Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, сущность и характерные черты современного международного публичного права
Международное публичное право – сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по международному праву.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)
 

13. Правопреемство в  современном международном публичном  праве: понятие, сущность

Правопреемство в МП – смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей  территории и в осуществлении  существовавших к этому моменту прав и обязательств

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств не были его  участниками, всегда различают 2 стороны: государство-предшественник, которое  полностью или в отношении  части территории сменяет новый  носитель ответственность за международные отношения, и государство-преемник – государство, к которому это ответственность  переходит

Момент правопреемства – дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении  указанной ответственности

Объект правопреемства – территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения

Основания возникновения  правопреества:

  1. Объединение государств
  2. Разделение государств
  3. Отделение от государства части территории
  4. Передача части территории другому государству

В отношении международно-правового  регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется:

  1. В отношении международных договоров
  2. Государственной собственности
  3. Государственных архивов
  4. Государственных долгов
  5. Государственной территории
  6. Границ государств
  7. Членства в международных организациях

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят во многом характер обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств. Немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств

 

14. Правопреемство государств  в отношении международных договоров,  архивов и долгов

Венская конвенция 1978 регулирует правопреемство только в отношении  договоров, заключенных в письменной форме, и только между государствами. В отношении устных договоров  и договоров между государствами  и иными субъектами МП действуют  обычные нормы

Правила правопреемства:

  1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa: новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями. Новое государство может стать участником договора путем уведомления о правопреемстве
  2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:
    1. Договоры государства-предшественника утрачивают силу
    2. Договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимо с их объектами и целями

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается  действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения

  1. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора
  2. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника

О правопреемстве договоров  делаются письменные уведомления депозитарию  договора и/или его участникам

В отношении правопреемства государственной собственности, архивов  и долгов применяется Венская  конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной  собственности, государственных архивов  и государственных долгов 1983 г

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила

  1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:
    1. все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
    2. часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;
    3. государственный долг (в справедливой доле)
  2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:
    1. находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
    2. архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.
    3. Государственные долги к правопреемнику не переходят.
  3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги
  4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:
    1. находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);
    2. относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;
    3. государственный долг (в справедливой доле).
  5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:
    1. находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;
    2. относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; государственный долг (в справедливой доле).
 

15. Проблемы правопреемства  на территории бывшего СССР

Одним из последствий  прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в  отношении договоров СССР, государственной  собственности, государственных архивов  и государственных долгов СССР.

В Соглашении о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. государства-участники  СНГ гарантировали выполнение международных  обязательств, вытекающих из договоров  и соглашений бывшего СССР. Государства  также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено РФ

Но каждое государство  СНГ имело право подтвердить  действие для себя того или иного  договора СССР. Республики бывшего  Союза ССР активно использовали это право Так, решениями 1992 г  об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и  США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны государства - правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов

Вместе с тем государства  СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились  участниками договоров о правах человека, о разоружении 

Для решения проблем  правопреемства была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные  вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов, Соглашение о собственности бывшего СССР, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод

В Соглашении о распределении  всей собственности бывшего Союза  ССР за рубежом 1992 г. участвуют все  страны - участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в определенных долях

В 1992-1994 гг. были заключены  двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств - участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ

 

16. Принципы современного  международного публичного права:  понятие, договорно-правовое закрепление, система.

Основу МП образуют основные принципы

Принципы – основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные  международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать  положениям основных принципов

Принципы МП носят  универсальный характер. Действия или  договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными  и влекут международно-правовую ответственность

Все принципы имеют первостепенную важность.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного влечет за собой несоблюдение других. Так например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы

Так как принципы МП представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников МП

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН  основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так 7 принципов МП (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой и ее применения) содержаться в Уставе ООН. При этом в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу

Содержание принципов  раскрыто в Декларации о принципах  МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, других международных документов.

Применительно к европейским  условиям содержание основных принципов  было конкретизировано актами Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г

Система:

  1. принципы обеспечения мира и международной безопасности.
  2. принципы международного сотрудничества государств.
  3. принципы защиты прав народов, наций и человека.
 

17. Основные принципы  обеспечения мира и международной  безопасности

  1. Принцип суверенного равенства государств

Государства обязаны  уважать суверенное равенство и  своеобразие друг друга, а также  все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями

  1. Принцип воздержание от применения силы и угрозы силой

Устав ООН установил  цель: избавить грядущие поколения  от бедствий войны, принять практику в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН

  1. Принцип нерушимости государственных границ

Каждое государство  обязано воздерживаться от угрозы силой или е применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ

  1. Принцип территориальной целостности

Территория служит материальной основой государства, является необходимым  условием его существования. Устав  ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности

 

18. Основные принципы международного сотрудничества государств

  1. Принцип мирного разрешения международных споров

Каждое государство  разрешает свои международные споры  с другими государствами мирным средствами таким образом, чтобы  не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"