Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:48, контрольная работа
Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.
Введение
3
Глава 1. Китай в глобальной экономике
5
1.1. Ресурсы и возможности
6
1.2. Синергия Большого Китая
10
Глава 2. Путь в Америку
12
2.1. И числом, и уменьем
16
2.2. Фабрика мира
19
2.3. Рабочие места
23
Заключение
25
Список литературы
Этим экономическим системам, которые все больше объединяются в единый комплекс (Сингапур вовлечен несколько в меньшей степени) и се более зависимыми от бизнеса материкового Китая, присущие синергические признаки капитала, навыков, знаний, человеческих ресурсов, которые могут обеспечить невиданные ранее в развивающихся странах масштабы и темпы развития. Объем продаж Большого Китая (КНР, Гонконг, Тайвань и Сингапур) составляет почти 1,4 трлн. долларов, уступая лишь Европейскому Союзу и Соединенным Штатам и в два раза превышая объем продаж Японии. В условиях мировой экономики, которая приобретает все более глобальный характер, этот объем закладывает основы мощного рыночного влияния, поскольку решения других стран - участников рынка по вопросам, связанным с торговлей и экономикой, обусловлены широким контекстом них интересами в сфере экспорта. Большой Китай становится центром еще более крупной и быстроразвивающейся экономики Азии: материковым Китай уже является самым крупным экспортным рынком Южной Кореи, в то время как Большой Китай представляет собой крупнейший рынок практически для всех остальных стран Азии.
Глава 2. Путь в Америку
В XIX веке слабый Китай был вынужден принять под давлением Запада целый ряд неравных и унизительных договоров, заставляющих страну открыть двери иностранной торговле. Одно из подобных соглашений было подписано с Соединенными Штатами, Проблема заключалась в той, что Запад, стремясь заполучить такие китайские товары, как чай и шелк, взамен мог предложить лишь немного того, что действительно интересовало бы китайцев (это часть истории о том, как англичане были вовлечены в торговлю опиумом). По прошествии почти двух веков торговля между бывшими соперниками процветает, и опять создается впечатление, что американцы больше заинтересованы в китайских товарах, чем китайцы в американских. Сегодня уже продавать товары стремится Китай, и находящиеся в американских и европейских портах товары китайского производства отнюдь не ограничиваются чаем и шелком.
Рис. 1. Торговый баланс Китая с США
На рис. 1. приведены графики, отображающие объем товаров и услуг, продаваемых Китаем Соединенным Штатам. Цифры относятся не только собственно к Китаю (Китайской Народной Республике, сокращенно КНР), но и к Большому Китаю (включая Гонконг, Тайвань и Макао, за исключением Сингапура). Приведенные данные свидетельствуют об усилении процесса интеграции экономических систем Китая и подтверждают обоснованность основной претензии со стороны U.S. China Business Council, американской торговой группы, в состав которой входят основные американские экспортеры товаров в Китай. Суть претензий заключается в том, что данные по КНР искажены, так как не учитывают роли Гонконга как перевалочного пункта. (То есть немалая часть экспорта из Китая идет через Гонконг, и большое количество товаров, экспортируемых США и предназначенных для материкового Китая, разгружается в Гонконге.) «Мы включаем услуги, потому что, в отличие от сферы продажи товаров, где наблюдается хронический дефицит, в области торговли услугами (перевозки и консультации) США располагают значительным активным балансом» »[15, c. 38].
