Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа
Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.
Провозглашение Республики Беларусь положило начало современной белорусской дипломатии.
ГЛАВА II ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
1 Установление дипломатических отношений.
Назначение дипломатических представителей
Несмотря на кажущуюся завершенность процесса образования государств политическая карта мира продолжает претерпевать изменения. В результате происходящих в отдельных странах социально-политических событий, их экономического, этнического развития, борьбы народов за независимость появляются новые государственные образования, старые государства становятся подчас достоянием истории.
Логическим следствием появления
нового государства является его
признание членами
В современном международном
праве установлены следующие
виды дипломатических
За последние годы резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. В настоящее время миссии стали весьма редки.
Все дипломатические
Дипломатическое представительство
может возглавлять Чрезвычайный
и Полномочный Посол, Чрезвычайный
и Полномочный Посланник, Поверенный
в делах. Глава дипломатического
представительства назначается, как
правило, главой государства. Дипломатический
представитель в одном
Глава дипломатического представительства
– это единственное лицо, которое
представляет свое государство в
государстве пребывания по всем вопросам.
Глава дипломатического представительства
является также высшим представителем
по сравнению со всеми другими
представителями данного
Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г. между дипломатическими представителями разных классов не должно проводится никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.
В настоящее время поверенные
в делах и посланники назначаются
весьма редко. Обычно государства обмениваются
послами, что соответствует принципу
суверенного равенства
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах – при министре иностранных дел страны пребывания.
Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных сторон. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:
Запрос агремана – согласие государства пребывания на назначение именно данного гражданина в качестве главы дипломатического представительства. Форма запроса – совершенно произвольная, иногда его направляют с вербальной нотой, в других случаях передают в Министерство иностранных дел письмо от Министерства иностранных дел направляющей страны. У некоторых стран существует традиция в отношениях между собой делать устный запрос.
Ответ, т. е. агреман на диппредставителя, направляется в той же форме, что и запрос. Обычно он дается в течение одной-двух недель. Отказ в агремане, что случается крайне редко, не объясняется и не мотивируется. Однако дипломатическая практика свидетельствует, что круг причин для отказа в агремане не широк, они сводятся к следующим: кандидат в диппредставители воевал против страны его предстоящей аккредитации, совершил преступление против народа или властей этой страны, вмешивался в ее внутренние дела, нанес оскорбление главе государства, поддерживал каких-либо повстанцев, заговорщиков, сепаратистов. Наконец, причиной в отказе агремана новому послу может быть нежелание принимающей стороны поддерживать в дальнейшем с направляющим государством дипотношения на уровне послов.
В случае положительного ответа на запрос агремана принимается решение о назначении дипломатического представителя. Это может быть указ президента, как, например в России, Беларуси, или постановление правительства, как в Англии, Германии. После этого решение о назначении посла публикуется в печати. Публикация фамилии будущего диппредставителя до получения агремана на него считается грубым нарушением этики межгосударственных отношений, проявлением неуважения к принимающей стороне.
Посол и посланник перед отъездов в страну пребывания получают у главы государства верительную грамоту, которая свидетельствует о доверии главы государства своему диппредставителю за рубежом. Верительная грамота – документ, удостоверяющий представительский характер дипломатического представителя и аккредитующий его в иностранном государстве. Верительные грамоты подписываются главой государства, назначающего дипломатического представителя, и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя. Верительные грамоты скрепляются подписью министра иностранных дел.
Составными элементами верительных
грамот являются: соответствующее конституции
или другому основному закону
страны, принимающей дипломатического
представителя, титулованные главы
этого государства; фраза, мотивирующая
назначение дипломатического представителя,
в редакции которой отражается состояние
дипломатических отношений
Верительные грамоты выдаются
главам дипломатических
Верительная грамота определяет общие полномочия дипломатического представителя. В случае поручения дипломатическому представителю вести переговоры по какому-либо вопросу и подписать какое-либо соглашение или договор ему выдаются специальные для такого конкретного случая полномочия от имени правительства.
Сотрудники посольства (миссии, постпредства) назначаются министром иностранных дел. В страну пребывания они въезжают по обычным визам. В некоторых странах делается исключение для военных атташе: на них также требуется агреман. Список сотрудников диппредставительства с указанием должности, состава семьи и домашнего адреса представляется в МИД страны пребывания, на основании этого списка они включаются в состав дипломатического корпуса, получают соответствующие удостоверения от местных властей – дипломатические карточки – пользуются на этом основании льготами и иммунитетом.
Основанием прекращения деятельности дипломатического представителя (посла, посланника или поверенного в делах) чаще всего является отозвание его аккредитующим государством в порядке замены, реже – если он утратил доверие страны пребывания и объявлен нежелательным лицом (persona non grata). Прекращения деятельности дипломатического представителя может иметь место, если: произошел разрыв дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; между государствами объявлено состояние войны; прекратило существование в качестве субъекта международного права либо государство, назначившее главу дипломатического представительства, либо государство, принявшее его. В указанных случаях заинтересованные государства, как правило, обмениваются нотами [13, с. 143].
Аккредитующее государство
может назначить главу
2 Структура дипломатических представительств
Штат дипломатического представительства
состоит из его главы, дипломатического,
а также административно-
Как уже отмечалось выше,
возглавляет
Руководство аппаратом