Узбекистан и «Партнерство ради мира» НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Международное признание дало РУз возможность обладать всеми «привилегиями» международной правосубъектности: участие в международном нормотворчестве, учреждение региональных организаций, заключение договоров и др. Общепризнанные нормы и принципы права международного сообщества стали неотъемлемой частью национального законодательства. Тем не менее, независимость – это не только международная правовая возможность. Она представляет собой переход на качественно новый уровень межгосударственных отношений и установление совершенно иных приоритетов, в том числе в сфере региональной и международной безопасности.

Содержание

Введение.
1. Программа «Партнерство ради мира» НАТО. Понятие, основные цели и задачи.
2. Уровни сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО.
3. Сотрудничество Республики Узбекистан с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».
4. Сфера деятельности и ключевые этапы сотрудничества.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Безопасность..docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

План.

Введение.

  1. Программа «Партнерство ради мира» НАТО. Понятие, основные цели и задачи.
  2. Уровни сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО.
  3. Сотрудничество Республики Узбекистан с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».
  4. Сфера деятельности и ключевые этапы сотрудничества.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Международное признание  дало РУз возможность обладать всеми «привилегиями» международной правосубъектности: участие в международном нормотворчестве, учреждение региональных организаций, заключение договоров и др. Общепризнанные нормы и принципы права международного сообщества стали неотъемлемой частью национального законодательства.

Тем не менее, независимость  – это не только международная  правовая возможность. Она представляет собой переход на качественно  новый уровень межгосударственных отношений и установление совершенно иных приоритетов, в том числе  в сфере региональной и международной  безопасности. В национальном законодательстве РУз «интеграция в европейские, азиатские и мировые структуры безопасности» определялась в качестве важнейшей задачи внешней политики государства.

С момента обретения политической независимости народами Центральной  Азии ситуация в Афганистане выступает  в роли внешнего системообразующего элемента их безопасности. Данный факт обуславливается рядом обстоятельств, базовыми из которых являются географическая близость, наличие общих границ, общность истории и цивилизации  Центральной Азии и Афганистана. Во многом именно эти предпосылки  обуславливают объективное желание  государств Центральной Азии достичь  стабильности в Афганистане.

Современные вызовы и угрозы государствам Центральной Азии, исходящего из Афганистана, заметно влияют на структуру  и содержание политики безопасности соседних с ним государств. Они лежат в основе региональных и национальных усилий, направленных на создание «пояса безопасности», формирование институционально-правовых основ противодействия современных угрозам.1

НАТО и Узбекистан активно  развивают практическое сотрудничество, и сотрудничество по оборонным вопросам проходит в рамках Процесса планирования и анализа, к которому Узбекистан присоединился в 2002 г.

В числе других направлений  практического сотрудничества —  образование, подготовка кадров, гражданское  чрезвычайное планирование и наука. В 2008 г. Узбекистан заключил соглашение с Программой НАТО «Наука ради мира и безопасности» по переработке  многих тонн токсичного меланжа в  безвредный химический продукт. Процесс  переработки успешно завершился летом 2010 г.

НАТО и Узбекистан развивают  практическое сотрудничество в ряде областей по линии программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) - на базе Индивидуальной программы партнерства (ИПП) страны и Процесса планирования и анализа (ПАРП).

Далее в работе поэтапно рассмотрим суть программы «партнерство ради мира», а также ключевые аспекты сотрудничества Узбекистана с НАТО в рамках «ПРМ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Партнерство ради мира» НАТО. Понятие,  основные цели и задачи.

«Партнерство ради мира» (ПРМ) – это программа практического, двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, благодаря которой эти страны могут развивать индивидуальные отношения с НАТО, самостоятельно определяя приоритетные направления сотрудничества. В основе программы «Партнерство ради мира» – приверженность демократическим ценностям, на которых зиждется Североатлантический союз, а цель программы – повышать стабильность, снижать угрозы миру и укреплять отношения в сфере безопасности между отдельными странами-партнерами и НАТО, а также среди самих стран-партнеров.

Программа “Партнерство ради мира” была создана в 1994 году в  рамках развития Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), который первоначально  был сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности  по развитию индивидуального сотрудничества с НАТО. ПРМ значительным образом  изменило данное положение дел. По сравнению  с ССАС она имела следующие  особенности:

• была открыта для всех государств, включая бывшие нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы, а не только бывших членов Варшавского Договора, как это было с ССАС;

• была нацелена не только на диалог и сотрудничество, но и реальное партнерство;

• инициировала расширение НАТО.2

В 1997 году был создан Совет  евроатлантического партнерства (СЕАП), который стал преемником ССАС. ПРМ  стала основой деятельности СЕАП.

В ноябре 2002 года на встрече  в верхах в Праге были предприняты  дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.

За время, прошедшее с  момента создания ПРМ, состав участников этой программы менялся. Некоторые  государства вступили в НАТО, и  перешли из категории «страна-партнер» в категорию «страна-член альянса». В числе таких стран можно  назвать Албанию, Венгрию, Словению, Болгарию.

Главными целями ПРМ являются следующие:

• достижение прозрачности процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств;

• внедрение демократического контроля над Вооруженными силами;

• обеспечение проведения международных операций;

•  достижение уровня подготовки сил и средств, необходимого для помощи операциям, осуществляемым под эгидой ООН или с санкции ОБСЕ;

• повышение уровня знаний и умений, необходимых государствам-парнерам для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях. Для этого в программу включены разделы о развитии военного сотрудничества с НАТО, подразумевающие осуществление совместного планирования; подготовку личного состава и проведение учений;

• расширение и активизация политического и военного сотрудничества в масштабе Европы, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путем создания духа приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам Североатлантического альянса.

