозы государствам Центральной Азии, исходящего из Афганистана, заметно влияют на структуру и содержание политики безопасности соседних с ним государств. Они лежат в основе региональных и национальных усилий, направленных на создание «пояса безопасности», формирование институционально-правовых основ противодействия современных угрозам.1
НАТО и Узбекистан активно развивают практическое сотрудничество, и сотрудничество по оборонным вопросам проходит в рамках Процесса планирования и анализа, к которому Узбекистан присоединился в 2002 г.
В числе других направлений практического сотрудничества — образование, подготовка кадров, гражданское чрезвычайное планирование и наука. В 2008 г. Узбекистан заключил соглашение с Программой НАТО «Наука ради мира и безопасности» по переработке многих тонн токсичного меланжа в безвредный химический продукт. Процесс переработки успешно завершился летом 2010 г.
НАТО и Узбекистан развивают практическое сотрудничество в ряде областей по линии программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) - на базе Индивидуальной программы партнерства (ИПП) страны и Процесса планирования и анализа (ПАРП).
Далее в работе поэтапно рассмотрим суть программы «партнерство ради мира», а также ключевые аспекты сотрудничества Узбекистана с НАТО в рамках «ПРМ».
Программа «Партнерство ради мира» НАТО. Понятие, основные цели и задачи.
«Партнерство ради мира» (ПРМ) – это программа практического, двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, благодаря которой эти страны могут развивать индивидуальные отношения с НАТО, самостоятельно определяя приоритетные направления сотрудничества. В основе программы «Партнерство ради мира» – приверженность демократическим ценностям, на которых зиждется Североатлантический союз, а цель программы – повышать стабильность, снижать угрозы миру и укреплять отношения в сфере безопасности между отдельными странами-партнерами и НАТО, а также среди самих стран-партнеров.
Программа “Партнерство ради мира” была создана в 1994 году в рамках развития Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), который первоначально был сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности по развитию индивидуального сотрудничества с НАТО. ПРМ значительным образом изменило данное положение дел. По сравнению с ССАС она имела следующие особенности:
• была открыта для всех государств, включая бывшие нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы, а не только бывших членов Варшавского Договора, как это было с ССАС;
• была нацелена не только на диалог и сотрудничество, но и реальное партнерство;
• инициировала расширение НАТО.2
В 1997 году был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который стал преемником ССАС. ПРМ стала основой деятельности СЕАП.
В ноябре 2002 года на встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.
За время, прошедшее с момента создания ПРМ, состав участников этой программы менялся. Некоторые государства вступили в НАТО, и перешли из категории «страна-партнер» в категорию «страна-член альянса». В числе таких стран можно назвать Албанию, Венгрию, Словению, Болгарию.
Главными целями ПРМ являются следующие:
• достижение прозрачности процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств;
• внедрение демократического контроля над Вооруженными силами;
• обеспечение проведения международных операций;
• достижение уровня подготовки сил и средств, необходимого для помощи операциям, осуществляемым под эгидой ООН или с санкции ОБСЕ;
• повышение уровня знаний и умений, необходимых государствам-парнерам для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях. Для этого в программу включены разделы о развитии военного сотрудничества с НАТО, подразумевающие осуществление совместного планирования; подготовку личного состава и проведение учений;
• расширение и активизация политического и военного сотрудничества в масштабе Европы, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путем создания духа приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам Североатлантического альянса.
В ноябре 2002 г. на встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.
В Праге был выдвинут новый механизм сотрудничества – План действий партнерства. В первую очередь предстояло разработать План действий партнерства по борьбе с терроризмом. Еще одной новой инициативой стал Индивидуальный план действий партнерства (ИПДП), предназначенный для стран-партнеров, обратившихся с запросом об оказании им более структурированной поддержки в проведении внутренних реформ, в частности, в области обороны и безопасности. Отныне Североатлантический союз может не просто предложить заинтересованным странам выбрать несколько мероприятий из общего перечня, а специально разработать программу содействия с учетом индивидуальных потребностей страны и конкретных обстоятельств.3
Развивая успех, которого удалось добиться в Праге, в 2004 г., на встрече в верхах в Стамбуле были сделаны дальнейшие шаги, призванные укрепить евроатлантическое партнерство и придать ему такую форму, которая позволила бы ему приступить к решению основополагающих вопросов, а также уделить внимание потребностям и силам и средствам отдельных стран-партнеров.
План действий партнерства
по укреплению оборонных институтов
должен поощрять страны-партнеры и
оказывать им содействие в создании
эффективных оборонных
Вместе с тем было принято
решение уделить особое внимание
отношениям со странами-партнерами, расположенными
в двух стратегически важных регионах,
– на Кавказе (Армения, Азербайджан
и Грузия) и в Центральной Азии
(Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан,
Туркменистан и Узбекистан). Был
назначен специальный представитель
НАТО в этих регионах, а также
два сотрудника по связи взаимодействия.
Их функция – оказывать содействие
и при необходимости
Уровни сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО.
Официальной основой программы
«Партнерство ради мира» является Рамочный
документ, в котором излагаются конкретные
положения для каждой из стран-партнеров.
В соответствии с этим документом,
каждая страна-партнер берет на себя
ряд серьезных политических обязательств:
сохранять демократическое
В рамках ПРМ страны-партнеры сотрудничают с НАТО на трех уровнях.
Первый уровень. Программа индивидуального партнерства (ПИП) (IPP – individual partnership programme).
ПИП является первым этапом сотрудничества страны-партнера с НАТО, осуществляемого в рамках ПРМ.
ПИП содержит в себе широкий
спектр деятельности, по которому государство-партнер
желает строить отношения с НАТО.
Ежегодно в рамках ПИП проводится
около 1500 мероприятий. Основное внимание
уделяется участию
Государства-партнеры на свое
усмотрение выбирают деятельность и
сообщают об этом руководству НАТО.
Альянс в свою очередь изучает
предложения и принимает
ПИП, будучи одним из рабочих механизмов ПРМ, имеет широкие возможности по проведению учений и тренингов. Военнослужащие государств-партнеров приобщаются к военным знаниям в рамках упомянутой программы в учебных центрах в Обераммергау, Любляне, Будапеште, Анкаре и др.
Второй уровень. Программа планирования процессов и анализа (ППА) (PARP- planning and review process).
ППА считается вторым уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. Таким образом, ППА преследует цель дальнейшего усиления существующего сотрудничества в рамках ПРМ.
ППА предполагает оценку оборонной
сферы, в том числе и Вооруженных
сил государства-партнера, который
имеет намерение принять
Третий уровень. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) (IPAP – individual partnership action plan).
ПДИП считается третьим уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. ПДИП был объявлен открытым для государств-партнеров на Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года. ПДИП отражает конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора государства-партнера. План в то же время устанавливает сферы, в которых государства - союзники НАТО могут оказать помощь государствам-партнерам, определяет пути повышения их учебных и тренировочных возможностей.
Информация о работе Узбекистан и «Партнерство ради мира» НАТО