Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель: анализ «особых отношений» США и Великобритании
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- Охарактеризовать атлантический вектор британской внешней политики на современном этапе
- Определить направления внешнеполитического сотрудничества Великобритании и США
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика современных англо-американских отношений ……………………………………………………………………... 6
Глава 2. Концепция «Особых отношений» Великобритании и США
2.1 Сотрудничество в политической сфере ………………………………… 13
2.2 Контакты Великобритании и США в сфере вооружений …………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 30
Список источников и литературы ………………………………………
«Будущее британской политики зависит от того, будет ли сделан выбор в пользу Европы или США», - так звучит популярный среди британских политологов тезис, число сторонников которого умножилось после начала войны в Ираке. «Особые отношения» с США долгое время компенсировали неизбежное ослабление международного веса Великобритании после окончания Второй мировой войны, а положение Западной Европы в качестве протектората в годы глобального противостояния США и СССР представлялось британским политикам вполне естественным. Однако в период правления «новых лейбористов» «особые отношения» представлялись многим аналитикам доктриной, не только выработавшей свой потенциал, но и наносящей вред интересам Соединённого Королевства. «То, что давно очевидно для многих, - утверждал А.А. Громыко, - сегодня отказывается признавать лишь малая часть экспертного сообщества Британии. В этом также упорствуют ключевые фигуры политического и военного истэблишмента» [8, С.62]. По мнению Р. Брэйтуэйта, бывшего посла Великобритании в Москве, а затем председателя Объединённого комитета британской разведки, война в Ираке наглядно продемонстрировала, что «особые отношения» превратились в балласт, который наносит урон интересам Британии в Европе и исламском мире [8, С.62]. Критики «особых отношений» указывают на то, что даже в эпоху сверхдержав они почти всегда были «улицей с односторонним движением», служили больше американским, чем британским интересам.
Уход в прошлое биполярного
мира, считают некоторые специалисты
в области международных
«Действительно, - заметил в 2005 г. А.А.
Громыко, - британская дипломатия, традиционно
признаваемая одной из самых искусных
в мире, успехи которой основаны
на принципе «постоянных интересов
и временных союзов», демонстрирует,
особенно в последнее время, явный
догматизм. Репутация внешней политики
Британии основана на способности к
гибкости, балансе интересов, но на
практике после прихода к власти
в 1997 г. лейбористского правительства
она оказалась подчинена одной-
Следует заметить, что «особые отношения»
между двумя государствами
В результате событий 2001-2003 гг. политика
сохранения «особых отношений» с
США привела к ослаблению тех
важнейших международных
Итак, события вокруг Ирака 2002-2003 гг.
с новой силой высветили
В то же время в Великобритании
скептически относятся к идее
«многополярного мира», в котором
Европе отводилась бы роль противовеса
Америки. И Великобритания, и США
принадлежат к западной цивилизации
и руководствуются одной
А.А. Громыко в 2005 г. изложил в одной из своих статей прогноз дальнейшего развития событий, содержание которого заключается в следующем: для того чтобы компенсировать некоторое уменьшение масштабов сотрудничества с Вашингтоном, Лондону будет необходимо усилить свои позиции в Европе. Не исключено, что британское руководство найдёт в себе силы сделать выбор в пользу присоединения к еврозоне. Лидерские качества Британии проявятся также в случае перехода к сотрудничеству в ядерной сфере с Францией, которая, в отличие от англичан, строит свои собственные баллистические ракеты. Обладая наиболее эффективной и мобильной армией в Европе, считает исследователь, Британия также при желании может стать лидером в развитии военной составляющей Евросоюза. Опасность проведения более независимой внешней и оборонной политики, политики в области безопасности (с точки зрения поддержания союзнических отношений с США), по мнению А.А. Громыко, явно преувеличена частью британского политического и военного истэблишмента.
«По-видимому, - читаем мы в статье А.А. Громыко, - в следующие несколько лет мы станем свидетелями того, как отношения Британии с США станут прагматичнее, а на европейском направлении руководство страны приложит усилия по восстановлению своих позиций» [5, С.66]. Сейчас можно уже говорить о том, что прогноз не оправдался: США являются единственной сверхдержавой, в руках которой - судьба всего мира. Разумеется, американская экономика несколько пострадала в результате финансового кризиса, но для всего остального мира, не исключая и Великобританию, его последствия оказались ещё более тяжкими. По-видимому, британское руководство будет вынуждено считаться с мнением Вашингтона ещё более, нежели в прежние времена.
27 июня 2007 г. в должность премьер-
Летом 2007 г. А.А. Терентьев в своей статье «Гордон Браун: моралист у власти» высказывал следующие предположения относительно направлений внутренней и внешней политики, которые новым правительством Великобритании будут признаны приоритетными:
«Своей главной задачей Браун сделает завоевание симпатий электората, в силу чего сосредоточится на внутриполитических проблемах - экономике, образовании и здравоохранении. Внешняя же политика, считают большинство экспертов, будет играть для него второстепенную роль: он станет уделять внимание только тем вопросам, которые способны принести быструю отдачу (например, война в Ираке).
Вероятнее всего, Гордон Браун отдаст
внешнюю политику на откуп британскому
МИДу, который в блэровскую эпоху
постоянно чувствовал себя ущемлённым
в правах. Бывший премьер принимал
решения, не считаясь с внешнеполитическим
ведомством, и нередко шёл на конфликт
с профессиональными
А.А. Терентьев не ошибся: Гордон Браун, действительно, уделял основное внимание внутренней политике, и роль министра иностранных дел стала более значительной. Решение Брауна назначить на эту должность Дэвида Милибэнда, бывшего министра по делам окружающей среды, по мнению А.А. Терентьева, говорило о том, что новый премьер-министр - убеждённый сторонник глобализации, так как опыт Милибэнда во внешней политике сводится к решению таких глобальных проблем, как изменение климата[10].
Гордон Браун не стремился к
изменению приоритетов
2.2 Контакты Великобритании и США в сфере вооружений
Сотрудничество Соединённого Королевства
и США активно развивается
и в военно-промышленном сегменте.
США выступают ведущими поставщиками
новейших и высокотехнологичных
образцов военной техники для
вооружённых сил
Сотрудничество Великобритании и
США в оборонной сфере
В практическом смысле для Соединённого
Королевства оборонное
Активное сотрудничество в области
оборонных исследований и проектных
разработок прямо отразилось на содержательной
стороне оборонного партнёрства
между двумя странами. В конце
1990-х гг. объём американского экспорта
военной продукции в
Кроме того, с начала 2000-х гг. последовательно
расширялось присутствие
Структурообразующим сегментом оборонного
взаимодействия между Соединёнными
Штатами и Великобританией
Информация о работе Американский вектор внешней политики Великобритании в постбиполярном мире