Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа
Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные международные отношения
и международное право
Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.
В широком понимании система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную структуру. В нее входят различные связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и дипломатические отношения призваны содействовать сотрудничеству в названных и других областях.
На протяжении последних лет мировое сообщество является свидетельством очевидного развития международных связей Республики Беларусь, которые год от года приобретают все более динамичный характер. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что процессы глобализации, имеющие место в настоящее время, приводят к расширению отношений между государствами, юридическими лицами и гражданами различных стран в самых разнообразных сферах общественной жизни, науки, экономики, торговли, культуры и туризма. Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита наших интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко и полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики.
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных для нас векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, - государства-соседи: Россия, другие страны постсоветского пространства – партнеры по СНГ, Европейского союза, мирового Юга, США, а также многосторонняя дипломатия.
В настоящее время Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 170 государствами мира, в 51 из которых открыто 63 дипломатических и консульских представительства, не считая 13 отделений посольства. Беларусь осуществляет исполнение около 3,5 тысяч международных договоров. Из них более 1900 – двусторонние, около 1500 – многосторонние договоры.
Основной целью исследования являются определение места и роли дипломатического института на современном этапе.
Достижение указанной
цели обеспечивается постановкой и
реализацией следующих
Объектом исследования являются дипломатические отношения, предпосылки их возникновения, международно-правовые аспекты в деятельности дипломатической службы, дипломатических учреждений (а именно представительств), их персонала, современное состояние дипломатических привилегий и иммунитетов.
Предметом исследования являются правовые нормы многосторонних, двусторонних соглашений (которые относятся к дипломатической деятельности), внутреннее законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность дипломатических учреждений.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды крупнейших отечественных и зарубежных ученых, юристов, которые занимаются проблемами международного права, в том числе дипломатического. Большую роль в написании данной работы сыграли научные работы и статьи таких белорусских и российских ученых, как: Л. М. Захаровой, И.П. Блищенко, Ю.Г., О.В. Плотниковой, В. Н. Кудрявцева, Т. В. Зоновой, А. В. Торкунова, В. И. Авилова, Е. Ю. Бархатовой и многих других. Из зарубежных авторов хотелось бы отметить Вуда Д., Серре Ж., Никольсона Г.
Эмпирическую основу исследования составляют международно-правовые соглашения, действующие в сфере дипломатических отношений, внутренние нормативные акты по дипломатическим вопросам Республики Беларусь и ряда государств.
В процессе исследования широко использовался комплекс общенаучных, частных и специальных методов познания: диалектический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, метод наблюдения и метод системного анализа.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ
1 Дипломатия и дипломаты. Дипломатическая служба
Понятие «дипломатия» в разговорной, публицистической а порой и в научной лексике употребляется во множестве значений, используется зачастую инструментально, как-бы внедряется в контекст сказанного или написанного. И хотя явлению, которое раскрывает это понятие, сфере и виду деятельности, которые кроются за словом «дипломатия», уже несколько тысячелетий – разногласия и разночтения сохранились до нашей поры. Раскрыть этот вопрос, дать бесспорное толкование понятию «дипломатия» принципиально важно, иначе трудно будет дать правильное определение производным понятиям «дипломатическая служба», «дипломат», «дипломатические отношения».
Дипломатический словарь (трехтомник),
изданный в Москве в 1984-1986 гг. и отражавший
точку зрения руководства внешней
политикой Советского Союза, давал
следующее определение
Более приемлемым представляется определение дипломатии, данное германскими учеными: «Официальная деятельность лиц, которым поручается представлять государство в отношении других государств». Или польское определение: «Дипломатия – деятельность государственных органов, реализующих внешнюю политику государства» [25, с. 9].
«Дипломатия – считают английские авторы Д. Вуд и Ж. Серре – это искусство разрешения международных разногласий мирными средствами. Дипломатия – это также техника и мастерство, гармонично воздействующие на международные отношения и подчиняющиеся правилам и обычаям. Дипломатическая деятельность всегда носила ярко выраженный ритуальный характер. В процессе развития международных отношений происходят становления интересов государств, правительств и международных организаций, поэтому их представители и дипломаты, выполняя указания своих правительств, используют традиционные методы в стремлении найти взаимоприемлемые для различных сторон решения, если необходимо, и интересы национального престижа» [14, с. 11].
Наше определение может показаться громоздким и слишком прагматичным, но оно подводит к пониманию следующих, производных от «дипломатии» понятий и терминов: «дипломатия – это профессиональная деятельность государственных органов и чиновников по представительству и защите интересов государства и его граждан в отношениях с другими государствами».
Можно согласится и с приведенным выше утверждением о том, что дипломатия – это искусство. Дипломатия, часть политики, и как вся политика – искусство возможного. Эти понятия и посылка слишком абстрактны, чтобы ими пользоваться в логических и аналитических действиях. Но суть дела имеет довольно строгую форму и осязаемое содержание, если поставить вопрос иначе – что такое искусство дипломатии. Искусство дипломатии – это совокупность правил, традиций, методов и приемов, регламентирующих дипломатическую деятельность [20].
Теперь несложно дать определение понятию «дипломат»: «государственный чиновник, постоянно или временно занимающийся дипломатической деятельностью, овладевший (или овладевающий) искусством дипломатии». Иными словами, чиновник, профессионально представляющий и защищающий интересы своего государства и соотечественников за рубежом [23, с. 51].
Дипломаты или иностранные агенты, как их называли в прежние времена, являются представителями своего государства перед лицом граждан и институтов другого государства. Воздаваемые им уважение и почести обращены к представляемому ими государству и главе этого государства, представителями которого они являются. Правила дипломатического общения не разделяют государства на сильных и слабых, даже враждующим нациям они предписывают взаимное уважение. Это, конечно, только формальность, которая, по существу, еще ничего не предрешает, но она свидетельствует об уважении достоинства и независимости каждого народа, что уже само по себе не мало.
В обыденном сознании доминирует убеждение, что дипломаты добиваются целей, поставленных перед ними их правительствами, путем хитроумных приемов, искусно скрывая свои истинные намерения и вводя в заблуждение собеседников, глав представительств, министров и своих коллег.
Так действительно было в
эпоху зарождения и становления
дипломатии. Но в настоящее время
одним из наиболее важных качеств
дипломатической профессии
Дипломат прежде всего – чиновник, выполняющий указания своего начальства, руководствующийся законами государства, постановлениями и инструкциями правительства. Эта сторона его деятельности требует от дипломата таких черт, как уважение к закону, исполнительность, дисциплинированность, собранность. С другой стороны дипломат – это интеллектуал, обладающий познаниями во всех сферах общественной жизни, человек высокой культуры, способный к интеллектуальному труду: анализу, исследованию, обобщению, письменному и устному изложению постигнутого. Сочетание этих качеств позволяет дипломату достойно представлять свое государство и нацию в международном общении.
Можно подумать, что потребуется слишком много времени на приобретение этих разнообразных качеств хорошего дипломата и что приобретать их можно до конца карьеры. Безусловно нужно иметь определенную склонность к дипломатической работе, привлекательные стороны которой непременно сопровождаются многочисленными огорчениями во время пребывания за границей, в обстановке, резко отличной от условий своей страны и требующей от непривычного человека длительной адаптации. Как правило, характер дипломата формируется во время учебы и приобретения опыта работы на низких должностях, с которых он начинает свою карьеру.
В наше время много вопросов международной жизни решается руководителями государств, министрами, другими членами правительства, специальными дипломатическими миссиями на глазах общественности, поэтому иногда делается вывод, что роль профессионального дипломата сошла на нет. Но интерес к многосторонним международным конференциям и встречам на высоком уровне проявляется лишь в столицах крупных государств. В большинстве стран пребывания дипломатических представителей такие конференции вообще не проводятся. С другой стороны эти конференции продолжаются лишь в течение нескольких дней. В этот период дипломатические представительства, естественно, оказываются на втором плане. Они, однако, играют важную роль в подготовке таких встреч, оказывают помощь министру в ходе дебатов, им часто поручается работа, связанная с заключительными деталями и с наблюдением за выполнением в принципе одобренных соглашений. Эти конференции не только не преуменьшают роль дипломатических представительств, а, наоборот, объем их работы и ответственность возрастает.
Аналогичная ситуация возрастает
при осуществлении визита главы
государства или главы
Рассматривая в таком свете дипломатию можно обнаружить тождество этого понятия с термином «дипломатическая служба». Служба, служение своему народу и есть профессиональная деятельность дипломата. Одновременно под дипломатической службой понимается структура специальных органов государственного управления и представительства, а также специалисты, занятые в этих органах.
Дипломатическая служба Республики Беларусь является видом службы в государственном аппарате и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате», Положением о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, настоящим Положением и другим законодательством Республики Беларусь.
Систему дипломатической
службы Республики Беларусь составляют
Министерство иностранных дел, дипломатические
представительства и
Целью дипломатической службы является использование мирных и целесообразных методов примирения различных интересов, укрепление дружественных связей с союзными правительствами, развитие дружественных отношений с нейтральными странами, а также для того, чтобы добиваться уважения со стороны всех остальных правительств и народов. Дипломатия начинаеится с действий определенных правительственных структур, государственных деятелей, чиновников. Министр иностранных дел – обычно, главный дипломат государства. Он лично выполняет многие дипломатические функции : ведет переговоры и переписку с министрами иностранных дел и послами других государств, анализирует и оценивает складывающуюся внешнеполитическую ситуацию, докладывает свои оценки и предложения высшему руководству страны, руководит всей дипломатической службой своего государства. Аппарат министерства помогает ему в этой деятельности.
2 Дипломатия и международные отношения
Дипломатия пронизывает
практически все сферы