Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».
Неприкосновенность жилища — это, по существу, гарантия права человека на личную (частную) жизнь. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).
Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.
Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья (ст. 48 Конституции).
Провозглашенное в ч. 2 ст. 21 Конституции право на достойный уровень жизни включает в себя и право на жилье (жилище).
Право на жилище может быть реализовано различными способами. При этом предполагается содействие со стороны государства.
Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).
Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.
Согласно ст. 16 Конституции,
религии и вероисповедания
Помимо Конституции отношения в области свободы вероисповеданий регулируются принятым 17 декабря 1992 г. и изложенным в редакции от 31 октября 2002 г. Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).
Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.
В соответствии со ст. 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Под национальностью принято
Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.
В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон Республики Беларусь 1993 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» в редакции Закона от 5 января 2004 г., который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.
На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей. На 16 февраля 1999 г., по данным проведенной переписи, белорусы составляли 81,2 % от всего населения, русские — 11,4, поляки — 3,9, украинцы — 2,4, евреи — 0,3, все другие — 0,8 %. Таким образом, можно говорить о том, что Беларусь — по-лиэтничное государство.
В Конституции в качестве государственных закреплены два языка — белорусский и русский (ст. 17).
Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21).
Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Исходя из того, что
в Конституции оговорена
Право на юридическую помощь является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Это право гарантируется не только Конституцией, но и рядом международных документов.
Профессионально юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с Законом об адвокатуре адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.
Согласно ст. 61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защи ты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Под исчерпанностью всех
имеющихся внутригосударственны
В Конституции содержатся
нормы, закрепляющие право гражданина
на управление делами государства. Граждане
Республики Беларусь имеют право
участвовать в решении
Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами, например посредством участия в республиканских и местных собраниях (см. Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» от 12 июля 2000 г.)
В ст. 38 Конституции закреплено право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
В данной статье закреплены основополагающие принципы избирательного права. Они получили свое развитие в Избирательном кодексе Республики Беларусь.
Согласно ст. 40 Конституции, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста.
Порядок обращения граждан
с предложениями, заявлениями и
жалобами к должностным лицам
не только государственных органов,
но и к должностным лицам
В целом по республике за год количество заявлений, предложений и жалоб составляет более двух миллионов. Это не только свидетельство наличия проблем в области применения законодательства, но и свидетельство открытости нашего общества, активной позиции граждан. Конечно, нужно делать все, чтобы конфликтных ситуаций было меньше. Необходимо развивать административную юстицию.
В качестве одной из важнейших является свобода объединений. Конституция предоставляет каждому право на свободу объединений. Однако судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции).
Конституцией и законодательств
Допустимо создание международных,
республиканских и местных
Что касается членства в общественных объединениях, то в них могут состоять граждане, достигшие возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных уставами общественных объединений, их членами могут быть лица, не достигшие этого возраста, при условии, что они имеют соответствующее письменное разрешение своих законных представителей.
Если членами общественных объединений могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.
Принадлежность или
непринадлежность гражданина к политической
партии не может служить основанием
для ограничения его прав и
свобод либо недопущения исполнения
им установленных законом
Граждане вправе объединяться в профессиональные союзы.
Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом (ст. 35 Конституции).
Анализ данной статьи
показывает, что Конституция, провозгласив
право на свободу публичных мероприятий,
предусматривает
Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»