Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:23, курсовая работа
Международное признание дало РУз возможность обладать всеми «привилегиями» международной правосубъектности: участие в международном нормотворчестве, учреждение региональных организаций, заключение договоров и др. Общепризнанные нормы и принципы права международного сообщества стали неотъемлемой частью национального законодательства. Тем не менее, независимость – это не только международная правовая возможность. Она представляет собой переход на качественно новый уровень межгосударственных отношений и установление совершенно иных приоритетов, в том числе в сфере региональной и международной безопасности.
Введение.
1. Программа «Партнерство ради мира» НАТО. Понятие, основные цели и задачи.
2. Уровни сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» НАТО.
3. Сотрудничество Республики Узбекистан с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».
4. Сфера деятельности и ключевые этапы сотрудничества.
Заключение.
Список использованной литературы.
В ПДИП нашли отражение суть реформ в Вооруженных силах сотрудничающих с Альянсом государств, которые стремятся к членству в НАТО, вопросы подготовки необходимых в этом направлении планов и выбора оптимального бюджетного варианта для этой деятельности.
На сегодняшний день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.
Сотрудничество Республики Узбекистан с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».
Суть программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) – партнерские отношения которые складываются между каждой отдельной страной-партнером и НАТО. Сотрудничество адаптировано в соответствии с устремлениями, потребностями и способностями страны и ведется вместе с правительством страны-партнера. Партнеры выбирают из обширного перечня мероприятий чтобы составить двухлетние программы сотрудничества, известные как Индивидуальные программы партнерства и сотрудничества.
Предлагаются мероприятия практически во всех областях деятельности НАТО, включая работу, связанную с обороной, военную реформу, оборонную политику и планирование, военно-гражданские отношения, учебно-образовательную работу, сотрудничество между военными и учения, гражданское чрезвычайное планирование и реагирование на бедствия, а также сотрудничество по вопросам науки и окружающей среды.
Индивидуальная программа сотрудничества между каждой страной-партнером из Центральной Азии и НАТО складывалась по-разному, в соответствии с их потребностями и интересами.
Партнерство сводится не только к практическому сотрудничеству, речь идет еще и о ценностях. Страны-партнеры присоединяясь к программе «Партнерство ради мира», подписывают Рамочный документ ПРМ. Таким образом, партнеры обязуются соблюдать международное право, Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Хельсинкский заключительный акт, международные соглашения по разоружению и контролю над вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы; соблюдать существующие границы; разрешать споры мирным путем.
В Рамочном документе также закреплено обязательство стран НАТО вести консультации с любой страной-партнером, которая считает, что существует угроза для ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Цель этих обязательств и программы ПРМ в целом – укреплять доверие и транспарентность, снижать угрозы миру и создавать более крепкие отношения в сфере безопасности со странами НАТО и другими странами-партнерами. Другие инструменты, такие как ИПАП, открывают важную возможность для политических консультаций между странами-партнерами и НАТО. Главы государств и министры регулярно посещают с визитами штаб-квартиру НАТО для встреч с генеральным секретарем и Североатлантическим советом, главным органом принятия решений в НАТО.
Международное признание дало РУз возможность обладать всеми «привилегиями» международной правосубъектности: участие в международном нормотворчестве, учреждение региональных организаций, заключение договоров и др. Общепризнанные нормы и принципы права международного сообщества стали неотъемлемой частью национального законодательства.
Тем не менее, независимость
– это не только международная
правовая возможность. Она представляет
собой переход на качественно
новый уровень
С момента обретения политической
независимости народами Центральной
Азии ситуация в Афганистане выступает
в роли внешнего системообразующего
элемента их безопасности. Данный факт
обуславливается рядом
Современные вызовы и угрозы государствам Центральной Азии, исходящего из Афганистана, заметно влияют на структуру и содержание политики безопасности соседних с ним государств. Они лежат в основе региональных и национальных усилий, направленных на создание «пояса безопасности», формирование институционально-правовых основ противодействия современных угрозам.6
13 июля 1994 года РУз подписала рамочный документ программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). Направлениями сотрудничества: в области подготовки военных кадров, борьбы с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и другими международными угрозами.
Следующим этапом продвижения отношений стало присоединение Узбекистана к Процессу планирования и анализа (ПАРП) в 2002 году. В последующие годы усилился процесс содействия внутренним реформам в Узбекистане, и продолжала увеличиваться роль страны в деятельности по линии ПРМ.
Сфера деятельности и ключевые этапы сотрудничества.
Сферы сотрудничества:
Сотрудничество в сфере безопасности. С 2002 г. Узбекистан играет ключевую роль в оказании поддержки действиям членов НАТО в Афганистане. Узбекистан дал разрешение Германии на использование аэродрома в г. Термезе. Узбекистан также предоставил право на пролет над своей территорией и транзит для перевозок личного состава и предметов снабжения членов НАТО. Через страну по-прежнему проходит один из основных транзитных маршрутов для перебросок гуманитарных грузов в Афганистан, большая часть которых доставляется по мосту Хайратон. Узбекские специалисты помогают в осуществлении важных инфраструктурных проектов в Афганистане, включая реконструкцию десяти мостов, связывающих север страны с Кабулом.
