Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления, составляет инновационную программу. Инновационные программы в зависимости от уровня принятия решения и охватываемых сфер могут подразделяться на: федеральные и президентские; региональные; отраслевые. Для решения задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ осуществляется разработка и реализация целевых инновационных программ. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников.

Содержание

1. Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города.
2. Анализ и планирование бюджета города.
3. Задача.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

осипенко силантьев.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, сами институты власти должны располагать информационно-статистическими индикаторами для принятия решений в области инноваций. Речь идет о статистике, отражающей набор интеллектуальных возможностей общества, позволяющей эффективно использовать свои ресурсы и производить международные сопоставления для определения ниш на рынке интеллектуальных продуктов. Набор унифицированных показателей включает в себя показатели деятельности фундаментальной и прикладной науки, масштабов опытно-конструкторских работ, подготовки специалистов, отношения общества к науке и т.д.

Механизм выработки и реализации селективной научно-технической и инновационной политики на федеральном и региональном уровнях должен совершенствоваться в направлении создания эффективной законодательной базы инновационной деятельности, активизации программной, прогностической деятельности органов государственной власти, проблем венчурного финансирования инновационных проектов.

Таким образом, можно резюмировать, что в целом государственное воздействие на инновационные процессы призвано корректировать рыночную самоорганизацию предпринимательских структур, осуществляющих инновации. В частности, это выражается в формировании благоприятной инновационной инфраструктуры - сети объектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности. Меры государственной инновационной политики могут быть и содействующими созданию благоприятной для инноваций социально-экономической среды, и непосредственно инициирующими и регулирующими инновационные процессы. Стратегической целью региональной инновационной политики является создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу, а также позволяющей сохранить уникальный набор научных и инженерных школ.

Территориальный принцип реализации инновационной политики предполагает использование возможностей кластеров научного и промышленного потенциала в этом регионе. При этом инновационная политика на региональном уровне служит для поддержания институционального пространства, в котором рост производительности труда является нормой экономического развития.

 

Формирование региональной инновационной системы

Формирование территориальных инновационных систем является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Их создание призвано обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Формирование инновационных систем, в первую очередь, предусматривает: 1) создание благоприятной экономической, правовой, инновационной сред; 2) построение инновационной инфраструктуры; 3) совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Задачами, которые необходимо решать при разработке концепции формирования региональной инновационной среды, в современных условиях являются:

во-первых, определение структуры инновационной среды региона: субъектов инновационной деятельности и их организационно-экономических форм, институциональных условий инновационной деятельности, учитывающих региональные особенности размещения и развития научного и образовательного потенциала в условиях рыночной экономики, групп населения, имеющего разный квалификационный уровень и мотивации к восприятию новшеств;

во-вторых, разработка методики анализа накопленных научно-информационных и инвестиционных заделов и условий их преобразования в инновационные товары;

в-третьих, анализ системных противоречий в инвестиционной среде региона как причин невосприимчивости инноваций; разработка принципов трансформации инновационной среды региона, адаптированной к рыночным условиям;

в-четвертых, исследование структуры потенциала инновационной среды региона и её соответствия спросу на отдельные виды инноваций на товарных и региональных рынках для создания конкурентоспособных товаров на основе высоких технологий;

в-пятых, разработка предложений по формированию инновационной среды региона для органов управления разного уровня, а именно: по совершенствованию действующего механизма государственной поддержки инновационных проектов; по привлечению предпринимательских структур региона и местных администраций к стимулированию разработки комплекса новшеств для производства новых товаров и повышения конкурентоспособности традиционных товаров с помощью инноваций.

На этой основе можно проиллюстрировать механизм формирования региональной инновационной среды (рис. 2). Нельзя не заметить, что структуры инновационной среды и инновационной системы региона являются пересекающимися, так как содержат общие элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура инновационной среды представлена всеми активными элементами - хозяйственными субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, обеспечивающими генерацию, распространение, коммерциализацию инноваций, органами власти и партнерствами между ними. Структура инновационной среды может функционировать на основе формирования  региональных кластеров и включать элементы институционального пространства региона. Организация инновационной среды базируется на активном проведении комплекса упреждающих экономическое поведение воздействий - стратегического прогнозирования, планирования и инновационной политики.

 

Одной из форм прямой поддержки инновационных процессов является формирование инновационной инфраструктуры, в том числе центров распространения нововведений и консультационных центров, рынка инноваций, системы государственной экспертизы.

 

Производственно-технологическая

Государственный научный центр (ГНЦ) – статус научной организации, которая: - имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование; - располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации; и - научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

Статус ГНЦ присваивается по результатам конкурсно - экспертного отбора научной организации, которая имеет уникальное опытно – экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научно – техническая деятельность которой получила международное признание.

