Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:40, реферат

Краткое описание

Регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятельности на общегосударственном уровне осуществляют федеральные органы власти и управления.
К ним относятся прежде всего Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.
Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответствующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями. контроль за деятельностью исполнительных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности

Регулирование и контроль в сфере  внешнеэкономической деятельности на общегосударственном уровне осуществляют федеральные органы власти и управления.

К ним относятся прежде всего  Федеральное Собрание, Президент  РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание разрабатывает  и принимает законы регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответствующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями. контроль за деятельностью исполнительных органов.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической  политикой, подписывает международные  соглашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, в случае необходимости использует согласительные процедуры для разрешения, разногласий между органами государственной  власти Российской Федерации в данной области.

Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической  политики, представляет соответствующие  программы деятельности, принимает  решения по основным направлениям внешнеторговой политики, а также принимает в  пределах своей компетенции решение  о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации.

Непосредственную реализацию задач  государственной внешнеэкономической  политики, а также разработку и  принятие мер в данной области  осуществляют общеэкономические и  специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэкономический  аппарат местных органов власти, а также зарубежный торговый аппарат.

Одним из ключевых внешнеэкономических  ведомств, осуществляющих регулирование  во внешнеэкономической сфере и  контроль за соблюдением государственных  интересов в данной сфере, являлось Министерство внешних экономических  связей и торговли (МВЭС). В соответствии с новой структурой исполнительной власти на базе МВЭС и некоторых  департаментов Министерства экономики, ряда других ведомств в мае 1998 г. была сделана попытка образовать новый  орган – Министерство промышленности и торговли, который, так и не возникнув, в сентябре 1998 г. был преобразован в Министерство торговли. В его  функции входит координация целого ряда направлений внешнеэкономической  деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре  федеральных органов исполнительной власти» функции, выполняемые ранее  бывшим Министерством внешних экономических  связей и торговли, перешли к вновь  образованному Министерству торговли.

Основные функции Минторга России: разработка и реализация предложений по повышению эффективности ВЭС РФ и конкурентоспособности российских экспортных товаров на мировых рынках, механизму государственного регулирования и в целом по государственной программе развития внешних экономических связей и основных принципов внешнеэкономической политики, участие в осуществлении экспортного контроля, оперативное нетарифное регулирование ВЭС, участие в работе по привлечению государственных, банковских и коммерческих кредитов, подготовка и проведение переговоров по дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство.

Аппарат уполномоченных Минторга на местах осуществляет содействие развитию экспортного потенциала, государственный контроль и регулирование внешних экономических связей в регионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок.

 

Министерство иностранных дел  Российской Федерации отвечает за разработку общегосударственных направлений  развития международных и двусторонних отношений с зарубежными государствами, в том числе и во внешнеэкономической  сфере, готовит документы для  официальных встреч и визитов, международных  конференций и симпозиумов с  участием правительственных лиц  России, организует работу российской стороны в различных международных  организациях, формирует банки данных основных изменений в экономической  жизни зарубежных стран и внешнеэкономических  интересах.

Важную роль в представлении  государственных интересов внешнеэкономической  области и обеспечении их защиты играет зарубежный аппарат внешнеэкономического pегулирования, представленный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эффективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенци за соблюдением государственных интересов российским участниками ВЭС и координацию их деятельности, обепечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий.

Министерство экономики Российской Федерации как ведущий орган  федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики занимает важное место в регулировании  ВЭД. Оно с участием заинтересованных министерств и ведомств осуществляет разработку предложений по определению  основных направлений экономической  политики в сфере международного сотрудничества, по заключению межправительственных договоров в данной области; принимает  непосредственное участие в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными  странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы  инвестиционной и кредитной политики, представляет предложения по использованию  кредитов; рассматривает ресурсные  возможности осуществления внешнеэкономических  операций по важнейшим группам товаров  и услуг.