Реформа оборонного и силового сектора. НАТО поддерживает процесс демократической и институциональной реформы в Узбекистане. В частности, у НАТО и отдельных членов организации накоплен значительный опыт в области реформы оборонного и силового сектора, которым может воспользоваться Узбекистан.
Участие Узбекистана в Процессе планирования и анализа (ПАРП) с 2002 г. направлено на достижение оперативной совместимости между подразделениями ВС Узбекистана и стран НАТО. РУз принимает участие в финансируемых НАТО учебных курсах, посвященных борьбе с терроризмом. В мае 2010 г. узбекские должностные лица участвовали в продвинутом курсе обучения, организованном по линии программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» для ознакомления с новейшими методами и стратегиями антитеррористической борьбы. Узбекистан также направляет свой персонал на курсы подготовки антинаркотических кадров. В 2008 г. должностные лица РУз смогли воспользоваться усвоенными благодаря инициативе Совета Россия-НАТО навыками, захватив партию героина весом около 600 кг, которую злоумышленники предполагали провезти через страну.
Узбекистан продолжает участвовать в семинарах по вопросам оборонной политики и стратегии по линии ПРМ. В частности, следует отметить, что офицеры РУз задействованы в учебных курсах с акцентом на изучение английского языка. Началась также работа над созданием Учебного центра ПРМ в Ташкенте.
Гражданское чрезвычайное планирование. Важными направлениями сотрудничества являются гражданское чрезвычайное планирование и координация помощи при стихийных бедствиях и катастрофах. В апреле 2003 г. Узбекистан провел первые в Центральной Азии учения под эгидой СЕАП. На учениях «Фергана-2003» отрабатывалось международное реагирование на крупное землетрясение в регионе.
В настоящее время Узбекистан и НАТО продолжают сотрудничать на данном направлении. Консультируясь с членами НАТО, Узбекистан развивает возможности своих гражданских сил и средств по реагированию на природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Это охватывает совершенствование процедур планирования и методики организации спасательных операций.
Наука и окружающая среда. По линии программы «Наука ради мира и безопасности» (НМБ) Узбекистан получил гранты на более чем 50 проектов сотрудничества в сфере науки и окружающей среды. В ноябре 2009 г. в районе близ Самарканда начался проект по переработке 1,1 тыс. тонн токсичного окислителя ракетного топлива меланжа в безвредный химический продукт. Финансирование проекта происходило по линии НМБ. В Узбекистане запасы меланжа были утилизированы и переработаны в низкосортное удобрение благодаря мобильной установке, созданной при финансовой поддержке в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности». Работа по нейтрализации и переработке 1100 тонн меланжа началась в Самаркандской области в ноябре 2008 года. Помимо существенного вклада со стороны правительства Узбекистана в проект было вложено 1,2 млн. евро. Проект был завершен в октябре 2010 года. Другие подобные проекты – исследования радиоактивных рисков в Центральной Азии, водоснабжение и опреснение воды на основе солнечной энергии для нужд населения района Аральского моря, оценка и снижение сейсмического риска в Узбекистане и проект моделирования для оценки экологической безопасности в Хорезме.
В мае 2010 г. ученые и инженеры
Узбекистана и других стран региона
Содружества независимых
Узбекистан участвует
в проекте Виртуального шелкового
пути, цель которого – улучшить доступ
к сети Интернет университетов и
научно-исследовательских
Ключевые этапы сотрудничества.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что Узбекистан и НАТО ведут плодотворную совместную работу в рамках программы «Партнерство ради мира», о чем свидетельствуют достигнутые успехи в сферах сотрудничества.
Важным событием в развитии сотрудничества между Узбекистаном и НАТО стал визит Президента И.А.Каримова в штаб-квартиру НАТО 24 января 2011г., в ходе которого состоялась встреча с генсеком А. Расмуссеном.
Делегация Узбекистана во главе с министром иностранных дел А.Х. Камиловым приняла участие в Саммите НАТО в Чикаго в мае 2012г.
Спецпредставитель генсека НАТО по странам Кавказа и Центральной Азии Дж. Аппатурай нанес визит в Узбекистан 26-28 марта 2013г.
Открытие в августе 2013г. Бюро сотрудника НАТО по связи и взаимодействию со странами ЦА в Ташкенте стало важным позитивным моментом в развитии сотрудничества между Узбекистаном и Альянсом.
С июля 1994г. Узбекистан участвует в Программе НАТО «Партнерство во имя мира» С 1996г. сотрудничество ведется на основе ежегодных «Индивидуальных программ партнерства и сотрудничества» (ИППС).
В Узбекистане действует Центр подготовки ПВМ ВС РУ, оказание содействия которому также является одним из важных направлений взаимодействия с Альянсом.
Узбекистан участвует в научных мероприятиях НАТО с 1993г. В настоящее время совместно с Альянсом реализуются 4 научных проекта.
Важное значение имеет развитие международного научно-технического сотрудничества и партнерских связей с научными организациями НАТО и стран-партнеров, где особая роль принадлежит Научному комитету. Опыт сотрудничества Узбекистана с этой структурой за последние годы показал эффективность программ НАТО с участием стран-партнеров. В настоящее время совместно с Альянсом в Узбекистане реализуется ряд проектов в области информационных технологий, медицины и др.
Список использованной литературы.
Информация о работе Узбекистан и «Партнерство ради мира» НАТО