Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:11, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является определение экспорта в системе международных отношений, а так же регулирования экспорта в практике России. Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач: • Определение понятия, видом и методов осуществления экспорта • Характеристика методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности • Раскрытие регулирования сырьевого и несырьевого экспорта • Определение основных направлений государственной поддержки экспорта • Совершенствование системы регулирования экспорта
Содержание
Введение 3 1. Государственное регулирование экспорта 5 1.1 Понятие, виды и методы осуществления экспорта 5 1.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и система органов осуществляющих регулирование 8 2. Системное регулирование экспорта в Российской Федерации 14 2.1 Регулирование сырьевого экспорта в РФ 15 2.2 Регулирование несырьевого экспорта в РФ 18 3. Перспективы развития государственного регулирования экспорта в Российской экономике 24 3.1 Основные направления государственной поддержки экспорта в РФ 26 3.2 Совершенствование системы регулирования экспорта в РФ 31 Заключение 36 Список использованных источников 38
Фискальная функция таможенного
тарифа - гарантирует поступление средств
от взимания таможенных пошлин в прибыльную
часть бюджета государства.
Глобальная практика рыночной
экономики выработала довольно действенные
механизмы муниципальной регулировки
внешнеэкономической детельности, но
в данной сфере до сих времен сталкиваются
2 противоречивые веяния: протекционизма
(защита личного изготовления от зарубежной
конкуренции) и либерализма (предоставление
вполне вероятно большей свободы доступа
иностранных продуктов и предложений
на внутренний рынок). При применении административных
(нетарифных) средств нарушается рыночное
устройство, сокращается ассортимент
продуктов, способность доступа к ресурсам
и практически насильственным методом
предрешается выбор продукции или же ресурсов
покупателем в пользу российских.
Нетарифные способы регулирования
делятся на следующие группы:[7]
установление лимита импорта и экспорта при помощи
лицензирования и квот на импорт;
вступление системы малого
максимального значения тарифов на импортируемые
продукты на внутреннем рынке;
антидемпинговые меры;
добровольческие ограничения экспорта конкретных продуктов
в определенную страну.
Эти группы считаются наиболее
бессчетными и обхватывают больше половины
всех:
таможенные формальности;
технические стереотипы и общепризнанные
меры;
санитарные и ветеринарные
требования;
упаковка и маркировка розлива напитков;
сведения о стране происхождения
ввозимых продуктов и др.
Вышеназванные способы не ориентированы
на установление лимита наружной торговли
и относятся к административным бюрократическим
процедурам, воздействие которых ограничивает
торговлю.
Системное регулирование
экспорта в Российской Федерации
Таможенные органы государства
при перемещении какого-либо товара через
государственную границу, взимают определенную
плату, которая является обязательной
и называется таможенной пошлиной. Таможенная пошлина
состоит из пошлины, налога, сборов и платы,
которые исчисляются в соответствии с
товаром, провозимых через таможенную
границу. Обязанность
по уплате такой пошлины, в нашем случае
экспортной пошлины, возникает на основании
подпункта 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного
кодекса РФ — то есть с момента подачи
таможенной декларации или совершения
действий, непосредственно направленных
на вывоз товаров с таможенной территории
РФ (подпункт 27 пункт 1 статьи 11 Таможенного
кодекса РФ).[40]
Такие пошлины, обычно делятся
на следующие виды:
Экспортные
Импортные
Транзитные
В данном случае нас больше
интересует экспортная таможенная пошлина.
Данный вид пошлин может применяться в
фискальных целях, но в основном применяются
для выравнивания низких внутренних и
высоких цен на внешнем рынке, а так же
для сохранения национальных ресурсов.
Экспортные таможенные пошлины чаще применяются
развивающимися странами, поскольку они
обладают монополией в области сбыта и
производства различных товаров.
Возможность введения отчислений
за вывоз была предусмотрена еще с самого
начала в Европейском Сообществе, с целью
приостановления опустошения рынка, если
мировые цены будут сравнительно выше
внутренних.
По общему правилу, таможенные
пошлины выплачиваются лицом, которое
ответственно за уплату таможенных платежей,
или же непосредственно декларантом. Причем
пошлина выплачивается непосредственно
до или одновременно с принятием таможенной
декларации.
Бывают случаи, когда вышеуказанная
декларация не была подана в установленный
таможенным законодательством срок, в
таком случае срок уплаты пошлины исчисляется
со дня истечения срока подачи таможенной
декларации.
Таможенная пошлина может уплачиваться
в любой валюте, которую выберет плательщик,
и которая котируется Центральным Банком
Российской Федерации. Причем уплачиваться
она может как наличным расчетом, так и
безналичным.
2.1 Регулирование сырьевого
экспорта в РФ
По мере интеграции РФ в крупную
экономику внешняя торговля становится
все наиболее актуальным моментом всей
финансовой жизни державы.
