Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы – исследовать сущность, принципы, цели, основные элементы внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
исследовать понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики;
изучить историю становления внешнеэкономической политики России;
рассмотреть цели внешнеэкономической политики Российской Федерации;
исследовать принципы внешнеэкономической политики;
описать инструменты внешнеэкономической политики;
проанализировать итоги реализации внешнеэкономической политики России;
рассмотреть приоритетные направления внешнеэкономической политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1. Понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики 5
1.2. История становления внешнеэкономической политики России 7
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 10
2.1. Цели внешнеэкономической политики России 10
2.2. Принципы внешнеэкономической политики России 12
2.3. Инструменты внешнеэкономической политики 15
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 19
3.1. Итоги реализации внешнеэкономической политики России 19
3.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

K_Vneshneekonomicheskaya_politika_Rimma_2.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)


Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования внешнеэкономической политики России обусловливается целым рядом факторов. Это высокая зависимость российского экспорта от ситуаций, складывающихся на мировых рынках сырья, от амплитуды колебаний цен на этих рынках, дисбаланс между экспортом и импортом во внешней торговле России, резкий рост положительного сальдо внешнеторгового баланса.  Внешнеторговый обмен России с другими государствами неадекватен по своей товарной структуре. Сверхзависимость российской экономики от внешних рынков и внешнеэкономических операций проявляется и в высокой доле доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре федерального бюджета.

Сложившиеся тенденции  и противоречия во внешней торговле напрямую отражаются на внутриэкономическом  развитии страны. Диспропорции во внешнеэкономическом  факторе препятствуют росту конкурентоспособности в отраслях народного хозяйства, что часто приводит к таким негативным последствиям, как экономические и финансовые кризисы. Проблема недостаточной адаптации российских предприятий к сигналам рынка приводит также к регрессии производственного процесса.

Проблемы развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности достаточно полно освещены в работах Л.В. Сабельникова, А.Б. Полуэктова, И.И. Дюмулена, О.Д. Давыдова, В.Е.Рыбалкина, И.П. Фаминского, В.П. Оболенского, Е.Ф. Адвокушина, Е.Ф.Жукова, В.А. Орешкина, В.Д. Адрианова, Н.Н. Ливенцева, Э.П. Бабина, В.Б. Буглая, А.В.Данильцева, И.Н. Устинова, П.Х. Серова и др. Изучением различных аспектов регулирования внешнеторговой деятельности России занимались многие российские ученые и специалисты: Л.И. Абалкин, В.Ю. Пресняков, В.В. Соколов, В.А. Орешкин, А. Эльянов, А.П. Киреев, В.И. Крылов, Ю.В. Шишков, И.Е. Кобрина, Т.Н. Чеклина, A.M. Данилин, Ю.В. Кормнов, А.Н. Быков, Г.П. Харченко, В.Г. Драганов и др. При достаточной разработанности темы исследования, ряд ее важных направлений по-прежнему представляет интерес для исследователей.

Объектом исследования является внешнеэкономическая  политика Российской Федерации. Предметом исследования является государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Цель представленной работы –  исследовать сущность, принципы, цели, основные элементы внешнеэкономической политики  Российской Федерации  на современном этапе. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

  • исследовать понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики;
  • изучить историю становления внешнеэкономической политики России;
  • рассмотреть цели внешнеэкономической политики Российской Федерации;
  • исследовать принципы внешнеэкономической политики;
  • описать инструменты внешнеэкономической политики;
  • проанализировать итоги реализации внешнеэкономической политики России;
  • рассмотреть приоритетные направления внешнеэкономической политики России.

В работе применялись диалектический, исторический, сравнительный и экономико-математический методы познания. В процессе работы изучены труды и исследования российских и зарубежных ученых Авдокушина Е. Ф., Власовой В. М., Волкова Д. Л., Кулаковой С. А., Стровского Е.Л., Киреева А. П.,  Фаминского И.П., Пискунова Ю. В., Сельцовского В.Л.  и других. Источником фактического материала, использованного в работе, явились официальные данные, опубликованные  в изданиях периодической печати, информационные ресурсы Интернет.

 

 

 

1. Сущность и исторические аспекты внешнеэкономической политики России

1.1. Понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики

 

Под внешнеэкономической  политикой государства понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических  отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда1.

Основными составляющими внешнеэкономической политики являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, внешнеэкономическая политика решает задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

Важнейшая составная  часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение  стратегии и совокупность разнообразных  форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство. Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма. В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.

Основная цель торговой политики РФ - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Валютная политика - составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами. 

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств.

Основные средства осуществления  внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др2.

Таким образом, внешнеэкономическая  политика - проводимая правительством страны государственная политика в  области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

1.2. История становления внешнеэкономической политики России

 

Основой внешнеэкономической  политики страны является ее законодательная база, т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществления внешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия.

Распад Советского Союза (1991 г.) и образование на его территории большой группы суверенных государств поставили перед Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования внешнеэкономических связей. Дело в том, что в течение более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности.

В существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало нескольких десятков (экспортно-импортные объединения Министерства внешней торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались нерационально.

Первым серьезным шагом  на пути создания новой системы регулирования  внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях. В течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991 г.); «О налоге на добавленную стоимость» (1991 г.), «Об акцизах» (1991 г.). федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (1995г.), «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами» (1998 г.), «Об экспортном контроле» (1999 г.) и ряд других3.

В связи с принятием  перечисленных выше законов необходимо отметить два момента. Во-первых, абсолютное большинство этих законодательных актов не являлись законами прямого действия. В результате для их практического использования потребовалось издание целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) выявили многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.

В результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса РФ, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Характеризуя сегодняшнее  состояние внешнеэкономической политики России, необходимо отметить, что важнейшей составной частью внешнеэкономической деятельности современной России является внешнеторговая деятельность. В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»4 (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления внешнеторговой деятельности.

Таким образом, внешнеэкономическая политика не является совокупностью застывших средств, форм и методов,  она подвержена изменениям. При изменении социально-экономических, политических, военных и других условий из арсенала регулирующих исчезают устаревшие и добавляться новые элементы. В Советском Союзе внешнеэкономическая политика выстраивалась сугубо с идеологических, военно-стратегических и конъюнктурных позиций, сведение системы внешнеэкономической деятельности к внешней торговле между странами. В середине 90-х годов произошло кардинальное изменение внешнеэкономической политики: переход от торговой и торгово-посреднической моделей внешнеэкономических связей к модели с инновационно-инвестиционным характером взаимодействия с мировой хозяйственной системой.

 

2. Государственное регулирование внешнеэкономической политики  в России

2.1. Цели внешнеэкономической политики Российской Федерации

 

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие.

Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами. Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях5.

В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении  надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы