Экстрадиция уголовных преступников по международному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассмотрены правовые основания экстрадиции, процедура выдачи преступников и история экстрадиции в России.

Содержание

1.Правовые основания экстрадиции

2.Процедура выдачи преступников

3.История экстрадиции в России

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

     Нижнюю  ступень в иерархии занимают многочисленные (их более 50) двусторонние межгосударственные договоры Российской Федерации.

     В ст.28 Европейской Конвенции о  выдаче 1957 г. закреплен принцип приоритета Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о  выдаче (за исключением случаев, когда  выдача каждым из государств – участников таких соглашений осуществляется на основе унифицированных норм).

      Юридическим основанием для выдачи служит приговор, вынесенный судом запрашиваемого государства  в отношении гражданина запрашивающего государства. Причем выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые, во-первых, в соответствии с законодательством  обоих государств являются наказуемыми  и, во-вторых, за совершение которых  лицо было приговорено к лишению  свободы.

     Передача  осужденного возможна только после  вступления приговора в законную силу. Наказание отбывается на основании  приговора иностранного суда. Причем в отношении лица, переданного  для этого в государство, гражданином  которого оно является, наступают  те же правовые последствия осуждения, что и для лиц, осужденных в  данном государстве за совершение такого же деяния.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Процедура  выдачи преступников

     Выдача  преступников (экстрадиция) представляет собой согласованный между заинтересованными  государствами на основе норм международного права акт правовой помощи, заключающийся  в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях  привлечения его к уголовной  ответственности или для приведения в исполнение вступающего в силу приговора в отношении данного  лица.

     В настоящее время является общепризнано, что выдача преступников – это  право государства, а не его обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

     Государство, направляя требование о выдаче, берет  на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности  и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена.

     Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для  постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица. Положительное  решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что  запрашиваемое государство считает  преступным деяние, совершенное данным лицом. При необходимости предоставления доказательств виновности подозреваемого возникает вопрос о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны  государства, от которого требуют выдачи.

     Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях  лица, в отношении которого поступило  такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует  положение о том, чтобы прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношении государства, к которому предъявлено данное требование.

     В настоящее время наряду с принципом  невыдачи своих граждан иностранным  государствам утвердился принцип невыдачи политических преступников. Он закреплен  в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и  в национальном законодательстве многих стран. Однако, несмотря на общее признание самого этого принципа в международной правовой теории и практике нет единого толкования вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на "абсолютные" и "относительные". К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям). К "относительным" причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.).

     Определение характера преступления относится  к внутренней политике государства, на территории которого находится беглец. Борьба с преступлениями, носящими международный характер, предусмотрена  международными правовыми документами.

     Для приведения приговора об экстрадиции  в исполнение к требованию о выдаче должны быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного законоположения, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщается и об этом (п. 3 ст. 58 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.).

     В тех случаях, когда требование о  выдаче не содержит всех необходимых  данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается  срок до одного месяца. Этот срок может  быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59). В то же время, когда запрашивающее  государство-участник не представит в  установленный срок истребуемых дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст.59).

     Право требования дополнительной информации компетентным органом стороны, которой  предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным в договорной практике западных государств.

     Поступление надлежаще оформленного требования о выдаче и документов, прилагаемых  к нему, считается достаточным  основанием для взятия под стражу лица, являющегося субъектом требования о выдаче.

     Взятие  под стражу возможно и до получения  требования о выдаче, в порядке  так называемого предварительного ареста, при наличии ходатайства  заинтересованного государства, гарантирующего последующее представление требования о выдаче. О взятии по стражу до получения  требования о выдаче уведомляется государство, от которого поступило ходатайство  или на территории которого, как  считают компетентные органы страны, арестовавшей преступника, было совершено  преступление.

     Процедура рассмотрения требования о выдаче преступника  регламентируется исключительно национальным законодательством государства, которому предъявлено такое требование. В  некоторых случаях это специально оговаривается.

     Государство, удовлетворившее требование о выдаче, извещает по дипломатическим каналам  государство, направившее это требование, и определяет место и время  передачи преступника. Вместе с ним  передаются вещи, добытые преступным путем, а также предметы, которые  могут быть доказательствами по уголовному делу.

 

 

     3.История экстрадиции в России.

     Историю России по вопросам выдачи можно разделить на пять условных периодов.

     Первый начинается с Договора киевского князя Олега с греками (Византией) 911 г. до Отечественной войны России с Францией 1812 г.

     Второй период: от 1815 г. (год окончательной победы над французской армией Наполеона Бонапарта) до 1864 г. - года проведения в России Судебной реформы.

     Третий период: от 1865 г. до принятия Россией Закона 1911 г.

     Четвертый период - экстрадиция в эпоху существования СССР. 
Пятый период - современная экстрадиция в Российской Федерации (с 1992 г.).

