Государство-главный субъект социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:50, реферат

Краткое описание

Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства. Она представляет собой одно из важнейших условий, делающих возможным существование государства. С утратой территории прекращает существование и государств (Речь Посполитая в конце ХVІІІ века). Именно с вопроса о контроле над определенной территорией начинаются многие политические конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство-главный субъект социального управления.docx

— 33.93 Кб (Скачать файл)

 

При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами  монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной – посредством или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.

Сегодня принимаются в  расчет юридические основания. Конституционную  монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.

 

В дуалистических монархиях  за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных  перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов  и т.п.), ему принадлежат право  вето и право неограниченного  роспуска парламента. Впрочем, в законодательной  сфере право представительного  органа гарантируется полномочием  вотировать бюджет.

 

В парламентарных монархиях  назначенные главой государства  министры зависят от вотума доверия  парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено.

Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.п.).

 Монархия – это, по выражению философа И. А. Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д., ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо.

 

В отличие от монархии, при  республиканской форме правления  единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение  термина «республика» связано с  народом.

В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны парламентарные республики и республики президентские.

На выбор правления  оказывает влияние ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка  сил. Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет  назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство  располагает поддержкой большинства  законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления  законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках  президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем  самым возможный конфликт между  двумя ветвями власти сводится к  минимуму.

 

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней  фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую  коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы  даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской  коалиции большинства. Это может  стать не менее пагубным, чем тупик  во взаимоотношениях исполнительной и  законодательной властей.

 

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать  простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят  от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной  системы в немалой степени  определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.

 

Президентская республика как  форма правления характеризуется  в первую очередь тем, что избранный  глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить. Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочияодному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах

Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской  формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной  ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское  большинство принадлежат к различным  партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно  находится над партийной борьбой  и политиканством лоббистов, могут  не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской  и президентской формами правления  может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

 

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные  и слабые стороны. Требования меньшинства  и введение пропорционального представительства  при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения  значимости парламента. На первое место  по значимости выходит метод президентских  выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, в выбор способов не всегда зависит  от президента. Президентская власть может оказаться в большой  зависимости от законодательной  ветви, от которой может зависеть многое, например процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно  усложненном порядке.

 

В конкретике политической жизни той или иной страны, с  учетом того или иного соотношения  политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные  или промежуточные (между президентской  республикой и парламентской  республикой) формы государственного правления.

 

 Форма государственного  устройства 

 

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную  организацию государственной власти, характер взаимоотношении между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения.

С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные  образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении  государственных образований: союзных  республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

 

Унитарное (единое, от лат. «unus» – «один») государство отличается полным политическим единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

 

Федерация – соединенное, союзное (от лат. «fedus» – «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

 

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, союзы (от лат. «confederate» – «сообщество») суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, государств – членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования. История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права (личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношения доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.). Особый случай представляют собой федерации, остающиеся унитарными государствами. Нечто подобное можно было видеть на примере бывшего СССР, de jure федерации, но с большой долей унитаризма. В соответствии с принципом национальной государственности отдельные этносы рассматривались как «нации» и имели статус союзной и автономной республики. «Национальностям», «народностям» и «этническим группам» соответствовали автономные области, национальные округа и районы. Обладание формальными (и в последнее время расширившимися) правами не меняло того обстоятельства, что реальная политика продолжала осуществляться из центра. Подобная картина, далекая от классических ясных форм государственного устройства, остается актуальной и для Российской Федерации. Избрание руководства исполнительной власти в республиках сочетается с назначением глав администрации Президентом России. Порядок формирования, полномочия, процедуры деятельности государственных органов на местах определяются не самими субъектами федерации, а актами Российской Федерации. Назначение высших должностных лиц на места и определение их  полномочий из столицы скорее есть признак унитарного, нежели федеративного, государства.

 

 

 Политический режим

 

Появившись в научном  обороте в 60-е гг. текущего века, категория  «политический режим», по мнению некоторых  ученых, в силу синтетического характера  должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства.

 По мнению других, политический  режим вообще должен быть исключен  из состава формы государства,  поскольку функционирование государства  характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии  того периода дали начало широкому  и узкому подходам в понимании  политического (государственного) режима.

 

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни  и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его  достоянием лишь государственной жизни  и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и  методы осуществления государством своих функций.

Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и  узкого подходов, ибо это соответствует  современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в  двух основных сферах: государственной  и общественно-политической, а также  характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а  также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) –  испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и  т.д. Вместе с тем существует и  обратная связь, поскольку и государство  в значительной мере воспринимает воздействие  общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности  на политический режим.

 

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как  в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком  своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и  правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды государства

Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.

  Военное, или полицейское,  государство характеризуется гипертрофированным  развитием структур государственного  насилия - армии, полиции, служб  безопасности.

 

 Правовое государство  имеет основное предназначение  в развитии структур, обеспечении  защиты прав всех членов общества. Граждане

подчиняются праву как  высшей силе. Гарантировано равноправие  всех граждан и правителей перед  законом.

 

Правовому государству присущи  следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни;

разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;

разделение государственных  и негосударственных политических институтов;

взаимная ответственность  государства и личности.

 

    Социальное государство  сосредотачивает основные усилия  на проведении активной социальной  политики, содействует смягчению  и предупреждению социальных  конфликтов.

 

    Особое место  в типологии государств занимает  советское государство. С самого  начала оно создавалось в оппозиции  теории правового государства:  не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.

 

    Были разрушены  формировавшиеся веками государственные  органы. Буквально с нуля началось  складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее  к привилегированным слоям, были  объявлены вне демократии.

 

    Вместе с тем  советское государство изначально  создавалось как социальное: здравоохранение  и образование финансировались  государством и были бесплатны  для граждан. Однако отсутствие  негосударственных социальных систем, монопольное положение государства  в социальной сфере негативно  отразилось на его развитии.

 

    Видимо, можно  сказать, что России еще предстоит  стать и правовым, и социальным  государством.

Информация о работе Государство-главный субъект социального управления