Сырьевые продукты, как и прежде,
занимают большую часть в российском экспорте,
а слабообработанные полуфабрикаты присутствуют
в лидерах подъема в последствии вступления
в ВТО: экспорт аммиака и метанола возрос
рекордными для российской экономики
темпами – приблизительно вдвое условного
периода двухлетней давности.
К примеру, в
мае 2014 года сохранилась тенденция роста
экспорта и сальдо торгового баланса при
снижении импорта. В сравнении с декабрем
2013 года экспорт сырьевых товаров увеличился
на 1,5%, импорт уменьшился на 5,5%, а сальдо
торгового баланса возросло на 11,4%.
Непрерывный
рост экспорта в отношении предыдущего
месяца наблюдался с марта по май 2014 года.
В условиях снижения цен на мировом рынке
топлива положительная динамика российского
экспорта году была обеспечена увеличением
физических объемов поставок. В частности,
на 27,3% возросли физические объемы поставок
автомобильного бензина, и на 24,6% – дизельного
топлива. Помимо этого, значительно увеличились
физические объемы вывоза необработанного
никеля, минеральных удобрений, железных
руд и концентратов. Одним из факторов,
стимулирующим экспорт, являлся высокий
курс доллара относительно рубля.
Непрерывный
рост объемов экспорта прочих нефтепродуктов
наблюдался в течение 12 месяцев подряд,
минеральных удобрений – в течение 6 месяцев,
автомобильного бензина – в течение 4
месяцев, природного газа, необработанных
никеля и алюминия – в течение 3 месяцев.[35]
21 апреля 2014 года
компания «Газпром нефть» начала поставлять
на мировой рынок новый сорт нефти — ARCO.
Эту нефть добывают на Приразломном месторождении.
Экспорт ARCO стал результатом единственного
на сегодняшний день в России проекта
по добыче углеводородных ресурсов на
арктическом шельфе. Однозначно, это поспособствует
значительному креплению России на внешнем
рынке.[36]
Для охраны интересов экспортеров
во всем мире создано в пределах 20 ассоциаций
экспортеров сырьевых продуктов, которые
исполняют коллективную политическую
деятельность контроля над добычей, торговлей
и стоимостью. Традиционным образцом организации
похожего семейства имеет возможность
осуществлять ОПЕК - Организация государств
экспортеров нефти, сформированная в 1960
году. и соединяющая внутри себя практически
полтора десятка нефтедобывающих стран.[19]
Верное определение стратегии
торговли сырьевыми и продовольственными
продуктами на базе применения более здравого
ансамбля внешнеторговых операций и учета
мировой конъюнктуры создают требуемые
условия для удачной реализации данных
продуктов на крупном рынке.
В соответствии с тем, что подавляющая
часть экспортных поступлений приходится
на минеральные ресурсы, являющиеся государственным
имуществом, а внутренние стоимости на
их были отбиты от мировых, система административной
регулировки экспорта сырья стала основой
внешнеторговой политической деятельности.
Эксперты в настоящее
время ожидают значительное увеличение
экспорта зерновых культур, а производители
докладывают о рекордной урожайности.
На фоне украинских проблем, а так же ослабления
курса рубля и роста мировых цен на зерно
Россия в скором времени может скорректировать
свои позиции в рейтинге мировых экспортеров
в лучшую сторону. Общий прирост от экспорта
сельскохозяйственной продукции в сравнении
с 2013 годом увеличился на 10-11%.[37]
Ресурсы экспорта ориентируются
как остаточное значение. Экспорт в ближнее
зарубежье ориентируется на базе согласований
между государствами, экспорт вне пределов
СНГ исполняется на базе специализированных
квот, выделенных для страны, предприятий-производителей,
общих компаний и отдельных субъектов
РФ. Не слишком большая часть квот назначается
Министерством внешних экономических
связей через аукционы.
Выкупив выделенную квоту
продуктов через "особых экспортеров",
Министерство финансов исполняет их поставку.
За сделанные предложения Министерство
финансов оплачивает особым экспортерам
комиссионные в объеме 5-7% от экспортной
выручки и высвобождает их от уплаты пошлин.
С собственной стороны, особые экспортеры
обязуются перевести на счет Министерства
денег некую необходимую сумму за поставленный
продукт в расчете на единицу продукции.
Практическая величина данной суммы ориентируется
по итогам торгов, в следствии которых,
право на экспорт предоставляется организации,
предложившей за получение такового права
самую большую необходимую сумму.
