Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».
Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.
Строй — это система
построения чего-либо. С позиций
формального подхода
1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);
2) прежде всего признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);
3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;
4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;
5) политический плюрализм, т. е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;
6) наличие гражданского общества, т. е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих осуществление на практике частных интересов граждан, коллективов, т. е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.
Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.
В отличие от конституционного строя в целом основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова «основы») представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Поэтому положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой по отношению к нормам других статей конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.
Конституционализм и конституционный строй
Конституционализм — совокупность идей и представлений о конституционном государстве, т. е. таком государстве, где власть организована и действует во имя утверждения верховенства права, служения гражданам, их правам, свободам, где обеспечивается оптимальный баланс интересов личности, общества, государства.
Конституционный строй можно рассматривать в двух аспектах — формальном и содержательном. С позиции формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе Конституции. С точки зрения содержательного подхода конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией и для которого характерны следующие черты: подчинение государства праву; признание и гаранти-рованность прав и свобод; разделение властей; многообразие форм собственности; политический плюрализм; гражданское общество.
3. Конституционно-правовые
способы защиты
Конституционно-правовые способы защиты конституционного строя представляют собой правовые и организационные средства, обеспечивающие незыблемость конституционного строя от противоправных посягательств. К правовым и организационным средствам защиты конституционного строя можно отнести:
1) нормы, обеспечивающие, условно говоря, самозащиту конституции (усложненный порядок ее изменения);
2) запрет насильственных действий, призывов к таким действиям для изменения существующего строя;
3) постоянное утверждение конституционной законности;
4) возможность введения чрезвычайного или военного положения;
5) ограничение прав и свобод граждан лишь по основаниям и в пределах, предусмотренных конституцией.
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.
Развитие теории:
Понятие было разработано
в Средние века. В литературе
отмечается, что классическое определение
суверенитета было дано
Суверенитет - всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден).
Таким образом,
разработанная в Средние века
теория суверенитета
В начале 20 в. появляется
термин «национальный
Государства
Народа
Нации
Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет.
Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».
В государстве не
может быть несколько
Первичен суверенитет
народа, т.к. во всех Конституциях
есть положение, что народ
Нация—часть народа,
проживающего в государстве. В
Советской Конституции было
В самостоятельном
государстве каждая нация
В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.
Государственно-правовые
признаки РБ, как суверенного
государства. Гарантии
Суверенитет РБ
впервые был закреплен в
25 августа 1991г. был
выдан закон «О предании
Признаки суверенитета РБ проявляются в:
Верховенстве, единстве
и независимости
Наличии своей территории (ст.9 Конституции).
Наличии собственных вооруженных сил.
Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).
Наличии собственной
денежной и финансово-
Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер.
Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).
^ Гарантии суверенитета.
Под этим понимаются
Вида гарантий:
Материальные (наличие
природных ресурсов, стабильной
экономики, т.е. созданные
Организационные (наличие
эффективно функционирующих
Юридические (нормативная база, регулирующая данную сферу правоотношений, обеспечение отношений с государством)
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.
С точки зрения формы
государственного устройства Республика
Беларусь является унитарным (единым)
государством, т. е. государством, не имеющим,
в отличие от федераций, в своей
внутренней структуре других государств.
В унитарном государстве действует одна Конституция,
единая система законодательства и судебной
организации, единое гражданство, один
законодательный орган, который может
быть как однопалатным, так и двухпалатным.
Унитарное государство имеет административно-
Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве существуют все формы собственности, создаются равные условия для их развития.
Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.
Демократия — власть народа — не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом — важная и трудная задача любого демократического государства.
Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь способствуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.
Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством — Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г., Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. и др.,
Термин «правовое государство»
в Конституции упоминается
Мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и реализацию (внедрение) этих элементов на практике.
В юридической литературе выделяют различные признаки правового государства, но неизменно среди них называют: 1) признание прав и свобод человека; 2) верховенство (господство) права; 3) разделение властей.
Приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод.
Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»