Гибкая сила" Джозефа С. Ная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

О В 2004 году на книжных прилавках США появилась серьезная аналитическая работа под названием “Soft Power: The Means To Success In World Politics” за авторством Джозефа Ная, политолога, разработавшего в конце 1980-х термин “soft power” или в российском варианте перевода книги - “гибкая сила”.
Сам Джозеф Най является одним из основателей теории неолиберальных международных отношений, которая заключается в том, что национальные государства гораздо больше заинтересованы в абсолютной выгоде, при которой участники оценивают общий эффект действия и оценивают не только силовые методы воздействия, но также экономические и культурные, в отличие от относительной выгоды, когда в отношениях с другими национальными государствами в основном используются силовые методы. В рамках этой теории Най и ведет свою экспертную деятельность, которую он ведет с момента получения степени бакалавра в Пристонском университете в 1958 году, затем получает степень доктора философии в Гарвардском университете, где преподает до 1995 года, став деканом Публичной административной школы им. Кеннеди.

Содержание

главление
Введение
1. Что такое сила?
2. “Гибкая сила” и Война с терроризмом
3. Мировые “гибкие силы”
4. Негосударственные обладатели “гибкой силы”
5. Использование “гибкой силы”
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курс 12.docx

— 93.00 Кб (Скачать файл)

     Далее. Бюрократические препоны и негибкость рынка труда — при наличии неблагоприятных демографических тенденций — сдерживают темпы экономического роста. Если не произойдет изменений, к 2050 году средний возраст населения США составит 35 лет, а стран ЕС — 52 года. Имея население, которое не только стареет, но и сокращается по численности, Европа будет вынуждена либо принимать все больше иммигрантов (что политически затруднительно), либо смириться с ослаблением своего влияния на мировую политику.

     В то же время многие аспекты внутренней политики, реализуемой в Европе, привлекают молодую часть населения  современных демократических стран. Позиции по вопросу о смертной казни, по контролю за оружием, по изменению климата и по правам гомосексуалистов — вот лишь некоторые факторы, укрепляющие “мягкую” силу Европы. Многое из сказанного выше относится и к экономической политике: хотя зачастую успехи американской экономики оцениваются высоко, далеко не во всем мире ее считают моделью для своих стран. Некоторые предпочитают европейский подход, в условиях которого правительство играет большую роль в экономике, чем в США. Правительственные расходы (а следовательно, и налоги) составляют в Европе примерно половину ВВП, тогда как в Америке — около одной трети. В Европе мощнее система социального обеспечения и профсоюзы, а рынок труда более регламентирован. В американской культурной традиции, отразившейся и в законах о банкротстве и финансовых структурах, больше заботы о предприимчивости, чем в Европе, зато многие европейцы осуждают неравенство и незащищенность как цену, которую приходится платить в Америке, где главным образом полагаются на рыночные силы. Помимо привлекательности своей культуры и внутренней политики, Европа черпает “гибкую ” силу и в сфере внешней политики, поскольку ее действия часто служат благу всего человечества. Разумеется, не все подходы европейцев одинаково дальновидны, о чем свидетельствует, например, единая сельскохозяйственная политика, своим протекционизмом наносящая ущерб фермерам в бедных странах. В то же время позиция Европы по проблемам глобальных климатических изменений, международного права и соблюдения прав человека является одной из наиболее авторитетных. На долю Европы приходится 70% общемирового объема средств, направляемых на помощь беднейшим странам, что в 4 раза превышает вклад Америки, ведь Европа не гнушается трудной работой по строительству государственных структур в “третьем мире”, от которой воздерживаются США при нынешней администрации.

     По  сравнению с американцами, в последние  годы европейцы более уверенно стали  использовать для достижения своих  целей международные организации. Это отчасти обусловлено опытом строительства Европейского Союза, отчасти отражает своекорыстный интерес, заключающийся в создании системы сдержек единственной мировой сверхдержавы. В любом случае склонность Европы к многосторонности, каковы бы ни были ее мотивы, в мире, где унилатерализм подвергается все более острой критике, делает ее политику привлекательной для многих других стран.

     Европейцы способны использовать многосторонние институты с целью ограничения  “гибкого” владычества Америки. Это, в частности, проявилось в том, что Франция и Германия сумели воспрепятствовать стремлениям США добиться второй резолюции Совета Безопасности ООН к началу войны в Ираке. Соединенным Штатам эта война обошлась дороже, чем могла бы обойтись, если бы они эффективно использовали свою “гибкую” силу, в том числе и на этапе умиротворения и реконструкции Ирака.