Практически имеются 3 группы
"особых экспортеров":[26]
внешнеторговые организации,
которые до распада СССР были монополистами
в сфере наружней торговли. Данные организации как и прежде трудятся в узком контакте с Министерством внешних экономических связей и правомочны вести торговлю по широкому диапазону продуктов
региональные экспортеры, получившие
право осуществлять экспорт, произведенных
товаров в своем регионе
совместные предприятия-производители,
имеющие право экспортировать собственное
производство
Система квотирования и применения
"особых экспортеров" дополнялась
использованием так именуемых "экспортных
налогов", то есть практически экспортных
пошлин, которые были введены в 1992 году
из-за весомых отличиях в величине внутренних
и внешних тарифов.
Проблема внедрения экспортных
пошлин содержалась в том, дабы не разрешить
бесконтрольного вывоза за границы Рф
продуктов обычного сырьевого экспорта.
Регулирование несырьевого экспорта в РФ
В условиях малоэффективности
промышленного экспорта, одним из аспектов
государственной экономический политики
является поддержка отечественного товаропроизводителя,
которая в настоящее время реализуется
по 3 направлениям:[27]
1.Стимулирование
промышленного экспорта
2.Обеспечение
хороших условий для доступа
на внешний рынок российских
товаров и услуг
3.Защита внутреннего
рынка
Совсем недавно дискуссировалось
поручение президента РФ Владимира Путина
о создании к концу текущего года общего
центра кредитно-страховой помощи несырьевого
экспорта на базе ЭКСАРа и Росэксимбанка,
входящих в систему ВЭБа. Для экономики
РФ целенаправленная единовременная поддержка
со стороны страны несырьевого экспорта,
сверхтехнологичной индустрии и инноваторского
раздела в общем – в высшей степени главная
проблема.[27]
К примеру, в 2006 году было экспортировано
на сумму 17.5 млрд. долларов оборудования,
машин и других транспортных средств,
собственно на 29,7% более, нежели в 2005 году.
При всем этом экспорт в дальние зарубежные
страны возрос на 32,7%, а в ближние страны
– на 25,7%. Моментом высочайшего подъема
цены экспорта вышеперечисленного считается
постепенная реализация правительственной
программы экономической и гарантийной
помощи промышленного экспорта.[25]
Что касается
недавнего времени, то в 2010 году экспорт
составил 21.4 млрд.долларов, который в сравнении
с 2009 годом возрос на 33.3%. В 2013 году экспорт
составил уже 26.4 млрд. долларов США.[28]
Для сравнительного
анализа развития несырьевого экспорта
можно построить диаграмму.
Диаграмма 1 –
анализ развития несырьевого экспорта
В целях обеспечения положительных
сторон, помощи и обороны интересов российских
экспортеров, подъема финансового потенциала
и увеличения части сверхтехнологичной
и наукоемкой продукции в целом размере
русского экспорта разработана система
мер помощи экспорта промышленной продукции,
предусматривающая внедрение:
торгово-экономических
организационных
денежных
информационно-консультационных приборов
На данном этапе
развития Россия является крупнейшим
экспортером несырьевой продукции. Это
можно проанализировать на общих цифрах
по данным Центробанка за 2013 год.[24] К примеру,
в 2013 году всего было экспортировано товаров
на 523 млрд. долларов, и услуг на 70 млрд.
долларов, что в сумме составляет 593 млрд.
долларов. Из этого общего числа, сырой
нефти было экспортировано на 174 млрд,
долларов, нефтепродуктов на 109 млрд. долларов,
природного газа на 67 млрд. долларов
и сжиженного газа на 5 млрд. долларов,
и в общей сумме составляет 355 млрд. долларов.
Из операции вычета выходит, что 238 млрд.
долларов было экспортировано несырьевой
продукции. Чтобы проанализировать размер
этой суммы, то можно сказать, что достаточно
большой, ведь еще в 2004 году размер всего
экспорта составлял 204 млрд. доллара.[34]
В число несырьевого
экспорта можно отнести и наукоемкую продукцию,
к которой относятся:[34]
экспорт услуг
по разработке программного обеспечения.
На основании отчета аналитиков РУССОФТ
за 2013 год, экспорт программного обеспечения
составил 4.6 млрд. долларов.
Россия экспортирует
полный цикл атомных технологий. Всего
за постройку 20 энергоблоков в 2013 году
было получено 74 млрд. долларов.
Россия является
крупнейшим экспортером на рынке коммерческих
космических запусков, где экспорт за
год составляет 1 млрд. долларов.
И другое.
Среди мер господдержки
экспорта несырьевой продукции важное
значение имеет финансовая поддержка,
которая включает в себя кредитование
экспорта, возмещение части процентных
ставок и гарантирование экспортных операций,
а в последние годы важнейшим компонентом
является инвестиционная направленность,
которая предполагает активной инвестирование
в несырьевой экспорт со стороны физических
и юридических лиц.[32]
Департамент государственной
регулировки внешнеторговой деятельности
Минэкономразвития РФ исполняет фактическую
реализацию системы мер содействия, а
именно: