Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:42, контрольная работа
Шенгенское соглашение было подписано 14 июня 1985 г. в замке Шенген, что на берегах реки Мозель (Люксембург), государственные секретари от имени правительств пяти из десяти тогдашних стран Европейских сообществ скрепили своими подписями Соглашение “О постепенной отмене проверок на внутренних границах”, кратко называемое Шенгенским соглашением.
Шенгенское соглашение - весьма небольшой документ. Он состоит из преамбулы и 33 статей, объединенных в два раздела. Подобная структура неслучайна.
ВСТУП………………………………………………....………………………….
1 МЕРЫ КРАТКОСРОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ………..…………………………
2 ШЕНГЕНСКАЯ ВИЗА
3 СТРАНЫ УЧАСТНИКИ
ВЫВОДЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Среди норм данного раздела обращают на себя внимание прежде всего те, которые регулируют полицейское наблюдение и преследование. Полицейским из одной страны теперь дозволяется пересекать границы и продолжать без наблюдение или преследование по горячим следам тех лиц, которых подозревают в совершении преступления или которые скрылись из мест лишения свободы.
В чрезвычайных обстоятельствах подобное наблюдение или преследование может осуществляться и без предварительного согласия заинтересованного государства. Таким образом, гражданин, совершивший преступление, например, в Австрии и бежавший в Германию, теперь может быть задержан на территории последней как немецкими, так и австрийскими полицейскими.
Наряду с полицейским сотрудничеством третий раздел Конвенции содержит положения о сотрудничестве национальных судов стран-участниц посредством использования механизмов взаимной правовой помощи по уголовным делам; правила выдачи государствами друг другу подозреваемых, обвиняемых, подсудимых или осужденных лиц, включая передачу исполнения обвинительных приговоров, и соответствующие гарантии для граждан.
Последние две главы раздела закрепляют правовой режим создания, владения, пользования и распоряжения предметами, которые на сегодняшний день служат наиболее распространенными объектами или орудиями преступлений: наркотики и психотропные вещества, и огнестрельное оружие.
Следует отметить, что многие положения третьего раздела имеют вспомогательный и дополнительный характер по отношению к соответствующим конвенциям Совета Европы, а некоторые из них утратили силу ввиду принятия специальных нормативных актов и конвенций Европейского союза.
Раздел IV на основе современных достижений научно-технического прогресса закладывает “технический базис” сотрудничества государств-участников в правоохранительной сфере. Его статьи регулируют процесс создания и функционирования единой информационной системы, также названной Шенгенской.
Шенгенская информационная система состоит из компьютерных баз данных, которые формируются и пополняются каждым государством в отдельности, и размещаемой в Страсбурге (Франция) функции технической поддержки, общей для всех стран Конвенции. Последняя обеспечивает автоматическую передачу государствам-участникам в режиме (on-line) информации, которую включило в свою базу данных одно из них. Количество таких данных огромно: в Шенгенскую информационную систему еще при ее создании было помещено свыше 2,5 миллиона единиц информации.
Тем самым в рамках Шенгенской зоны создается единое информационное пространство, включающее данные о лицах и предметах, которые представляют интерес для правоохранительных органов. Объектами данных могут выступать также иностранные граждане, в отношении которых одно из государств Конвенции направляет “информационный запрос в целях недопуска”.
Последние две главы раздела IV закрепляют гарантии безопасности и прав частных лиц в ходе эксплуатации Шенгенской информационной системы и правила распределения расходов по ее финансированию.
Как показала практика, информационная система, созданная на основе Шенгенской конвенции 1990 г., оказалась весьма эффективным инструментом для помощи в борьбе с преступностью. Уже первые месяцы ее совместной эксплуатации обеспечили повышение результативности полицейских расследований в ряде областей примерно на 30%.
Поскольку граждане (и неграждане) пересекают границы не с пустыми руками, Раздел V закрепил правила, направленные на облегчение перевозки и передвижения товаров между странами Шенгенской зоны. Эти правила были направлены на дополнение и смягчение действовавшего в то время правового регулирования со стороны Европейских сообществ. Однако не следует забывать, что на момент подписания Шенгенской конвенции в рамках ЕС еще не был создан внутренний рынок. Поэтому в настоящее время режим перемещения товаров регулируется преимущественно нормативными актами ЕС, которые во многом являются более “радикальными”, чем нормы раздела V.
