Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:48, реферат
Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
I. Общая характеристика процесса интеграции
1. Понятие и сущность интеграции
2. Факторы, определяющие интеграционные процессы
3. Механизмы интеграционных процессов на примере ЕС
II. Деятельность России в интеграционных группировках
1. Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина
2. Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества
3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств
III. Перспективы интеграции России в мировую экономику
1. Сотрудничество в рамках Европейского Союза
2. Перспективы расширения роли Шанхайской Организации Сотрудничества
3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии
Список литературы.
унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
гармонизация
формирование единых принципов
регулирования деятельности естественных
монополий (в сфере железнодорожного
транспорта, магистральных
Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.
Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».
7 апреля 2005 на Первом интеграционном
форуме по ЕЭП с участием
министров экономики четырёх
стран-участниц министр
Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин.
В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.
Несмотря на это 6 октября 2007 г. на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали пакет документов, касающийся формирования правовой базы Таможенного союза ЕЭП: договора о комиссии Таможенного союза, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза, выхода из них и присоединения к ним. Создание таможенного союза должно завершиться к 2010 году.
Это соглашение стало фактически первым серьезным шагом трех государств на пути к взаимной экономической интеграции.
2. Россия и Азиатско-
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ
ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
(АТЭС)– международная
Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
Цели организации:
поддержание экономического роста стран региона;
укрепление взаимной торговли;
ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.
Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.
АТЭС начинался со скромной
программы переговоров о
торговые тарифы;
нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
международные услуги;
международные инвестиции;
стандартизация товаров и услуг;
таможенные процедуры;
права интеллектуальной собственности;
конкурентная политика;
распределение государственных заказов;
правила, касающиеся происхождения товара;
посредничество в спорах;
мобильность бизнесменов;
внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
сбор и анализ информации.
Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.
Странам АТЭС уже за первое
десятилетие удалось добиться сильного
снижения таможенного обложения, хотя
и продолжает сохраняться их дифференциация.
Параллельно снижаются и
Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.
В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.
Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.
К сожалению, даже сейчас связи
большинства стран-участниц АТЭС с
Россией довольно слабы, им не хватает
информации о нашей стране и её
деловых кругах. Одной из основных
причин этой негативной ситуации эксперты
считают недостаточную
Шагом к активизации участия
РФ в АТЭС стала разработка государственной
концепции участия России в Форуме,
которую изложил президент
На саммите АТЭС в 2007 году было принято решение, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.
3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.
СНГ основали Белоруссия, Россия
и Украина. В Соглашении о создании
СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске,
эти государства
21 декабря 1991 к Соглашению
присоединились Азербайджан,
До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.
В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.
В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.
Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем и участником СНГ.
В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.
В настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или перехода в статус ассоциированных членов Грузии.
В 1993 принят Устав СНГ, который
предусматривает сферы
обеспечение прав и свобод человека,
координация внешнеполитической деятельности,
сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
охрана здоровья населения и окружающей среды,
вопросы социальной и иммиграционной политики,
борьба с организованной преступностью,
сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.
Органы СНГ:
Совет глав государств СНГ;
Совет глав правительств СНГ;
Совет министров иностранных дел СНГ;
Совет министров обороны СНГ;
Совет объединенных вооруженных сил СНГ;
Совет командующих пограничными войсками СНГ;
Межгосударственный
Межпарламентская ассамблея СНГ;
Экономический суд;
Статистический комитет СНГ;
Комиссия по правам человека.
В июле 2004 на заседании Совета
безопасности РФ, посвящённом политике
России в СНГ, президент Владимир
Путин признал: «Мы подошли к
определённому рубежу в развитии
СНГ. Либо мы добьёмся качественного
укрепления СНГ, создадим на его базе
реально работающую, влиятельную
в мире региональную структуру, либо
нас неизбежно ждёт „размывание“
этого геополитического пространства
и, как следствие, окончательное
падение интереса к работе в Содружестве
среди его государств-
В марте 2005, после того как
российское руководство потерпело
целый ряд ощутимых политических
провалов в отношениях с бывшими
республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия),
и в самый разгар кризиса власти
в Киргизии, Владимир Путин высказался
уже более категорично: «Все разочарования
— от избытка ожиданий… Если
кто-то ожидал от СНГ каких-то особых
достижений в экономике, политике или
в военной сфере, естественно, этого
не было, так как и быть не могло.
Цели программировались одни, а на
деле процесс после распада СССР
проходил по-другому…». Как выразился
Путин, СНГ создавалось для «
В связи с нарастанием
центробежных процессов в СНГ, в
последние годы неоднократно поднимался
вопрос о необходимости его
согласованная миграционная политика,
развитие единых транспортных коммуникаций,
взаимодействие в научно-
сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Информация о работе Участие России в Интеграционных процессах