Государство-главный субъект социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:50, реферат

Краткое описание

Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства. Она представляет собой одно из важнейших условий, делающих возможным существование государства. С утратой территории прекращает существование и государств (Речь Посполитая в конце ХVІІІ века). Именно с вопроса о контроле над определенной территорией начинаются многие политические конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство-главный субъект социального управления.docx

— 33.93 Кб (Скачать файл)

1.Сущность государства

Термин «государство»  употребляется обычно в двух значения слова.

В первом, широком смысле слова под государством понимается объединение людей на определенной территории на основе публичной власти. В этом случае синонимом понятия  «государство» выступают понятия  «народ», «страна».

 

Во втором, узком значении слова под государством понимается специальный аппарат управления обществом. В этом случае синонимом  понятия «государство» является понятие «государственная машина»  как совокупность органов управления.

 

    1. Признаки, структура, функции государства

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это  материальная, физическая и пространственная  основа государства, на которую  распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра,  водное и воздушное пространство. Территория определяется границами,  разделяющими отдельные государства.  Она представляет собой одно  из важнейших условий, делающих  возможным существование государства.  С утратой территории прекращает  существование и государств (Речь  Посполитая в конце ХVІІІ века). Именно с вопроса о контроле над определенной территорией начинаются многие политические конфликты. Территория как признак государства неприкосновенна, неотчуждаема нераздельна. Поэтому государство имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц с помощью как дипломатических, так и военных средств. (см. ст. 9 Конституции РБ).

 

2. Составляющим элементом  государства является проживающее  на его территории население.  Оно представляет, как правило,  единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные  различия. В большинстве стран  мира, как известно, понятие «нация»  носит политический, а не этнический  характер: оно тождественно гражданству.  Являясь источником и носителем власти в государстве, граждане, в свою очередь, пользуются его защитой, как внутри страны, так и за ее пределами. Исключение составляют апатриды (лица без гражданства), но это нонсенс, редкое явление.

 

Влияние государства на население  носит всеобщий характер. Иностранные  граждане также обязаны подчиняться  законам страны, на территории которой  они находятся.

 

Важнейшим условием целостности  государства является целостность  нации, народа, то есть его всеобщее подчинение существующей власти. Возникновение  различных сепаратистских движений во многих странах мира ведет к  конфликтам, политической нестабильности, подрыву устоев суверенного государства.

 

3. Определяющим атрибутом  государства является отделенная  от общества публичная власть. Она включает особый слой людей,  профессионально занятый управлением  (бюрократия или государственная  администрация). Сюда также относится  особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный  механизм.

 Структура государства

В структуру государства  входят:

- представительные органы  государственной власти. Они подразделяются  на высшие, обладающие законодательной  власти (парламент), и местные органы  властью и самоуправления;

 

- исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных  органов;

 

- органы судебной власти  и прокуратуры;

- органы государственного контроля;

- органы охраны общественного  порядка;

- органы государственной  безопасности;

- вооруженные силы.

Как правило, государство  не может нормально функционировать  без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в  отдельных странах.

 

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

 

- суверенитет, означающий  верховенство государственной власти  внутри страны и независимость  её на международной арене.  Это верховенство проявляется  в собственности государства  издавать обязательные для всех  членов общества правила поведения,  устанавливать и обеспечивать  единый правопорядок, определять  права и обязанности граждан,  должностных лиц и организаций;

 

- наличие права, без  которого не может существовать  государство. Ибо только право  юридически оформляет государственную  власть, делает её легитимной, а  также определяет юридические  рамки и формы осуществления  функций государства. (Право –  это система нравственных и  справедливых общепризнанных обязательных  норм, правил поведения людей  в обществе и государстве, исполнение  которых обеспечивается надлежащим  воспитанием, а в необходимых  случаях, применением государственного  принуждения или наказания за  их нарушение;

- исключительное право  издания законов и правовых  актов, обязательных для всего  населения страны. (Никакой другой  институт политической системы  таким правом не обладает);

 

- монопольное право от  имени общества осуществлять  внутреннюю и внешнюю политику;

 

- исключительное право  государства эмиссии денежных  знаков;

 

- монополия на определение  и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую  и экономическую независимость  страны, проведение бюджетной политики;

 

- монопольное право на  применение законных форм насилия.  Диапазон государственного принуждения  достаточно широк: от ограничения  свободы гражданина до ее лишения,  вплоть до применения высшей  меры наказания, которая существует  во многих странах;

 

- монополия на использование  легитимных средств и институтов  насилия (милиция, армия, службы  безопасности, суд, прокуратура,  пенитенциарная система);

 

- обязательность принадлежности  к государству (в отличие от  добровольного членства в других  институтах политической системы). Гражданство человек получает  с момента рождения.