Сбор, получение и обмен информацией о частных лицах в рамках правоохранительного сотрудничества стран Шенгенской конвенции может подвергать опасности одно из основополагающих прав человека и гражданина - право на охрану тайны частной жизни. С целью защиты этого основного права личности от нарушений в Шенгенскую конвенцию включен специальный раздел VI “Защита данных личного характера”. Применительно к Шенгенской информационной системе аналогичные вопросы регулируются специальной главой третьего раздела.
Раздел VII Конвенции содержит институциональные положения. Для того, чтобы обеспечить “правильное применение настоящей Конвенции”, учреждался особый орган - Исполнительный комитет.
Название этого органа не должно вводить в заблуждения. С точки зрения своего состава и порядка формирования Комитет, действительно, являлся исполнительным органом. Он состоял из компетентных министров государств-участников, по одному от каждой страны.
Однако реальные полномочия, которые были предоставлены Исполнительному комитету, далеко выходят за рамки текущего наблюдения, толкования и контроля. В многих случаях Комитет наделялся компетенцией издавать решения, направленные на развитие, дополнение, а подчас и изменение различных положений Шенгенской конвенции. По этой причине Шенгенский исполнительный комитет с момента своего образования выступал прежде всего в качестве своеобразного “законодательного” органа, осуществлявшего правотворчество на базе положений Конвенции.
У читателя может возникнуть вопрос, почему об Исполнительном комитете мы говорим только в прошедшем времени. Действительно, такого органа более не существует. Подробнее о дальнейшей судьбе Шенгенского исполнительного комитета будет рассказано ниже, а сейчас необходимо завершить характеристику Конвенции.
Последний раздел Шенгенской конвенции, раздел VIII, устанавливает правила вступления этого документа в силу, внесения поправок и присоединения к Конвенции, а также другие правила, которые обычно закрепляются в качестве заключительных положений международных договоров.
Одновременно с текстом Конвенции 19 июня 1990 г. представители сторон одобрили ряд совместных и односторонних деклараций. Тексты деклараций включены в Заключительный акт и Протокол к Шенгенской конвенции и не рассматриваются в качестве составной ее части. Кроме того, две специальных декларации были подписаны министрами и государственными секретарями сторон.
Положения деклараций регулируют вопросы толкования и применения отдельных норм Конвенции, а также закрепляют программу дальнейших мер по развитию Шенгенского процесса. Некоторые из них представляют ныне преимущественно исторический интерес. В частности, это целиком касается деклараций по поводу предстоявшего в то время объединения Западной и Восточной Германий.
Следует обратить особое внимание на декларацию о статье 139, включенную в текст Заключительного акта под номером один. Ее значение для развития Шенгенского процесса достаточно велико и, вероятно, сохранится в будущем. В отступление от того, что предусмотрено в самой Конвенции, в этой декларации стороны провозгласили, что не станут вводить Конвенцию в действие до тех пор, пока не будут выполнены все предварительные условия и пока не будет создан эффективный контроль на внешних границах.
С учетом трудностей, возникших на пути реализации данных условий, названная декларация послужила юридической основой для отсрочки в реализации Конвенции 1990 г., которая в итоге начала действовать гораздо позже, чем предполагалось вначале. По этой же причине Шенгенская конвенция до сих пор полностью не введена в действие на территории всех стран, которые к ней присоединились.
Приведенная выше общая характеристика Шенгенских соглашений не претендует не полноту и носит предварительный характер. Лучший способ понять Шенгенские соглашения (как, впрочем, и любой другой источник права)
В то же время понимание сущности и содержания Шенгенского процесса не может ограничиваться только сухими формулировками юридических норм. Важно и интересно также знать об их дальнейшей судьбе, изменениях, проблемах на пути воплощения в жизнь. От момента заключения Шенгенской конвенции 1990 г. нас отделяют свыше десяти лет. Как же развивался Шенгенский процесс в последующую декаду?
Развитие Шенгенского процесса после 1990г. Подписание в 1990 г. Конвенции о применении Шенгенского соглашения 1985 г. завершило формирование правового базиса Шенгенского процесса. Но для самого процесса это было только началом, а отнюдь не концом. Дальнейшее развитие осуществлялось по нескольким направлениям.
Первое - расширение круга стран, участвующих в Шенгенском процессе. Напомним, что сторонами обоих Шенгенских соглашений выступили сначала только пять из десяти, а затем (после 1986 г.) двенадцати государств-членов Европейских сообществ, о чем напоминают официальные названия документов.
Менее, чем через полгода после подписания Шенгенской конвенции к ним присоединяется последняя страна из числа государств-учредителей Европейских сообществ - Италия. Соглашение о присоединении Итальянской Республики подписано в Париже 27 ноября 1990 г.
