Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:04, реферат
По классическому определению дипломатия- это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Слово «дипломатия» происходит от греческого – диплома (в Древней Греции – дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот о документов, подтверждающих их полномочия).
В основе организации Британской дипломатической службы лежит так называемая формально- бюрократическая модель. Влияние на практическую деятельность внешнеполитического ведомства со стороны парламента возросло в послевоенные годы главным образом после присоединения Великобритании к Европейскому Сообществу. Тем не менее его влияние все же остается довольно-таки минимальным.
Обособленность Дипломатической службы постепенно преодолевается. Двери Форинг Оффиса начинают открываться для непрофессионалов, представителей делового мира.
О сохранении профессионалами
своего влияния свидетельствует
и расстановка руководящих
В распоряжении каждого английского партийного политического руководителя оффиса – министра, главных и младших министров, представляющих в Британском Министерстве иностранных дел интересы победившей на выборах партии, имеются небольшие, но весьма влиятельные секретариаты, в которых профессионалов больше, чем политиков. Английские политики и сами дипломаты считают, что внутренняя организация Форинг Оффиса чрезвычайно сложна и запутана.
Какие бы изменения не происходили во внешнеполитических приоритетах Британии, в последние десятилетия должностные посты заместителя министра и главы дипломатической службы по-прежнему назначаются представителями консервативных кругов, связанные с партией тори и крупных капиталов. Английский внешнеполитический
Департаменты дипломатического
корпуса
Если профессиональное политическое руководство Форинг Оффиса можно считать вершиной Британской дипломатической пирамиды, то ее мощным основанием являются отделы - департаменты. В них выполняются основной объем повседневных дипломатических работ. К числу особенностей Английского МИДа относится большое количество департаментов, которые подразделяются на территориальные, функциональные, административные.
Сотрудники территориальных отделов занимаются двухсторонними соглашениями с иностранными государствами. В круг их основных задач входит сбор, классификация и оценка текущей информации, разработка предложений по актуальным вопросам.
Статус департаментов невысок. Возглавляются они дипломатами в ранге советников, которые должны обращаться к Английскому послу не непосредственно, а через одного из замминистра. Территориальные отделы - наиболее устойчивое звено Форинг Оффиса. Здесь наиболее консервативные метод, их сотрудники наиболее активно сопротивляются новшествам.
У функциональных отделов иные задачи - они занимаются актуальными проблемами современной мировой экономики, участием в международных организациях, и т.д.
Руководство Министерства иностранных дел считает функциональные отделы важнейшим оперативным звеном Форинг Оффиса.
Во внешнеэкономической области дипломатическая служба преследует три основные цели:
- способствовать улучшению
успешной деятельности для
- обеспечить своевременное
получение для Англии
- защищать за рубежом интересы королевства.
На экономические отделы
возложены задачи по сбору, обработке
и анализу сведений, полученных от
дипломатических
Отдел оборонной политики - наиболее крупный и влиятельный в Форинг Оффисе. Отдел состоит из секторов и специально занимается вопросами участия в ООН. Через этот отдел осуществляется связь Министерства иностранных дел с министерством обороны, т.к. Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности. Его сотрудники подготавливают предложения по совершенствованию механизма работы Организации Объединенных Наций.
Имеются так же отделы охраны окружающей среды, мирового судоходства и гражданской авиации. Большинство из этих вопросов решается совместно с дипломатами и сотрудниками « внутренних» ведомств.
У Форинг Оффиса имеются и сильные рычаги организационного контроля над деятельностью Британского Совета, который существует под финансовым и политическим контролем Форинг Оффиса, направляет межкультурные процессы в выгодное ей русло. Надо сказать, что среди известных инструментов дипломатического механизма, культурная дипломатия является одним из рычагов воздействия на общественное мнение.
Дипломатические представительства
Дипломатическое представительство – это зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одними государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств.
Обмен дипломатических
В английских дипломатических службах работают более половины кадровых сотрудников Британской дипломатической службы, число которых превышает двести человек. Должность посла по-прежнему престижна и хорошо оплачиваема, имеются доплаты в виде подготовки, представительских расходов. Вопросы о приоритетности того или иного вида деятельности дипломатических представительств прямо связаны с оценкой его эффективности. Дипломатические представительства наиболее компетентны в предоставлении, сборе и анализе информации политического характера.
Распределение по видам деятельности
дипломатов зарубежными
В типовой структуре Британского посольства обязательно предусмотрены следующие подразделения:
- руководство посольства
- политический отдел
- отдел по информации и культуре
торгово-экономический отдел
Имеются так же административные секции, группы по вопросам безопасности и дипломатическим связям.
Дипломатическая служба Англии
на современном этапе
Функции дипломатической службы современной Англии
Дипломаты в Англии выполняют
не только традиционные для него функции,
такие как ведение межправитель
В большинстве других стран они переданы в ведение самостоятельных государственных ведомств. Структуры и формы дипломатической службы определяются в первую очередь основными целями и задачами внешней политики государства. Свое влияние так же оказывает влияние связей между партнерами, а так же общая степень подготовки дипломатического корпуса в тех или иных видах работ.
Весьма значительным и
по сей день, остается прерогатива
королевской власти во внешнеполитической
области. В то же время роль парламента
в дипломатических делах
Уменьшение значительной роли посольств и их руководства во внешнеполитической деятельности, что характерно для современной мировой дипломатии в целом, в Англии не вышло за критические пределы и не привело к качественным изменениям в структуре загранучреждений. Осуществляя организационные перестройки дипломатических учреждений, Форинг-Оффис в целом адекватно реагирует на коррективы, вносимые Британским правительством во внешнеполитическом курсе.
