Участие России в Интеграционных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Содержание

I. Общая характеристика процесса интеграции

1. Понятие и сущность интеграции
2. Факторы, определяющие интеграционные процессы
3. Механизмы интеграционных процессов на примере ЕС
II. Деятельность России в интеграционных группировках
1. Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина
2. Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества
3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств
III. Перспективы интеграции России в мировую экономику
1. Сотрудничество в рамках Европейского Союза
2. Перспективы расширения роли Шанхайской Организации Сотрудничества
3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

унификация принципов  разработки и применения технических  регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

гармонизация макроэкономической политики; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы; гармонизация законодательств  Сторон в той мере, в какой это  необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентнуюполитику;

формирование единых принципов  регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов  на услуги субъектов естественных монополий.

Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.

Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс  формирования ЕЭП, стремясь к получению  односторонних политических и экономических  преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило  во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже  в апреле 2005, комментируя отношение  к России и планам создания ЕЭП, президент  Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с  членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 на Первом интеграционном  форуме по ЕЭП с участием  министров экономики четырёх  стран-участниц министр экономики  Украины Сергей Терёхин объявил,  что Украина будет настаивать  на пересмотре базового соглашения  по формированию ЕЭП, подписанного  в 2003 году, поскольку, согласно  тексту соглашения, после поэтапной  отмены ограничений в торговле, что должно было произойти  до 2012 года, планировалось создание  наднациональных органов, которые  бы проводили скоординированную  экономическую политику.

Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы  уже в ближайшее время все  четыре страны создали «зону свободной  торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут  сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает  своё участие в ЕЭП только в  формате создания зоны свободной  торговли и условий для перемещения  капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин.

В конце августа 2005 на саммите  глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает  возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной  торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

Несмотря на это 6 октября 2007 г. на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали  пакет документов, касающийся формирования правовой базы Таможенного союза  ЕЭП: договора о комиссии Таможенного  союза, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного  союза, протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза, выхода из них и присоединения  к ним. Создание таможенного союза  должно завершиться к 2010 году.

Это соглашение стало фактически первым серьезным шагом трех государств на пути к взаимной экономической  интеграции.

2. Россия и Азиатско-тихоокеанский  форум экономического сотрудничества

 

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ  ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)– международная экономическая  организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее  время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный  административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая  Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально  в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной  Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели организации:

поддержание экономического роста стран региона;

укрепление взаимной торговли;

ликвидация ограничений  на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь  и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите  странами АТЭС было определено более  десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы;

нетарифные меры регулирования  взаимной торговли;

международные услуги;

международные инвестиции;

стандартизация товаров  и услуг;

таможенные процедуры;

права интеллектуальной собственности;

конкурентная политика;

распределение государственных  заказов;

правила, касающиеся происхождения  товара;

посредничество в спорах;

мобильность бизнесменов;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в  рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и  зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация. Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт  и импорт, трудности в импортном  и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в  то время как в других странах  мира – только 3,0%.

Россия заинтересована развивать  отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных  иностранных инвестиций в РФ. Поэтому  уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в  Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите  Россию приняли в АТЭС как полноправного  члена.

В ноябре 1998 по инициативе МИД  России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение  представителей российских деловых  кругов, ориентированных в своей  деятельности на азиатско-тихоокеанский  регион. В него входят более 50 крупных  российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало  прошедшее в мае 2001 в Москве заседание  ДКС, в котором приняло участие  около 100 представителей деловой элиты  стран АТЭС.

К сожалению, даже сейчас связи  большинства стран-участниц АТЭС с  Россией довольно слабы, им не хватает  информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС  АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими  государственными ведомствами и  деловыми кругами.

Шагом к активизации участия  РФ в АТЭС стала разработка государственной  концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время  очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении  он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в  силу того, что этот регион сегодня  стал одним из самых динамично  развивающихся». На 13 саммите АТЭС в  Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в  сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

На саммите АТЭС в 2007 году было принято решение, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

 

3. Деятельность  России в рамках Содружества  Независимых Государств

 

Содружество Независимых  Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

СНГ основали Белоруссия, Россия и Украина. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991 к Соглашению  присоединились Азербайджан, Армения,  Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан,  Туркмения, Узбекистан, подписавшие  совместно с Белоруссией, Россией  и Украиной в Алма-Ате Декларацию  о целях и принципах СНГ.

До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами  СНГ.

В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.

В августе 2005 Туркмения вышла  из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Молдавия и Украина, как  и Туркмения, не ратифицировали Устав  СНГ. Это означает, что формально  они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем  и участником СНГ.

В ряде структур СНГ (координационные  комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует  Монголия.

В настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или  перехода в статус ассоциированных  членов Грузии.

В 1993 принят Устав СНГ, который  предусматривает сферы совместной деятельности государств:

обеспечение прав и свобод человека,

координация внешнеполитической деятельности,

сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,

охрана здоровья населения  и окружающей среды,

вопросы социальной и иммиграционной политики,

борьба с организованной преступностью,

сотрудничество в оборонной  политике и охране внешних границ.

Согласно Уставу, наряду с действительными членами в  СНГ могут быть ассоциированные  члены, участвующие в отдельных  видах деятельности СНГ, а также  могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.

Органы СНГ:

Совет глав государств СНГ;

Совет глав правительств СНГ;

Совет министров иностранных  дел СНГ;

Совет министров обороны  СНГ;

Совет объединенных вооруженных  сил СНГ;

Совет командующих пограничными войсками СНГ;

Межгосударственный экономический  совет СНГ;

Межпарламентская ассамблея  СНГ;

Экономический суд;

Статистический комитет  СНГ;

Комиссия по правам человека.

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: «Мы подошли к  определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного  укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную  в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное  падение интереса к работе в Содружестве  среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как  российское руководство потерпело  целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими  республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования  — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или  в военной сфере, естественно, этого  не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился  Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а  всё остальное — «политическая  шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие  объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое  Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма  полезного клуба для выявления  взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного  и экономического характера».

В связи с нарастанием  центробежных процессов в СНГ, в  последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. В июле 2006 на неформальном саммите  глав государств Содружества президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев  предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться  на следующих областях сотрудничества:

согласованная миграционная политика,

развитие единых транспортных коммуникаций,

взаимодействие в научно-образовательной  и культурно-гуманитарной сферах

сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении  жизнеспособности и эффективности  СНГ был связан ещё и с торговыми  войнами между Россией, с одной  стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с  резким обострением отношений между  Россией и Грузией. Последние  события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались  беспрецедентными.

Информация о работе Участие России в Интеграционных процессах