За Италией последовали страны Иберийского полуострова, вступившие в Европейские сообщества в 1986 г., - Испания и Португалия (25 июня 1991 г., Бонн), потом Греция, государство-член Европейских сообществ с 1981 г. (6 ноября 1992 г., Мадрид).
1 января 1995 г. в Европейские сообщества и Союз вступили три новых государства: Австрия, Финляндия и Швеция. Все они вскоре присоединились и к Шенгенским соглашениям: Австрия в том же году (28 апреля 1995 г., Брюссель), остальные немного позже. Соглашение о присоединении Финляндии, Швеции и Дании (член Европейских сообществ с 1973 г.) подписано 19 декабря 1996 г. в Брюсселе.
Обращаем внимание читателя, что присоединение новых государств-членов ЕС осуществлялось только к Шенгенской конвенции 1990 г., так как последняя “перекрывает” текст более раннего Соглашения 1985 г., носившего в основном предварительный характер и рассчитанного на период 1985-1990 гг.
Таким образом, в результате “волны” присоединений число стран ЕС - участниц Шенгенского процесса в первой половине девяностых годов возросло более чем в два раза: с пяти до тринадцати. В Европейском союзе к тому времени, однако, состояли уже пятнадцать стран (сейчас их столько же). Два государства-члена ЕС, которые не пожелали до сих пор присоединиться к Шенгенскому процессу, - Великобритания и Ирландия. Закономерен вопрос: почему?
Первая из названных стран, хотя географически является европейской, всегда стояла несколько особняком по отношению к остальной Европе. Речь идет не столько об островном положении, которое сегодня во многом утратило свое значение, сколько о самобытной британской культуре, обычаях (левостороннее движение, сохранение до сих пор национальных мер веса, длины, несмотря на попытки правительства искоренить их и др.), правовой системе.
Хотя Великобритания вступила в 1973 г. в Европейские сообщества, и в прошлом, и сейчас она занимает весьма осторожную, подчас враждебную позицию в отношении дальнейших шагов по углублению интеграционного процесса. Среди населения и в политических кругах этого государства сильны позиции так называемых “евроскептиков”; немало британцев выступают за выход из Европейского союза.
Во многом по этой причине Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (как официально называется данная страна) не присоединилось к важнейшему интеграционному проекту девяностых, к “зоне евро”, продолжает сохранять в качестве национальной денежной единицы фунт стерлингов. Немалую роль “евроскептицизм” сыграл в отказе Великобритании вступить и в другую “зону” - Шенгенскую.
Вышесказанное, однако, дает лишь частичный ответ на вопрос, почему Соединенное Королевство продолжает оставаться в стороне от Шенгенского процесса. Существует и другая причина, в данном случае более весомая.
Таким образом, вступив в Шенгенскую зону и открыв свою границу для въезда и выезда не только законопослушных граждан ЕС (что уже сделано в рамках общего рынка), но и для всех физических лиц, Великобритания может столкнуться с наплывом иммигрантов и других иностранцев, пребывание которых внутри британской территории станет трудно проконтролировать. Соответственно, из двух вариантов - присоединяться к Шенгенским соглашениям и одновременно ужесточать паспортный контроль внутри страны либо оставаться в прежнем качестве - британское правительство пока что выбирает последний.
Несколько иными причинами обусловлено неприсоединение Ирландии. Ирландия в прошлом входила в состав Соединенного Королевства. Она по-прежнему связана с Великобританией тесными историческими, экономическими, культурными узами, в том числе “общим туристическим пространством” (Common Travel Area), имеющим некоторые сходства с Шенгенской зоной. Вступление Ирландии в Шенгенскую зону без Великобритании потребует разрыва (по крайней мере, ослабления) этого пространства, на что Ирландия решиться не может.
Следовательно, если Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Ирландская Республика когда-либо присоединятся к Шенгенскому процессу, то, скорее всего, они сделают это совместно и одновременно.
Правда, в связи с интеграцией Шенгенских достижений в правовую систему Европейского союза открывается возможность подключения этих стран к выполнению отдельных положений Конвенции 1990 г. Великобритания недавно сделала это, присоединившись согласно решению Совета Европейского союза к Шенгенской информационной системе, а также к некоторым другим нормам Конвенции 1990 г. правоохранительной направленности. О полном вступлении Соединенного Королевства в Шенгенскую зону речь в настоящий момент не идет.