Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 16:33, реферат
Поступательное развитие торгово-экономических отношений сторон на протяжении более чем десяти лет было прервано в 1976 г. так называемым кризисом ассоциированности, когда Турция заморозила выполнение своих обязательств по отношению к сообществу. Экономический кризис, разразившийся в Турции в 1979 г., явился одной из основных причин военного переворота 1980 г. Комментируя развитие отношений сторон в конце 70-х-начале 80-х годов, В.В.Ку-наков отмечал, что «…реалии экономического положения и стран ЕС, и Турции (кризис и посткризисная фаза, хотя и разные по качественным показателям) не позволяли обеим сторонам выполнять взятые на себя обязательства»1.
7. В Турции традиционно
8. Интеграция со странами ЕС
достигала относительно
Итоговый вывод комиссии состоял в следующем: значительные сегменты турецкой экономики уже выдерживают конкуренцию в рамках таможенного союза Турции и ЕС. Тем не менее необходимо проведение ряда реформ, чтобы распространить конкурентоспособность на всю экономику страны. В частности, реструктуризация требуется банковскому сектору, сельскому хозяйству, государственным предприятиям. Таким образом, и решение проблемы конкурентоспособности считается возможным лишь в перспективе, точные временные границы которой не представляется возможным очертить.
В ноябре 2002 г. в Турции состоялись парламентские
выборы. Их итогом стал приход к власти
однопартийного правительства, сформированного
получившей парламентское большинство
происламской Партией справедливости
и развития. И хотя сам характер партии
порождал ожидания, связанные с пересмотром
как экономического курса страны, так
и взаимоотношений с ЕС, новое правительство
смогло реалистично оценить предельную
ограниченность поля для маневра в условиях
сохранения крайней напряженности государственных
финансов и их обремененности беспрецедентным
по своей величине госдолгом, размер которого
почти достигал валового внутреннего
продукта. Практически сразу были определены
такие приоритетные направления экономической
политики, как продолжение сотрудничества
с МВФ и развитие курса на вступление в
ЕС. При этом и на официальном уровне, и
неправительственными организациями
признавалась взаимосвязь задач, сформулированных
в рамках согласованной с МВФ экономической
программы, и задач по достижению соответствия
экономическим критериям ЕС. «Суть структурных
реформ в Турции заключается в создании
рыночной экономики со всеми ее правилами
и институтами, в устранении механизмов
извлечения политической ренты, достижении
более эффективного использования ресурсов
и повышении устойчивости экономики к
шоковым потрясениям. Эта необратимая
макроэкономическая политика, опирающаяся
на программу МВФ, дает Турции возможность
в среднесрочной и долгосрочной перспективе
повысить свою продуктивность и конкурентоспособность.
Если Турция сможет придерживаться цели
макроэкономической стабильности и курса
на проведение структурных реформ, она,
очевидно, сможет воспользоваться преимуществами
от сближения с ЕС», – отмечалось в подготовленном
Союзом турецких промышленников и предпринимателей16 исследовани
На Копенгагенском саммите ЕС, состоявшемся в декабре 2002 г., вопреки ожиданиям Турции дата начала переговоров о ее вступлении не была назначена. Отчет комиссии ЕС по Турции за 2002 г. констатировал: «Турция добилась значительного прогресса в развитии рыночной экономики, что повышает ее способность конкурентному давлению и рыночным силам внутри Евросоюза, но она все еще находится под дестабилизирующим влиянием двух последних глубоких финансовых кризисов»18. Ныне турецкая сторона с осторожным оптимизмом ожидает декабря 2004 г., когда должен быть оценен ее прогресс на пути членства в ЕС и назначена дата начала соответствующих переговоров.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: сам Евросоюз также находится в процессе развития, новой стадией которого стал переход к единой валюте. Данное обстоятельство одновременно ужесточает требования к экономическому состоянию стран-кандидатов. Дело в том, что государства, которые образуют валютный союз, должны иметь очень близкие друг к другу макроэкономические показатели: величину бюджетного дефицита, уровень инфляции и процентных ставок, а также соотношение государственного долга и ВНП. Так, величина бюджетного дефицита не должна превосходить 3% ВВП, уровень инфляции не может более чем на 1,5% превосходить средний уровень инфляции для трех стран союза с ее наименьшими показателями, процентные ставки не должны более чем на 2% отклоняться от среднего соответствующего показателя для этих же стран. Названные основные критерии были закреплены Маастрихским договором о создании ЕС. Вступление в Евросоюз не означает одновременного вступления в валютный союз, но предполагает его в обозримом будущем. Так что лишь относительно формализованные копенгагенские критерии сменяются для успешных кандидатов в ЕС жестко определенными показателями Маастрихского соглашения. Таким образом, конкретизация экономических параметров, обеспечивающих членство в ЕС, означает для Турции не только большую определенность задач в сфере реструктуризации экономики и экономического роста, но одновременно и демонстрирует, сколь нелегким по затратам времени и сил будет их решение.
В согласованной сторонами в 2003 г. «Предвступительной» экономической программе для Турции указаны основные макроэкономические критерии, которые должны удерживаться Турцией в 2003–2006 г. для благоприятного решения вопроса о членстве в ЕС. В Таблице 2 они сопоставляются с показателями 2002 г. и предварительными показателями экономического развития Турции по итогам 2003 года.
Как следует из анализа данных таблицы 2, в 2003 г. Турции удалось добиться значительного прогресса с точки зрения снижения инфляции и снижения бюджетного дефицита, что дает основания предполагать и некоторое снижение госдолга относительно ВВП, и снижения процентных ставок. Тем не менее отрыв от программных показателей еще довольно значителен. «Многое уже сделано, но столько же еще предстоит сделать», – так высказался о перспективах членства Турции в Евросоюзе Г.Верхейген19. Однако в силу четкости критериев членства решение вопроса о времени вступления представляется в значительной степени зависимым от усилий самой турецкой стороны.