Подготовка дипломатических кадров
Эффективность внешней политики любого государства в немалой степени зависит от способности и качества подготовки людей, представляющих его интересы в международных делах. Интересы Великобритании почти всецело обеспечиваются профессиональными дипломатами. По этой причине изучение вопросов набора, подготовки, продвижения имеют прямое отношение к общим результатам Британской внешней политики.
Уже с 1855 года для поступления на Британскую дипломатическую службу были введены конкурсные экзамены. Но успехи в науках не стали решающим критерием. Главными слагаемыми успеха являются так называемые «представительность» и другие черты личности и характера, распространенные в основном в аристократической верхушке правящего класса.
Сформулированные стандартные требования в девятнадцатом веке к дипломатической службе остаются в силе и в нынешнем столетии. Идеальный дипломат, говорит Г. Николсон, должен хорошо знать языки, обладать изысканным вкусом, быть гостеприимным, спокойным и невозмутимым человеком. Набор на дипломатическую службу производится на основе острой конкуренции. Ценится умение грамотно, логично и лаконично излагать свои мысли, способность выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких предложенных вариантов, а так же находить в поисках компромиссного выхода из трудной ситуации, умения защищать свою точку зрения, излагать свои суждения четко и ясно, уметь оперативно и точно решать спектр незнакомых проблем. Комиссия проводит скрупулезную проверку, по каждому показателю проставляется отдельный балл, а затем выводится общая сумма оценки. В итоге из двух тысяч претендентов отбирается после многоступенчатого отбора двадцать пять- двадцать восемь человек по числу вакансий.
Дипломаты работают не только с бумагами, но и с людьми, причем разных национальностей, взглядов, верований и традиций. Система экзаменов выглядит солидной и объективной. Тем не менее, из десятилетия в десятилетие на дипломатическую службу принимают людей из одного узкого круга. Причина кроется в субъективности оценки результатов собеседования. Главным критерием по-прежнему остаются не знания сами по себе, а способность овладевать ими и их применения к меняющейся обстановке. В течение двух лет так же проходит конкурсный отбор по результатам отзывов о работе.
Британский дипломатический стиль
Британские дипломаты уверенны, что в их профессии требуется наличие особых качеств, навыков, умения, искусства, тренировки, чего, по их мнению, недостает даже у самых квалифицированных ученых.
Подобного рода слабость характерна в целом и среди английских академических исследований международных отношений, в которых видна тенденция недооценки взаимодействия региональных политических событий с происходящими событиями мирового значения. Одна из причин фрагментарного исследования усматривается в нестабильности рабочих связей между научным миром и практической деятельностью. Их прямо упрекают в том, что те неохотно сотрудничают с учеными.
У дипломатов есть и другой, весьма убедительный довод. Ученые, будучи непосредственно вовлеченными, во внешнеэкономическую деятельность, утрачивают независимость мышления, их искусственная теория теряет самостоятельную ценность для практиков, занятых исключительно поиском оптимальных решений и методов деятельности на основе сравнения альтернативных предложений.
Есть и другая сторона этой проблемы. Несмотря на известную самостоятельность академических исследований, особенно университетских, их тематика в силу специфики самого предмета неизбежно ориентируется на практические интересы дипломатии, к тому же значительная часть сотрудников университетских кафедр и исследовательских центров формируется из числа ушедших в отставку кадровых дипломатов.
На выбор дипломатии и предпочтительных методов работы оказывает немалое влияние и другие факторы. Это в первую очередь - особенности национального характера, и во-вторых - специфика организации дипломатического аппарата. Первый фактор может рассматриваться как позитивный – привычка к работе и завидная работоспособность англичан давно известны. Что касается организации дипломатической службы, то влияние ее противоположно первому. К основным чертам можно отнести привычку вести дело в атмосфере максимально возможной секретности и высоким уровнем конфиденциальности. Секретность служит и средством защиты дипломатами своих профессиональных и клановых интересов. Иерархия аппарата дипломатической службы предполагает жесткую дисциплину.
Мнение и авторитет начальства безусловны для подчиненного во всех звеньях и на всех уровнях Британской дипломатической службы. Английские делегации на международных конференциях проявляют редкую оперативность, четкость и согласованность в работе, они всегда действуют по плану. Однако такая сверхдисциплина имеет и негативные моменты. Им недостает свободы маневра, гибкости, умения перестраиваться по мере изменяющейся ситуации. Британские дипломаты, как отмечалось выше, привыкшие к переговорам с глазу на глаз, неуютно чувствовали себя на первых сессиях ассамблеи ООН и других международных организаций, где ценится умение завоевать расположение публики, журналистов, искусно общаться в кулуарах.
Тем не менее в обстановке реформ и смене поколений на дипломатической службе на авансцену выходит новый тип дипломатов – решительных, напористых, сочетающих в себе высокий общекультурный уровень и профессиональную подготовку по специальным знаниям. Такие отношения в значительной мере затронули деятельность британских дипломатов в Европейском Сообществе, где они в ряде случаев подходят к решению многих вопросов с профессиональной компетентностью, сочетая все это с дисциплиной, выдержкой и хладнокровием.