     Европейцы направляют значительные средства на развитие своей публичной дипломатии, особенно в области налаживания  международных культурных контактов. Франция стоит на первом месте, расходуя 17 долларов в год на душу населения, что в четыре раза больше, чем у занимающей второе место Канады, за которой идут Великобритания и Швеция. Для сравнения: расходы Государственного департамента США на финансирование международных культурных программ составляют лишь 65 центов на душу населения в год. Кроме того, европейские страны настойчиво наращивают прием иностранных студентов в свои колледжи и университеты.

     “Гибкая”  сила Европы может использоваться как  противовес американской, делая латералистские акции США дороже, но может и  подкреплять американскую силу, облегчая достижение Соединенными Штатами своих  целей. Влияние вполне можно использовать скоординировано. Приверженность Европы демократии и соблюдению прав человека помогает продвижению ценностей, которые разделяются Америкой и обусловливают цели и задачи ее внешней политики. Многие европейцы понимают, что многосторонняя дипломатия возможна и без многополюсного баланса военных сил, и были бы рады разделить с США их могущество при условии, что Америка перейдет к внешней политике, предполагающей большее сотрудничество. Наращивание европейского “гибкого ” могущества пойдет в актив или в пассив для США лишь в зависимости от самой американской политики и от того выбора, который сделают Соединенные Штаты.

     Азиатские страны также наращивают культурный и экономический потенциал. Культура древних цивилизаций, национальная кухня привлекают все большее количество людей в разных частях света, и китайское экономическое чудо, обусловленное реформами последних десятилетий, все это увеличивает возможности “гибкой силы” стран Азии.

     Настоящий подъем в азиатских странах начался  с Японии. Путь японских послевоенных реформ подхватили и другие страны. Сингапур, Малайзия, Южная Корея встали в ряд за Японией в надежде повторить у себя достигнутые успехи. Так что именно японская модель экономики была подхвачена азиатскими странами, чье благосостояние сейчас значительно возвышается над соседями. И сейчас именно Япония обладает наибольшей “гибкой силой” из всех азиатских стран, являясь первой в мире по числу патентов и продолжительности жизни; второй по продажам музыки и книг, количеству интернет-сайтов, экспорту высокотехнологичной продукции. Япония – дом таких международных брендов, как Toyota, Honda, Sony и т.д. В последнее десятилетие темпы роста экономики Японии заметно снизились и основным источником “гибкой силы” стала культура: электронная музыка, видеоигры, мода, кино, анимация теперь поддерживают японское влияние на остальное человечество. Режиссер Акира Куросава, писатели Рю и Харуки Мураками, дирижер Сэйдзи Одзава стали известны по всему миру, потому что оказали немалое влияние на европейскую культуру и помогли наладить связь цивилизаций.

     Но  все же по большей части Япония обязана своим влиянием именно достижениями в новейших технологиях. Опросы свидетельствовали, что в Китае 61% респондентов заинтересованы в японской технике, но не больше 10% в остальных аспектах японской жизни; в Корее к японцам уважительно относились лишь 34% опрошенных. Это отчасти вызвано тем, что японцы до сих пор не признают военных преступлений совершенных во время Второй мировой войны, что очень сильно осложняет взаимоотношения с соседями. Более того, Япония более ориентирована в экономическом и политическом плане на США, которые являются крупнейшим рынком сбыта для Японии, в связи с чем, правительство Японии очень слабо заботится о “гибкости” соседских отношений с другими азиатскими государствами, которые когда-то пострадали от японской оккупации.

     Китай и Индия в последнее десятилетие  также активно стали позиционировать  себя на международной арене благодаря  своему экономическому росту и культурным достижениям, но их влияние на Западе смазывается нарушениями прав человека, этническими конфликтами, коррумпированностью  и опасениями насчет будущего военного противостояния. 

     Негосударственные обладатели “гибкой  силы” 

     Информационная  революция нашего столетия привела  к тому, что увеличилась роль негосударственных  организаций в налаживании международных  связей. Такие организации активно формируют общественное мнение, воздействуют на принятие политических решений, поэтому правительствам приходится считаться ними и консультироваться по многим вопросам в совершенно разных сферах, он мест бурения нефтескважин, до ввода войск для “гуманитарной помощи”. Еще два столетия назад единственной подобной организацией была Римско-католическая церковь, теперь подобных учреждений несколько сотен. Самыми крупными являются: ООН (как наднациональная политическая организация), Greenpeace, Human Rights Watch, International Red Cross, Doctors without Borders.