Центральным органом таможенной системы  страны является Государственный таможенный комитет (ГТК), на который возложены  функции подготовки и выпуска  нормативных актов по таможенным вопросам, обеспечение соблюдения законодательства в данной области, осуществление  непосредственного таможенного  регулирования и контроля. В систему  ГТК наряду с центральным аппаратом  входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни и  таможенные посты. ГТК формирует  и представляет в виде своих официальных  публикаций данные по внешнеторговой статистике, подготавливаемые на основе грузовых таможенных деклараций. Наряду с этим ГТК оказывает содействие развитию околотаможенной инфраструктуры, в частности сети таможенных брокеров и таможенных складов.

 

В целях совершенствования структуры  федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации  и на основании статьи 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю: 1. Установить, что руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Передать функции Министерства  экономического развития и торговли  Российской Федерации по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в области таможенного  дела Федеральной таможенной  службе.

3. Установить, что назначение на  должность руководителя Федеральной  таможенной службы и его заместителей  и их освобождение от должности  осуществляется Правительством  Российской Федерации.

Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также  иные должностные лица и работники  таможенных органов Российской Федерации  назначаются на должность и освобождаются  от должности в порядке, устанавливаемом  руководителем Федеральной таможенной службы.

4. Внести в структуру федеральных  органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента  Российской Федерации от 20 мая  2004 г. № 649 «Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной  власти»  
На основании статьи 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 20, ст. 2162) Правительство Российской Федерации постановляет:

 

 

 

 

 

 

Существенную роль в регулировании  ВЭД играет Министерство финансов РФ, которое совместно с Центральным  банком определяет порядок и рассматривает  вопросы финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные акты по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности. Минфин в рамках единой государственной политики готовит  предложения по совершенствованию  валютно-финансовых и кредитных  отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных резервов страны и экономному расходованию иностранной  валюты. Министерство финансов совместно  с Министерством экономики и  Минторгом разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики. В соответствии с законодательством Центральный банк является ключевым звеном валютного регулирования страны, который определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издает нормативные акты, обязательные к исполнению валютными резидентами и нерезидентами, устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям. Он определяет единые формы учета и отчетности валютных операций, а также порядок и сроки их предоставления; готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам.

Высшим уровнем ВЭД следует  считать деятельность главных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти: Федерального Собрания, Президента, Правительства, Верховного Суда Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских организаций и физических лиц.

Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет общее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэкономической) политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.

Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 19 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Федеральные законы и правительственные  нормативные акты призваны формировать  в стране определенные организационно-правовые и экономические условия для  всех участников ВЭД. Другая, не менее  важная сфера деятельности законодательной  и исполнительной власти – внешняя (международная) – имеет целью  создание благоприятных условий  для осуществления экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД  с иностранными торговыми партнерами (недискриминационные условия, обеспечение режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле с зарубежными странами).

Это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международных  договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономических организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных международных договоров.

Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу  полномочий которых входят вопросы  ВЭД. Эти государственные органы можно назвать соответственно отраслевым и региональным компонентами управленческого  звена ВЭК.

Отраслевые органы

В структуре органов исполнительной власти в последние годы нет специального внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных органов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. наделено, в частности, следующими функциями: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба (ФТС),преобразованная из Государственного таможенного комитета и переданная в ведение Минэкономразвития России, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Определенные полномочия в области  ВЭД имеют Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство обороны РФ и ряд других органов исполнительной власти.

Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспортно-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Деятельность ряда федеральных  органов исполнительной власти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю территорию страны через их территориальные органы.

Teppumopuaльныe(региональные) органы

Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов в округах и отдельных регионах РФ, а также региональных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции).

ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руководят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

Некоторые подразделения Минфина имеют региональные представительства.

На всей территории страны функционируют территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.

В последнее десятилетие как  относительно самостоятельный сложился региональный управленческо-оперативный компонент ВЭК. Во внешнеэкономическую деятельность активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем некоторые вопросы ВЭД являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ –министерства внешнеэкономических связей. Администрация крупного субъекта РФ может предоставлять муниципальным образованиям определенные права в области ВЭД.

Информация о работе Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности