Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:48, реферат
Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
I. Общая характеристика процесса интеграции
1. Понятие и сущность интеграции
2. Факторы, определяющие интеграционные процессы
3. Механизмы интеграционных процессов на примере ЕС
II. Деятельность России в интеграционных группировках
1. Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина
2. Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества
3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств
III. Перспективы интеграции России в мировую экономику
1. Сотрудничество в рамках Европейского Союза
2. Перспективы расширения роли Шанхайской Организации Сотрудничества
3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии
Список литературы.
Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России:
В июле 2005 было объявлено
о постепенном увеличении цен
на газ для прибалтийских
В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 долл. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 долл.
В ноябре 2005 было объявлено
об увеличении цен для Армении
до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал
поставку 1,7 млрд. куб. м по 54 долл.). Руководство
Армении — стратегического
В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 долл. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 долл. за 1 тыс. куб. м. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 долл.
В декабре 2005 «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 долл. за тысячу кубометров (в 2005 — по 60 долл.). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 долл.
В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Верховная рада Украины, однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой.
Белоруссия в этом отношении,
можно считать, занимает привилегированное
положение. В марте 2005 было объявлено
о повышении тарифов на газ
для Белоруссии, однако уже 4 апреля
Владимир Путин пообещал сохранить
отпускные цены на прежнем уровне,
а 19 декабря была достигнута окончательная
договоренность о поставке в Белоруссию
в 2006 году 21 млрд. куб. м газа по 46,68 долл.
США за 1 тыс. куб. м (то есть цена осталась
неизменной с прошлых лет). Сразу
же после президентских выборов
в Белоруссии вновь объявил о
намерении повысить цену на газ. После
длительного выяснения
После того как Россия перешла
на рыночные цены на газ, поставляемый
партнёрам по СНГ, Содружество лишилось
главного объединяющего фактора
— низких цен на газ и нефть.
Одновременно на протяжении всего 2006 года
российское руководство предпринимало
усилия по формированию на базе СНГ
некоего союза государств, связанных
системой нефте- и газопроводов и
признающих лидирующую и ключевую роль
России как монопольного поставщика
энергоресурсов в Европу со всего
постсоветского пространства. Сопредельные
государства в этой структуре
должны играть роль либо поставщиков
своего газа в российские трубопроводы
(Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо
транзитных стран (Украина, Белоруссия).
Залогом энергетического союза
должна была стать продажа энергетических
и энерготранспортных активов или
обмен ими. Так с Туркменией была
достигнута договорённость об экспорте
её газа через «Газпром». В Узбекистане
российские компании осваивают местные
месторождения энергоресурсов. В
Армении «Газпром» получил в
собственность магистральный
III. Перспективы интеграции России в мировую экономику
1. Сотрудничество в рамках Европейского Союза
Существуют две основные
точки зрения на отношения России
с ЕС. Сторонники одной считают
вполне необходимым и возможным
курс на всемерное сближение с
ЕС для того, чтобы в перспективе
вступить в тесный экономический
союз. Согласно ст. 237 Римского договора
и ст. «О» Маастрихтского договора
любая европейская страна может
претендовать на членство в Европейском
Союзе. Представители другой позиции
полагают, что присоединение России
к ЕС будет означать для неё
«гибель, потерю управляемости, растворение».
Думается, что в ближайшей перспективе
вопрос о возможности присоединения
России к ЕС не актуален. Гораздо
более насущны вопросы
В соответствии с Соглашением о партнерстве и Сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары. В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями. Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность. В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности. ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости экономических реформ в России, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему принятию в ВТО и другие международные экономические организации. Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении России.
2. Перспективы
расширения роли Шанхайской
Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.
Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.
Вопрос о внешнеполитической
ориентации стран-участниц остается одним
из ключевых при оценке перспектив
развития этой организации. Аналитики
отмечают, что такие инициативы,
как проект транспортного коридора
от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза
возрожденного «Великого
Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.
Дальнейшему усилению роли ШОС могут способствовать следующие меры:
Вступление Индии. Подключение
такого крупного и авторитетного
государства превратило бы ШОС в
одну из наиболее влиятельных международных
организаций. Удалось бы значительно
стимулировать экономическую
Принятие Монголии, наряду
с закрытием территориальной
«бреши» в ШОС и
Афганистан можно вовлечь в работу Шанхайской организации сотрудничества, предоставив ему статус наблюдателя и активизировав роль ШОС в борьбе с наркоторговлей и в усилиях по стабилизации положения в этой стране.
Значительная активизация экономического сотрудничества в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС, которые бы финансировались из госбюджетов стран-членов.
Направление экономической активности Китая в рамках ШОС в более конструктивное русло, разъясняя преимущества широкого и комплексного подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим интересам.
Учреждение на базе экспертного Форума Шанхайской организации сотрудничества, Международного института, призванного исследовать политическое и экономическое развитие региона охвата ШОС.
Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии.
3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии
Ассоциация Стран Юго-
Основные цели АСЕАН:
– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);
– укрепление мира и региональной стабильности;
– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;
– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
– расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
– установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.
В странах Ассоциации считают,
что Россия является, и будет оставаться
великой евроазиатской
Начиная с 1992 Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.
С середины 1997 начал действовать
Совместный комитет сотрудничества
АСЕАН – Россия, заседания которого
периодически проходят в Москве или
в одной из асеановской столиц.
Создан и действует предусмотренный
диалоговыми отношениями Фонд Россия
– АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего
экономического, торгового и научно-
Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношений.
Информация о работе Участие России в Интеграционных процессах