Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:56, курсовая работа
Глобализация в сочетании с усилением различий в условиях жизни как внутри государств, так и между государствами приводит к увеличению масштабов трансграничной миграции во всем мире. Сегодня за пределами своих стран происхождения живут больше людей, чем когда-либо ранее, - ориентировочно 200 млн. человек, по данным 2007 г. За этой огромной цифрой - судьбы конкретных людей: квалифицированного специалиста по компьютерам, нелегального сельскохозяйственного рабочего, женщины, оказавшейся в сетях торговцев людьми, беженца, вынужденного оставить свою страну, и многих-многих других людей.
Большой объем предложения рабочей силы низкой квалификации дает существенный выигрыш использующим ее фирмам, позволяя не повышать заработную плату и экономить на издержках производства. Отсутствие роста издержек производства ведет к отсутствию роста цен на производимые товары и услуги, что дает выигрыш потребителям. Этот чистый выигрыш оценивается специалистами в 10 млрд. долл. в год (0,1% от ВВП).
Уровень безработицы
среди малоквалифицированных
Иммиграционная политика стран Европейского союза в настоящее время идет по тем же основным направлениям, что и в США, так как перед европейскими странами стоят аналогичные задачи: привлечение квалифицированных специалистов, социальная и культурная ассимиляция приезжающих, сдерживание потока прибывающих нелегально. Неблагоприятная демографическая ситуация в Европе заставляет уделять все большее внимание использованию иностранной рабочей силы. В настоящее время все страны ЕС импортируют рабочую силу. Это связано как с демографической ситуацией, так и с увеличением занятости. В 2000 г. в Европе число рабочих мест выросло на 1,9% (самый высокий показатель за десятилетие). Даже страны, традиционно экспортировавшие рабочую силу – Испания и Португалия – теперь привлекают работников из-за рубежа.
Единой иммиграционной политики Европейского союза пока не существует, но она находится в стадии разработки, и этот процесс близится к завершению. Нельзя игнорировать тот факт, что иммиграция превращается в важный фактор, определяющий социально-экономическую динамику в развитых странах. От того, насколько эти государства сумеют согласовать свою иммиграционную политику с потребностями производства, разработать и реализовать процедуры, обеспечивающие селективность и контролируемость иммиграционных потоков, в значительной степени будет зависеть состояние их экономики и социальной сферы в ближайшие годы.
Тенденция к увеличению внешней трудовой миграции достаточно четко проявляется во многих странах мира. При этом необходимо отметить, что интенсивность международной миграции существенно уступает внутренним миграционным перемещениям. По экспертным оценкам ООН, внутренняя миграция начиная с 1980-х гг. прошлого столетия составляет от 750 млн. до 1 млрд. человек (таб. 2.)
Таблица 4.
1965 г. |
1975 г. |
1985 г. |
1990 г. |
2000 г. |
2005 г. |
75 млн. |
84 млн. |
105 млн. |
120 млн. |
150 млн. |
175 млн. |
На усиление миграционных процессов в будущем будут влиять:
Отношения между миграциями и социальными изменениями стали более сложными, чем на предыдущих исторических стадиях. Миграционные процессы стали одним из главных факторов социального преобразования и развития как в странах «получения», так и в странах «отдачи».
В современных условиях в одних государствах более остро стоит проблема вывоза рабочей силы, в других - привлечения работников со стороны. И в тех, и в других случаях возникают проблемы заключения многосторонних и двухсторонних соглашений и управления этими процессами. Необходимо отметить, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным зависит от конкретной социально-экономической ситуации в стране.
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной политики и построения системы эффективного регулирования этого процесса, предусматривающей создание и совершенствование определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
В настоящее время число стран партнеров по трудовой миграции крайне ограниченно, несмотря на то, что желающих поработать за рубежом очень много. В значительной мере это происходит из-за недостаточного информационного знания международных рынков труда – Америки, Европы, Ближнего Востока, Австралии и так далее.
Таблица 5.