Государственные научные центры РФ были созданы для сохранения в России ведущих научных школ мирового уровня, развития научно-инженерного, технологического потенциала страны в области фундаментальных, прикладных исследований и подготовки научных и инженерных кадров.

Важнейшие направления деятельности ГНЦ: ядерная физика, атомная наука и техника, химия и новые материалы, авиация, космос, судостроение, транспорт, информатика и приборостроение, биотехнология, опто- и фотоэлектроника, робототехника и машиностроение, навигация и акустика, водоснабжение и гидрогеология, энергетика и электротехника, металлургия, строительство, метеорология, вирусология, медико-биологические проблемы, селекция растений.

Система ГНЦ - важнейший элемент национальной инновационной системы в области генерации знаний; перевода этих знаний в наукоемкий товар и подготовки научных и инженерных кадров.

Ассоциация государственных научных центров объединяет 58 научных организаций России, которым Правительством Российской Федерации присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации (ГНЦ). Научные центры представляют собой, крупные научно-инженерные и технологические комплексы, выполняющие полный цикл работ от фундаментальных и поисковых исследований до создания новых образцов техники и промышленных технологий в интересах экономики национальной безопасности и оборонно - способности страны.

Поскольку попытки копирования зарубежного опыта оказались не вполне продуманными и поэтому не слишком успешными, в 1997 году государство выступило с новой инициативой - создания отечественного варианта инновационной инфраструктуры в области высокотехнологичного бизнеса, которая получила название инновационно-технологических центров (ИТЦ). ИТЦ - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия. Как правило, ИТЦ организуются на свободных площадях организаций, которые сами не способны их содержать. В настоящее время создано 18 ИТЦ с привлечением федеральных ресурсов и еще 17- за счет средств регионов.

ИТЦ оказывают комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям: помимо сдачи помещений в аренду, они предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития. Эффективность деятельности ИТЦ оказалась достаточно высокой: в течение трех лет налоги, выплаченные развивающимися фирмами, компенсировали государственные вложения в создание инфраструктуры.

В идеале все ИТЦ должны стать связующим звеном между расположенными в них малыми предприятиями и научно-образовательными структурами, с одной стороны, и промышленностью – с другой. Неслучайно поэтому, что логика развития привела к образованию на базе наиболее мощных из них инновационно-промышленных комплексов (ИПК). В целом ИПК должны способствовать росту объема продаж ИТЦ. Первые четыре инновационно-промышленных комплекса были созданы в 1999 году на базе наиболее сильных ИТЦ (в Москве, Зеленограде и Санкт-Петербурге). Предполагается, что ИПК – это следующий шаг в развитии инновационной инфраструктуры, поскольку институциональное объединение организаций, «отвечающих» за различные стадии инновационного цикла, должно сократить сроки создания, промышленного освоения и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

В 1999 году стал обсуждаться проект формирования еще одной инновационной структуры – Федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). Статус Центра должен присваиваться научным организациям, обеспечивающим решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Фактически каждый из создаваемых ФЦНВТ должен отвечать за развитие конкретной отрасли промышленности и превратиться со временем в крупную промышленную корпорацию с сильной внутрифирменной наукой. Придание статуса ФЦНВТ означает в первую очередь не столько гарантированное государственное финансирование, сколько предоставление различного рода льгот. Уже составлен перечень из 10 важнейших проблем, на решение которых должны ориентироваться ФЦНВТ, а также критерии отбора институтов. Среди них названы такие, как существование устойчивой кооперации НИИ-производство-вуз, имеющийся опыт работы этого конгломерата на рынке, а также наличие рынка для предлагаемой к массовому выпуску наукоемкой продукции. Ожидается, что уже через 3-4 года такие центры преобразуются в современные корпорации, гармонизированные в плане технологической среды с ведущими корпорациями мира. Через пять-десять лет при участии 20-30 ФЦНВТ станет возможным увеличение доли России в мировом экспорте до 8-10%.

В принятом за рубежом понимании технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности. Фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций - проводить исследования и разработки, выпускать готовую продукцию, оказывать сервисные услуги, заниматься посреднической деятельностью. Технопарк объединяет как начинающие компании, так и фирмы с налаженным производством и стабильной рыночной “нишей”. Функционирование технопарка основывается на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения нововведений в сферу материального производства.

Основные задачи создания технопарков:

  • превращение знаний и изобретений в технологии;
  • превращение технологий в коммерческий продукт
  • передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
  • формирование и рыночное становление наукоемких организаций;
  • поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечения в регионы высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Промышленным организациям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для ускорения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях.

 

Рис.1 Обобщенная структура технопарка

 

Технопарки можно классифицировать по следующим группам:

  1. исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей;
  2. научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержки государством и бизнесом;
  3. технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки;
  4. промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Информация о работе Инновационная программа как инструмент реализации стратегии развития города