 

Таким образом, государство  характеризуется наивысшей концентрацией  власти, наибольшей способностью к  решению общественных проблем. Оно  представляет общество в целом, им и  от его имени принимаются все  властные решения, обязательные для  исполнения всем населением страны на принадлежащей ему территории.

 

 Функции государства

Социальное назначение и  сущность государства выражаются в  его функциях – главных направлениях деятельности по выполнению им своего предназначения. Функции государства в значительной степени определяют также его особое место и роль в политической системе общества.

Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

 

1. Экономическая (выработка  и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование  хозяйственной деятельности с  помощью налоговой, антимонопольной,  кредитной политики; управление  государственными предприятиями  и организациями).

 

2. Социальная (разработка  и осуществление социальной политики, регулирование социально-классовых  отношений; социальная защита  нуждающихся в ней граждан;  разработка и регулирование системы  налогообложения; содействие полной  занятости трудоспособного населения;  охрана здоровья населения.) Важной  функцией государства является  охрана здоровья населения, которую  призваны осуществлять выпускники  белорусских Медицинских вузов.  В ст. 45 нашей Конституции сказано,  что гражданам Республики Беларусь  гарантируется право на охрану  здоровья, включая бесплатное лечение  в государственных учреждениях  здравоохранения. Государство создает  условия доступного для всех  граждан медицинского обслуживания. Право граждан РБ на охрану  здоровья обеспечивается также  развитием физической культуры  и спорта, возможностью пользования  оздоровительными учреждениями, совершенствованием  охраны труда; 

 

3. Политическая (выработка  политического курса, отвечающего  интересам общества или его  отдельных слоев; обеспечение  политической стабильности, преодоление  конфликтов и кризисных ситуаций; подбор и расстановка административных  кадров, осуществление властных  полномочий).

 

4. Правовая (охрана основ  существующего общественного строя;  обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан,  их чести и достоинства, а  также их собственности).

 

5. Культурно-воспитательная (создание условий для удовлетворения  культурных потребностей населения,  получения образования, профессиональной  подготовки, приобщения к достижениям  отечественной и мировой культуры; поддержка культурно-просветительных  учреждений, идеологическая деятельность).

 

6. Экологическая (охрана  и восстановление окружающей  среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).

 

Внешние функции органически  взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.

 

1. Обеспечение суверенитета, целостности и безопасности государства,  его оборона.

 

2. Защита интересов данного  государства на международной  арене.

 

3. Развитие взаимовыгодного  сотрудничества с другими государствами.

 

4. Участие в международных  делах и организациях, в решении  глобальных проблем современности.

 

Таковы основные содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем странам. Однако, государства в значительной степени отличаются между собой по формам и типам.

 

 

 

 

    1. Форма государства 

 

 

В настоящее время под  формой государства понимают организацию  государственной власти и ее устройство.

 

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.

 Во-первых, это определенный  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

 В-третьих, это приемы  и методы осуществления государственной  (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

 

 Форма правления

 

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень  участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим  элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

 

Монархией можно назвать  такое государство, где верховная  власть принадлежит одному лицу, пользующемуся  ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой  другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

 Термин «монархия»  греческого происхождения, означает  «единовластие», «единодержавие».

Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

 

 Общие черты монархической формы правления:

 Во главе государства  находится монарх, который пользуется  своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда  началу той или иной монархической  династии кладут выборы .

Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью божией», как обыкновенно  указывается в его титуле, или  в случае избрания – «милостью  божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия – в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Информация о работе Государство-главный субъект социального управления