Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:51, реферат
Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И |
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет"
|
по дисциплине: Национальные отношения в России.
На тему: Антисемитизм.
Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской группы(Эдвард Саид и др.).
Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:
Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма, рассматриваемый историками как предубеждение к иудеям со стороны язычников в античную эпоху. Идеологи античного антисемитизма обвиняли евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. Обвинение в принесении человеческих жертв и каннибализме трансформировалось впоследствии в кровавый навет.
Христианский антисемитизм, возникший ок. II века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма, за то, что те не признают Иисуса Мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Это убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах, широко распространены среди мусульман.
Сравнение иудаизма с сатанизмом, сатанизм как ветвь иудаизма и связанный с этим антисемитизм.
Раcовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — холокост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
«Новый антисемитизм» или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейской среде появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль.
Грань между антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, как и критика любой идеологии и политики — часто бывает трудноуловима и ещё более труднодоказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как «критику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма. В этом смысле, показательно мнение Анти-диффамационной лиги:
Сама по себе критика политики Израиля не является антисемитской. Суверенное государство Израиль может критиковаться также, как и любое другое государство мира. Но нельзя отрицать, что есть те, кто прикрывает антисемитизм критикой Израиля или «сионизма».
В полемической
публицистике возникают также новые
формы антисемитизма в
Популярно также
понятие «бытовой антисемитизм», что,
как явствует из самого понятия, не
является идеологией, но представляет
собой бытовое неприятие
Известный российский
историк и этнолог Виктор Шнирельман
полагает, что кроме этнического
и религиозного антисемитизма существует
также антисемитизм как реакция
на социальную модернизацию, носителями
которой считают евреев. Носителями
такой формы антисемитизма
Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднён, и его обсуждение зачастую табуировано.
Существует несколько подходов к объяснению явления:
По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Это обусловлено тем, что иудаизм является монотеистической религией, а также верой иудеев в то, что еврейский народ является избранным Богом. Подобно этому раннее христианство также вызывало ненависть языческого мира, в результате чего многие первые христиане принимали мученическую смерть и страдания. Соломон Лурье, исследуя появление антисемитизма в древнем мире, описывает следующую коллизию. В античности представители покорённых народов, переселяясь в метрополию и считаясь гражданами «второго сорта», стремились походить на полноценных граждан метрополии чтобы избежать дискриминации. Они признавали культурные и религиозные ценности победителей и ассимилировались. Евреи вели себя принципиально иначе. Даже живя за пределами Палестины, они продолжали сохранять культурно-религиозную идентичность и резко осуждали ассимиляцию. Будучи дискриминируемым меньшинством, они продолжали подчёркивать свою «особость» и даже те, кто завоёвывал тем или иным путём высокое положение в обществе, не стремились походить на коренное население. Это вызывало отрицательное отношение везде, где вне Палестины селились евреи.
Многие исследователи
объясняют явление
«Христиане бывали антисемитами главным образом по мотивам религиозным. Евреи признавались расой отверженной и проклятой не потому, что это низшая раса по крови, враждебная всему остальному человечеству, а потому, что они отвергли Христа. Религиозный антисемитизм есть в сущности, антиюдаизм и антиталмудизм. Христианская религия действительно враждебна еврейской религии, как она кристаллизовалась после того, как Христос не был признан ожидаемым евреями Мессией.»
Подробный анализ
исторического пласта взаимоотношений
русского и еврейского этносов дал
А. И. Солженицын в книге «200 лет
вместе» (2000). Он полагал, что единой
причины антисемитизма не было, в
частности в разных областях России
периодически возникали определённые
проблемы между обособленными в
своей общине пришельцами-евреями
и коренным населением. Например, он
считал, что причинами, возбуждающими
рознь в черте оседлости, были
«несправедливые проценты» и
активная торговля водкой под залог.
В первую русскую революцию 1905 года
в ряде городов прошли погромы, спровоцированные
революционными событиями. Контрреволюционно
настроенное население начало действовать
в ответ на действия революционеров
— социалистов, анархистов, бундовцев.
Действия народной массы по отношению
к «осквернителям государственного
устройства» (а евреи, и прежде всего
— молодёжь, студенты, в то время
в некоторых регионах России составляли
большинство революционного населения)
приняли форму вооружённых
Американский писатель-протестант еврейского происхождения Эндрю Клейвен полагает, что антисемитизм — «такой хороший показатель наличия зла в человеке», что, как пишет он, «я склонен верить в то, что, когда Бог сделал евреев избранным народом, он выбрал их для того, чтобы они служили своего рода „системой раннего обнаружения“ безнравственности для всех остальных».Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы.
Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев.
«В основе
антисемитизма лежит
История антисемитизма
По мнению ряда исследователей, антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которого являлась Александрия, примерно около III—II веков. до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. Одним из первых теоретиков антисемитизма можно считать египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.). В его повествовании об исходе евреев из Египта, евреи представлены «нечистыми»; по Менефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами (гиксосами), они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Вслед за Менефоном, Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Греческий писатель Апион обвинял евреев в человеческих жертвоприношениях, из этих обвинений впоследствии родился кровавый навет.
В 38 г. н. э. в Александрии произошёл еврейский погром. Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев.
В I и II вв (а иногда даже до конца III — начала IV века) иудеев и христиан часто рассматривали как одну религию. Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта).
Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 66—70 гг н. э., годы I Иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса и указание на то, что отныне именно они являются истинными «сынами Завета».
Следующим важным этапом (около 80 года) стало внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины (Херем).
Спецификой христианского