     Интернет  является базисом для существования  негосударственных международных  объединений. К примеру, антиглобалистские демонстрации организуются с помощью контактов активистов из разных стран в сети, или создание сетевого общества иммигрантов из Ганы, привело к смене правящего режима. Они использовали различные средства коммуникации для связи с близкими в самой стране, чтобы организовать акций протеста. Важнейшей негосударственной организаций является ООН, которая держится не на обладании значительными военными ресурсами, а на авторитете посредника в решении вопросов. ООН регулирует международные политические решения, учитывая как мнение сторон, так и общественности. Хотя решение о начале Иракской войны в обход мандатов ООН, понизили авторитет организации, все еще многие верят в ее посреднические способности. Итого, можно сказать, что США как суверенное государство обладают самым значительным запасом как ресурсов для “жесткого”, так и для “мягкого” воздействия и ни одна из стран Европы или Азии в отдельности пока что не может с ними конкурировать. В то же время сейчас идут значительные изменения в экономическом, культурном, социальном плане, увеличивается роль негосударственных организаций и поэтому роли уже скоро могут поменяться. 

     Использование “гибкой силы” 

     Правительства могут использовать военную силу и с определенной долей удачи  победить в бою, и тем самым  навязать своим условия. Правительства могут использовать экономические рычаги давление и заблокировать счета или подкупить кого-то. Таковы варианты использования “жесткой силы”, пользовать же “гибкой силой” значительно сложнее, так как в этом случае не все зависит лишь от воли и мощи правительства.

     “Гибкая сила” начала зарождаться с конца 19-го столетия, когда Французское  правительство начало продвигать французский  язык и культура за рубежом, французский  тогда стал языком королевских дворов всей Европы. Затем, во время Первой и Второй мировой войны пропаганда стала неотъемлемой частью “гибкой силы”, плакаты, фильмы, радиопередачи позволяли донести свое видение обстановки до собственных и иностранных граждан. Голливудские фильмы, “Радио Свобода”, радиостанция “Голос Америки” во многом помогли США. Американцы достигли больших успехов в пропагандистском противостоянии мировых войн, и затем перенесли этот опыт в Холодную войну, где им противостоял не менее серьезный противник в лице СССР, но как было уже описано выше, Союз использовал “гибкую силу” весьма непоследовательно и неэффективно. Теперь же политики столкнулись с тем, что “гибкая сила” стала куда важнее военного вмешательства или экономического давления.

     Д. Най устанавливает три величины, которые важны для современного политика.

     Первая  – это повседневное взаимодействие (daily communication) с прессой. Это величина заключается в навыках информирования о случайных событиях. Ошибочно делать упор только на национальные газеты, важно иметь в виду то, как информацию данную прессе интерпретируют иностранные издания.

     Вторая  – это стратегическое взаимодействие, в ходе которого ставится долгосрочная задача и для ее поддержки организуются различные мероприятия. Примером таких действий может служить кампания по разоружению, начатая Советским Союзом в 80-ые годы. Европейская общественность под влиянием СССР призвала США убрать ракеты дальнего действия.

     Третья  – установление долгосрочных личных контактов с ключевыми иностранными деятелями.

     Три этих вещи являются ключом к созданию благоприятного образа страны на международной  арене. “Гибкая сила” держится на общепринятых ценностях, поэтому важно прислушиваться к мнению своих союзников. 

 

     Список  источников и литературы 

  1. 1. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 192 p.
  2. 2. Най-мл., Джозеф. Гибкая власть: жить с Россией. / Дж. Най-мл. / Ведомости – 2006 – № 42.
  3. 3. Самуйлов С.М. «Дипломатия преобразований» Кондолизы Райс и реформирование Госдепартамента США // Экономика, политика, культура. Январь 2008. № 1. C. 30.
  4. 4. Законы привлекательности // Коммерсант. 2006. 26 апреля.
  5. 5. Джим Дуайер, Кевин Флинн. Башни-близнецы. Документальный роман = 102 Minutes. The Untold Story of the Fight to Survive inside the Twin Towers / Пер. Н.Вуль, Н.Власова. — СПб: Амфора, 2006. — 504 с.

     Интернет-ресурсы

  1. 1. Давыдов Ю.П. «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.eastview.com/sources/article.jsp?id=11632311
  2. 2. Павлов Александр. "Мягкая сила" в контексте лидерства [Электронный ресурс] / URL: http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/Myagkaya-sila-v-kontekste-liderstva
  3. 3. Хелемендик Сергей. Soft Power - мягкая сила «made in USA»[Электронный ресурс] / URL: http://www.km.ru/news/soft_power_-_myagkaya_sila_made_
  4. 4. Бречек Александр. Мягкая сила [Электронный ресурс] / URL: http://telegraf.by/in_belarus/blog/22572.html

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Гибкая сила" Джозефа С. Ная