Возможные социально-экономические
последствия международной
Страна |
Позитивные |
Негативные |
1. Приобретение работником новой квалификации и профессионального опыта |
1. Потеря квалифицированной рабочей силы | |
Страна-экспортер рабочей силы |
2. Облегчение структурной и технологической перестройки производства |
2. Определенная зависимость от иностранного спроса на рабочую силу |
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда |
||
4. Сокращение дефицита |
||
5. Дополнительный приток в страну иностранной валюты |
||
1. Облегчение структуры региональных сдвигов |
1. Блокирует
внедрение трудосберегающей | |
Страна-импортер рабочей силы |
2. Содействие
вертикальной мобильности |
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы |
3. Снижение стоимости рабочей
силы, общих издержек, связанных
с сокращением численности |
3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей | |
4. Торможение роста цен, |
||
5. Повышение качества рабочей
силы путем отбора более |
Беспрепятственный въезд для временных трудовых мигрантов имеется в Турции. В турецких отелях имеется множество вакантных рабочих мест - уборщиков, барменов, ночных сторожей и смотрителей. В летний сезон появляются дополнительные вакансии и временные рабочие места. Поэтому турецкие города и курорты привлекают большое число иностранных работников. По сравнению со странами СНГ здесь более высокая оплата труда. На курортах Анталии, например, заработная плата сезонного рабочего составляет 200 долл. США в месяц плюс бесплатное жилье и одно- двухразовое питание, а гувернёров или домработниц 300 -450 долл. США.
Трудовые
мигранты многих стран СНГ
ездят на работу в Новую
Зеландию, население которой
Хорошие перспективы имеются для расширения экспорта рабочей силы в Австралию. В Австралии имеются благоприятные условия для вселения, здесь один из самых низких в мире ценз оседлости, а получение гражданства и паспорта вполне возможно в течение двух лет проживания. Австралия заинтересована в привлечении деловых, предприимчивых людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев поставленную цель и задачи курсовой работы, по нашему мнению необходимо:
• содействовать ускоренному развитию семейного бизнеса, малому и частному предпринимательству;
• усилить работу по модернизации предприятий, включая направления реструктуризации системы рабочих мест; более эффективной загрузке действующих производственных мощностей, политике последовательного свертывания устаревших производств, поддержке конкурентоспособных товаропроизводителей, стимулированию притока рабочей силы в высокорентабельные производства;
• необходимо учредить государственную структуру по управлению миграционными процессами, типа Миграционной службы, с соответствующими правами, полномочиями и обязанностями;
• назрела необходимость принятия законов «О миграции населения» и «О трудовой миграции населения» (последний – или самостоятельно, или как часть закона «О миграции населения») для правового обеспечения сферы занятости за пределами постоянного места жительства;
• повысить роль Бюро организации временных работ в вопросах регулирования внутренней трудовой миграции и усиления защиты трудовых мигрантов со стороны государства;
занятости.
Предложенные меры позволят обеспечить работой недостаточно конкурентоспособные слои населения, а также способствовать количественной и качественной сбалансированности спроса-предложения рабочей силы на локальных рынках труда, повысить уровень использования трудового потенциала населения, особенно в сельской местности. Это, в первую очередь, важно для молодежи, вступающей в трудовую жизнь. Безработица – это главным образом молодежная проблема. Молодые люди преобладают и в числе людей, ищущих работу в Центрах содействия занятости, и на мардикор базарах.
Реализация предложенных мер, с одной стороны, будет способствовать дальнейшему укреплению трудовой сферы, упорядочению учета занятости, с другой стороны, усилению социальной защиты граждан, ищущих временные и разовые работы.
Список используемой литературы
Бюро ПРООН по странам Европы и СНГ, 2005. С.160.
1 UN's International Migration Report 2002.
2 H. Bonin. Wage and Employment Effects of Immigration to Germany: Evidence from a Skill Group Approach / Bonn. 2005. - IZA Discussion Paper № 1875.