Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:51, реферат
Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы»
Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер этого течения А. Штекер требовал от евреев отойти от их традиционных занятий к другим отраслям экономики, «включая тяжелую физическую работу», а также перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.
Наиболее радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма, но и против утвердившейся в Германии формы либерализма. Это течение отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Г. фон Шенерер; расистами-антисемитами были также видные представители культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут быть равны; поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе, разлагают германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шенерера были такими: запрет на иммиграцию евреев в Австрию, установление особых законов для евреев уже проживающих в стране, введение «особого закона, против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью к девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.
Антиеврейские стереотипы сыграли определённую роль в Третьем рейхе; Гитлер охотно к ним обращался. Официальной политикой был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли, как народ. В результате множество евреев было уничтожено во время холокоста — 1939—1945 гг. не только в Германии, но и в других странах Европы, которые были заняты войсками Третьего рейха.
Почтовая марка Великобритании (Георг V, 1935) (Скотт #226) и германская марка с изображением носатого Сталина и надписью «еврейская война» (1944)
Почтовая марка Великобритании (Георг VI и Елизавета, 1937) (Скотт #234) и германская марка-пародия (Георг VI и Иосиф Сталин. Над британской королевской короной Звезда Давида, 1944)
В деле национального
строительства СССР официально руководствовался
доктриной марксистско-
Первое десятилетие Советской власти было отмечено массовой миграцией евреев в крупные города. Это вызывало недовольство вытесняемого русского населения, что приводило к распространению бытового антисемитизма. При этом значительная часть еврейского населения страны, до революции относившаяся к мелкой и средней буржуазии, потеряла традиционные источники заработка и была ущемлена в правах по социально-классовому признаку (в качестве «лишенцев»).
В начале 1930-х
годов был взят курс на построение
«пролетарской еврейской
Интернациональная Советская власть крайне отрицательно относилась к сионизму, как и к любому национализму, и не слишком приветствовала традиционную еврейскую культуру. В 1928 году было запрещено издание книг на иврите, был взят курс на «идишизацию».
В 1928—1930 годах
на малоосвоенных пространствах
Дальнего Востока была организована
Еврейская Автономная Область, задуманная
как «национальный очаг»
К концу 30-х
годов большая часть евреев-
Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:
Отвечаю на
Ваш запрос. Национальный и расовый
шовинизм есть пережиток
В середине
1930-х годов был введён запрет на
любую информацию о проявлениях
антисемитизма в СССР, а антисемитизм
в дореволюционный период представлялся
исключительно как
Антисемитизм
в СССР проявлялся в период Великой
Отечественной войны в
Еврейские погромы и массовые убийства евреев, совершаемые коллаборационистами на оккупированной территории, выдача скрывающихся евреев.
Помощь нацистам в выявлении евреев среди военнопленных.
Отказ в приёме в партизанские отряды и отправка бежавших из гетто назад и даже расстрелы как немецких шпионов.
Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и так далее.
Отказ в продвижении по службе, непредставление к наградам, задержка наград и т. п.
В ходе войны немецкая пропаганда в газетах на захваченной территории и в листовках, сбрасываемых с самолетов на советские войска, пыталась отождествить евреев и коммунистов (то есть евреев и советскую власть). В частности, именно евреи были обвинены в расстреле заключённых при отступлении в 1941 году. Часто с подчёркнуто «еврейскими» чертами лица изображалось руководство СССР, например Сталин. Не случайно одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука рожа просит кирпича». В СССР на оккупированных территориях доля погибших евреев из числа попавших в зону оккупации была самой большой в Европе: в Прибалтике она была равна 96 %.
В 1948 году в
СССР прошла кампания по борьбе с космополитизмом,
имевшая, как считает ряд
В 1952-53 гг. в
Москве и других больших городах
циркулировали слухи о
С этого же
времени советским руководством
проводилась дискриминационная
политика, заключавшаяся в неофициальном
принципе «евреев не увольнять, не принимать,
не продвигать». Для евреев была введена
процентная норма при приёме в
вузы, а некоторые вузы были для
евреев закрыты. Евреи не допускались
на высшие государственные посты, на
партийные должности сверх
Антисемитизм в СССР после Сталина
Во второй
половине 1950-х годов власти провели
кампанию против экономических преступлений.
Некоторые исследователи
В начале 1960-х в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.
В Белоруссии
замалчивалась деятельность евреев-партизан
и подпольщиков в годы Великой
Отечественной войны. В частности,
в официальном справочнике «
Известны факты дискриминации евреев при приеме в некоторые высшие учебные заведения, например на Механико-математический факультет МГУ.
Тем не менее, на официальном уровне и в средствах массовой информации антисемитизм в СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.
В Польше антисемитизм во все времена имел широкое распространение.
Существовал запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные должности. Евреям был затруднён доступ к кредитам. Практически полностью евреев исключили из образования — так, на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов устраивали «Дни без евреев», когда евреев изгоняли из университетов. До и после Второй мировой войны было совершено множество погромов (например, погром в Едвабне, погром в Кельце).
В послевоеннные годы (1945-1947) в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы (Погром в Кракове и др.).
На Украине
Антисемитизм стал частью идеологии украинских националистов и сохранялся в обоих крыльях организации после её раскола в 1940—1941 гг. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков, апрель 1940) говорилось: «Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг». Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько (1941, сразу же после оккупации Львова нацистами):"Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации [уничтожения] жидовства, исключая их ассимиляцию"[75]. Оппоненты бандеровцев — мельниковцы — с неменьшей неприязнью относились к евреям, о чём свидетельствуют действия таких мельниковских подразделений, как Киевский курень, публикации в мельниковской прессе и др.
С падением
советского государства и лишением
марксизма-ленинизма статуса