Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

 Органом законодательной  власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции).

 

Правительство — Совет  Министров Республики Беларусь —  является центральным органом государственного управления.

 

 Органы исполнительной  власти по масштабу деятельности  можно классифицировать на республиканские и местные.

 К республиканским  органам исполнительной власти  можно отнести министерства, государственные  комитеты Республики Беларусь. К  местным органам исполнительной  власти относят исполнительные  комитеты, местные администрации.

 

Судебная власть в  Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

 

 При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону.

 

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для всех является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности.

 

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

 

 Особое место в  системе государственной власти  занимает Президент Республики  Беларусь, который является Главой  государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (статья 79 Конституции). В настоящее время Президентом Республики Беларусь является Александр Григорьевич Лукашенко.

 

 Органом законодательной  власти является Парламент –  Национальное собрание Республики  Беларусь. Наряду с Парламентом  законодательную деятельность осуществляет  и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции  имеет право издавать особый  вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции).

 

Правительство — Совет  Министров Республики Беларусь —  является центральным органом государственного управления.

 

 Органы исполнительной  власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.

 К республиканским  органам исполнительной власти  можно отнести министерства, государственные  комитеты Республики Беларусь. К  местным органам исполнительной  власти относят исполнительные  комитеты, местные администрации.

 

Судебная власть в  Республике Беларусь принадлежит судам  и осуществляется Конституционным  Судом, а также общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Система  судов строится на принципах территориальности и специализации.

 

 При осуществлении  правосудия судьи независимы  и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство  в деятельность судей недопустимо  и влечет ответственность по  закону.

 

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для всех является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности.

 

Глава государства

Глава государства —  Президент Республики Беларусь.

 

 Президент Республики  Беларусь избирается на пять  лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

 Всеобщность выборов  Президента Республики Беларусь  — один из важнейших принципов  избирательной системы: право  избирать имеют граждане Республики Беларусь, которые достигли 18 лет. Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.

 

 Выборы считаются  состоявшимися, если в них приняло  участие более половины избирателей,  внесенных в списки граждан,  имеющих право участвовать в  выборах.

 

 Президент Республики  Беларусь считается избранным,  если за него проголосовало  больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в выборах.

 

 В Конституции и  действующем законодательстве Республики  Беларусь предусматривается порядок  вступления Президента в должность  (инаугурация — от лат. inaugurare —  посвящать). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги следующего содержания:

 

 Вступая в должность  Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить  народу Республики Беларусь, уважать  и охранять права и свободы  человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности.

 

 Президент Республики  Беларусь занимает особое место  в системе государственных органов.  Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов, посредничество между органами государственной власти.

 

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление  Президента или клевета в отношении  его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

 

 

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко

 

Законодательная власть

Парламентом Республики Беларусь является Национальное собрание — представительный и законодательный орган (статья 90 Конституции). Национальное собрание имеет две палаты — Палату представителей и Совет Республики.

 

 Каждая из палат  Парламента обладает самостоятельными  полномочиями.

 

 Срок полномочий  белорусского Парламента — 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

 

 Количественный состав  Парламента Республики Беларусь  — 174 депутата.

 

 Основная функция  любого Парламента — законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной).

 

 Принятие законов  — дело обеих палат, однако  согласно белорусскому законодательству  любой законопроект вначале рассматривается  в Палате представителей, а затем  — в Совете Республики. Каждая  из палат имеет и многие  другие полномочия, которые являются, как правило, исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

 

 

 

Исполнительная  власть

Правительство Республики Беларусь — коллегиальный центральный  орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

 

 Правительство занимает  важное место в системе органов  государственной власти, является основным институтом управления государственными делами.

 

 В Республике Беларусь  Правительство имеет название  — Совет Министров. Работой  Правительства руководит Премьер-министр.

 

 В экономической  сфере Правительство обеспечивает  проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации и др.

 

 В области бюджета  и финансов Правительство обеспечивает  проведение единой финансовой  и денежно-кредитной политики; ежегодно  разрабатывает и представляет  Президенту Республики Беларусь  для внесения в Национальное  собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в установленном порядке правительственные гарантии, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов и др.

 

 Правительство призвано  осуществлять широкий спектр мероприятий в социально-культурной сфере. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей и др.

 

 Правительство определяет  государственную политику в области  охраны и улучшения окружающей среды, в области гидрометеорологической деятельности, осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и др.

 

 В области обеспечения  законности и правопорядка Правительство  принимает меры по обеспечению  прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

 

 В области обеспечения  национальной безопасности и  обороны Правительство принимает  меры по защите национальной  безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

 

 Правительство осуществляет  ряд других полномочий, в частности,  в кадровой сфере, руководит  деятельностью республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активно взаимодействует по ряду вопросов прежде всего в законодательной сфере, в исполнении законов, с Национальным собранием, а также местными Советами депутатов.

 

 

 

Судебная  власть

 

 Судебная власть  — разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

 

 Судебная власть  является одной из трех ветвей  власти, которые определены в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

 

 Перед судебными  органами стоит задача по охране  и защите от имени Республики  Беларусь прав и свобод граждан  от нарушений со стороны государственных  органов, должностных лиц, граждан. 

 

 Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации.

 

 В судебную систему  Республики Беларусь входят Конституционный  Суд, общие суды (во главе —  Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе — Высший Хозяйственный Суд).

 

Судоустройство определяется законодательством.

 

 

 

 

Конституционный Суд  Республики Беларусь

Органы местного управления и самоуправления

Местное управление и  самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

 

 Местное самоуправление  организуется в границах административно-территориальных  единиц. Единую систему местных  Советов депутатов в Республике  Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы  депутатов. Они призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»