В ноябре 2002 г. на встрече  в верхах в Праге были предприняты  дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.

В Праге был выдвинут новый  механизм сотрудничества – План действий партнерства. В первую очередь предстояло разработать План действий партнерства  по борьбе с терроризмом. Еще одной  новой инициативой стал Индивидуальный план действий партнерства (ИПДП), предназначенный для стран-партнеров, обратившихся с запросом об оказании им более структурированной поддержки в проведении внутренних реформ, в частности, в области обороны и безопасности. Отныне Североатлантический союз может не просто предложить заинтересованным странам выбрать несколько мероприятий из общего перечня, а специально разработать программу содействия с учетом индивидуальных потребностей страны и конкретных обстоятельств.3

Развивая успех, которого удалось добиться в Праге, в 2004 г., на встрече в верхах в Стамбуле были сделаны дальнейшие шаги, призванные укрепить евроатлантическое партнерство  и придать ему такую форму, которая позволила бы ему приступить к решению основополагающих вопросов, а также уделить внимание потребностям и силам и средствам отдельных  стран-партнеров.

План действий партнерства  по укреплению оборонных институтов должен поощрять страны-партнеры и  оказывать им содействие в создании эффективных оборонных институтов, несущих ответственность согласно демократической системе. За счет привлечения  государств, выделяющих воинские контингенты, к процессу принятия решений на более  раннем этапе и проведения дополнительных политических консультаций страны-партнеры получают возможность вывести свой вклад в операции под руководством НАТО на новый уровень. Помимо этого  углубляется Концепция оперативного потенциала; у стран-партнеров появилась  возможность направить своего представителя  в Стратегическое командование трансформации  ОВС НАТО, на которое возложены обязанности по дальнейшему продвижению и руководству процессом постоянной трансформации сил и средств Североатлантического союза. Это должно способствовать повышению оперативной совместимости между вооруженными силами стран НАТО и стран-партнеров, а также трансформации систем обороны в соответствии с меняющимися оперативными задачами и потенциалом НАТО.

Вместе с тем было принято  решение уделить особое внимание отношениям со странами-партнерами, расположенными в двух стратегически важных регионах, – на Кавказе (Армения, Азербайджан  и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Был  назначен специальный представитель  НАТО в этих регионах, а также  два сотрудника по связи взаимодействия. Их функция – оказывать содействие и при необходимости консультировать  по вопросам, связанным с реализацией  соответствующих аспектов Индивидуальных планов действий партнерства, а также  Планов действий партнерства по укреплению оборонных институтов и борьбе с  терроризмом.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО.

Официальной основой программы  «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров. В соответствии с этим документом, каждая страна-партнер берет на себя ряд серьезных политических обязательств: сохранять демократическое общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного  акта и международных соглашений о разоружении и контроле над  вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры  мирным путем.

В рамках ПРМ страны-партнеры сотрудничают с НАТО на трех уровнях.

Первый уровень. Программа  индивидуального партнерства (ПИП) (IPP – individual partnership programme).

ПИП является первым этапом сотрудничества страны-партнера с НАТО, осуществляемого в рамках ПРМ.

ПИП содержит в себе широкий  спектр деятельности, по которому государство-партнер  желает строить отношения с НАТО. Ежегодно в рамках ПИП проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнера в маневрах, проводимых НАТО.

Государства-партнеры на свое усмотрение выбирают деятельность и  сообщают об этом руководству НАТО. Альянс в свою очередь изучает  предложения и принимает проекты  к реализации. Решение вопросов финансирования деятельности в большинстве случаев  возлагается на государство-партнера.

ПИП, будучи одним из рабочих  механизмов ПРМ, имеет широкие возможности  по проведению учений и тренингов. Военнослужащие государств-партнеров приобщаются к военным знаниям в рамках упомянутой программы в учебных центрах в Обераммергау, Любляне, Будапеште, Анкаре и др.

Второй уровень. Программа  планирования процессов и анализа (ППА) (PARP- planning and review process).

ППА считается вторым уровнем  сотрудничества в рамках ПРМ. Таким  образом, ППА преследует цель дальнейшего  усиления существующего сотрудничества в рамках ПРМ.

ППА предполагает оценку оборонной  сферы, в том числе и Вооруженных  сил государства-партнера, который  имеет намерение принять участие  в многонациональных операциях, учениях НАТО. Цель заключается в  достижении соответствия стандартам НАТО в определении и оценке сил, подготовленных к участию в многонациональных  учебных, тренировочных и миротворческих операциях. Главное направление  деятельности в рамках ППА составляет планирование взаимных действий, новых  военных учений, миротворческих операций. С точки зрения качества, сотрудничество в рамках ППА считается выше, чем  в ПИП.

Третий уровень. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) (IPAP – individual partnership action plan).

ПДИП считается третьим  уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. ПДИП был объявлен открытым для  государств-партнеров на Пражском саммите  НАТО в ноябре 2002 года. ПДИП отражает конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора государства-партнера. План в то же время устанавливает  сферы, в которых государства - союзники НАТО могут оказать помощь государствам-партнерам, определяет пути повышения их учебных  и тренировочных возможностей.

Информация о работе Узбекистан и «Партнерство ради мира» НАТО