     Историю экстрадиции в России отечественные авторы начинают с эпохи раннего Средневековья - с Договора о мире и дружбе, заключенного в 911 г. киевским князем Олегом с Византией (греками). 
В XVIII в. и первой половине XIX в. Россия заключила всего пять договоров и практически во всех речь шла о выдаче дезертиров: два - с Австрией, два - с Пруссией и один с Саксонией, последние по времени были заключены в 1815 г. - с Австрией, в 1816 г. - с Пруссией, в 1834 г. - с Австрией и Пруссией. Следующий договор Россией был подписан только в 1866 г. с Данией. 
К.С. Родионов подчеркивает, что во второй половине XIX в. "Россия довольно быстро смогла ликвидировать отставание от европейского процесса развития экстрадиции. Сделать это ей удалось путем заключения договоров практически со всеми странами Западной Европы, кроме Франции, дипломатия которой практически до конца XIX в. отметала всякую возможность заключения с Россией каких-либо договоров. С 1866 г. до принятия Закона 1911 г., т.е. за 45 лет, Россией было заключено 24 договора о выдаче с 17 странами.

     Российский Закон 1911 г. "О выдаче преступников по требованиям иностранных государств" содержал всего 25 статей, составивших в Своде законов Российской империи отдельную главу, включенную в Устав уголовного судопроизводства под тем же названием, что и сам Закон, и получивших соответственно двойную нумерацию (от ст. 852/1 до ст. 852/25). Он полностью соответствовал не только всей экстрадиционной практике, существовавшей в мире в XIX в., но и такой же практике наших дней. 
Новый тип международных отношений по оказанию правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства между социалистическими государствами и капиталистическими нашел свое выражение в сложившейся за краткий исторический срок (1917 - 1991 гг.) системе договоров и соглашений.

     Советский Союз заключил свыше 40 договоров СССР с иностранными государствами о правовой помощи, в которые отдельными разделами входили вопросы экстрадиции. В Основах уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик, принятом в октябре 1924 г., указывалось, что выдача лиц, привлеченных к следствию и суду, а также осужденных судебными учреждениями иностранных государств, допускается только в случаях и в порядке, установленных договорами, соглашениями Советского Союза с иностранными государствами, а также на основании специальных законов, издаваемых в порядке общесоюзного законодательства. 
Продолжается процесс развития экс традиционного права и в современный период. Но если в уголовном и уголовно-процессуальном праве на смену прежним законоположениям вскоре пришли законы иной формации, то по вопросам экстрадиции за весь советский период и по сегодняшний день так и не было принято нового закона.

     В итоге, несмотря на то, что вопрос о необходимости закрепления института выдачи на уровне федеральных законов в отечественной доктрине ставился неоднократно, сделано это было лишь с принятием Конституции России (ч. 1 ст. 61).

     Следующим шагом в законодательной регламентации экстрадиции стал УПК РФ, часть пятая которого полностью посвящена международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, а специальная гл. 54 данной части - выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

     Определенный шаг в регламентации вопросов выдачи применительно к конкретному договору сделан в Федеральном законе РФ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго Дополнительного протокола к ней.

     Серьезным событием в плане констатации факта завершенности формирования современного института экстрадиции преступников могла бы стать ратификация принятого в июле 1998 г. Римского статута Международного уголовного суда Включенная в него часть девятая "Международное сотрудничество и судебная помощь", состоящая из семнадцати статей, представляет собой систему международного сотрудничества в области уголовного правосудия.

     Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако еще не ратифицировала его и, таким образом, государством - участником Международного уголовного суда не является. 
Вследствие этих обстоятельств концепция выдачи преступников как концепция экстрадиции постепенно уточняется и модифицируется. Она приобретает иной вид. Новую концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно определить как концепцию правовой помощи, стремящуюся обеспечить не только наказание преступника, но и справедливость уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и тем самым повысить эффективность международных усилий в борьбе с преступностью и в сфере уголовного судопроизводства.

     Принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение в практике международной борьбы с преступностью стал фактором, толкающим государства к сотрудничеству, заключению договоров, принятию законов, выработке средств и методов противостояния преступности, ее предупреждению. Именно институт экстрадиции создает все необходимые условия для привлечения совершивших преступные деяния лиц к уголовной ответственности и играет ключевую роль в обеспечении неотвратимости наказания.

 

 

     Список  использованной литературы и источников.

 

1. Европейская  конвенция о выдаче от 13 декабря  1957 года//Справочно-правовая система  «Консультант Плюс».

 

2. Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года. - 2000 . - № 23. - Ст. 2348.

 

2. Дополнительный  протокол к Европейской конвенции  о выдаче от 15 октября 1975 года//Справочно-правовая  система «Консультант Плюс».

 

4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

 

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

 

6. Федеральный закон Российской Федерации от 19 апреля 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»». // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

 
 

7.Международное публичное право: Учебник/Ануфриева Л.П. и др.; отв.ред.К.А.Бекяшев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С.737.

Информация о работе Экстрадиция уголовных преступников по международному праву