Члены U.S. China Business Council также считают, что дефицит торговли США с Китаем искусственно завышен, поскольку Соединенные Штаты учитывают импорт и экспорт иным образом: импорт учитывается на условиях СИФ (включая стоимость, страхование и фрахт), а экспорт учитывается на условиях ФАС (франке вдоль борта судна). U.S. China Business Council утверждает, что перерасчет импорта и экспорта на условиях ФОБ (франко-борт) увеличил бы объем экспорта на 1% и уменьшил бы объем импорта на целых 10%»[15, c. 44]. Но даже в этом случае активное сальдо торгового баланса Китая с США осталось бы значительным, и с учетом уровня роста дефицита новые цифры отражали бы всего лишь данные за шесть месяцев. Более того, подобная корректировка показателей торговли США не изменила бы позиции Китая по отношению к другим американским торговцам. Оборонительная позиция U.S. China Business Council является разоблачающей и наводит на мысль о влиятельных лобби, «обрабатывающих». Китай, в число которых входят такие главные экспортеры китайского рынка, как Воеing, и компании, конкурентоспособность которых зависит от китайского импорта.
Отдельные составляющие дефицита, в частности китайский импорт в США, не менее важны, чем общие цифры торгового дефицита. Согласно данным подразделения внешней торговли Бюро переписи США, все четыре основные категории импортируемых из Китая в 2003 году товаров носили технологический характер: разнообразные промышленные изделия - 28,5 млрд. долларов (стоимость на условиях СИФ), оборудование для офисов и автоматической обработки данных - 24,3 млрд. долларов, телесвязь и оборудование для звукозаписи - 17,5 млрд. долларов, электрооборудование - 12,6 млрд. долларов. Такие трудоемкие категории, как одежда и обувь, занимают пятое и шестое места - 12,6 и 11,1 млрд. долларов соответственно, продолжая понижающуюся шкалу по категориям, но не по объему»[15, c. 56]. В 1999 году, к примеру, текстиль, одежда (вместе) и обувь занимали, соответственно, второе и третье места.
Мнения экономистов в
2.1. И числом, и уменьем
Давление Китая на рынки США будет только усиливаться. Компании, которые до сих пор сомневались по поводу перемещения производства в страну из-за соглашений с профессиональными союзами или страха отрицательной реакции потребителей сейчас понимают: если они хотят остаться в бизнесе, подобное решение может быть единственно правильным. Компании, первоначально защищенные от китайской конкуренции высокими транспортными расходами, оказываются на линии огня, поскольку для китайской стороны эти расходы снижаются, а производительность возрастает. Другие следуют за своими промышленными клиентами, которые переехали в Китай и которым необходимы поставщики и услуги именно там. Даже компании, обслуживающие военно-промышленный комплекс США, сейчас осознают, что выбор не велик, хотя настойчиво пытаются сохранить основное производство в своей стране. Вслед за этим консультанты и другой обслуживающий персонал, обеспечивающие поддержку основного производства, приходят к выводу, что Китай, как и некоторые другие страны с дешевой рабочей силой, является хорошей базой для поддержки производства, расположенного за рубежом.
«Огромный объем хорошо известных
товаров китайского производства, импортируемых
в Соединенные Штаты, вряд ли сократится»,
- писал Даниэль Вебстер, государственный
секретарь в администрации
В то время как развитые страны тешат себя надеждой (совершенно напрасно), что Китай угрожает лишь только трудоемкой сфере их экономическим систем, развивающиеся страны не могут позволить себе подобную роскошь. Развивающимся странам приходится бороться за долларовые инвестиции развитых стран, и они с трепетом наблюдают, как иностранные инвесторы сворачивают операции на собственных рынках и переносят производство в Китай. Его приоритет - более низкий уровень затрат на рабочую силу, современная инфраструктура, эффект масштаба и интеграция - достаточен для того, чтобы затмить подобные преимущества таких стран, как Мексика, которая опиралась па выгодное географическое положение и преимущества Североамериканского соглашения о свободной торговле (МАРТА) как на своего рода страховой полис на рынке США. Сейчас они понимают, что выплаты по этому полису не гарантированы.
Для формирующейся и развивающейся экономики Азии влияние Китая является не столь однозначным. Несмотря на то, что азиатские страны продолжают терять иностранные инвестиции в пользу своего влиятельного соседа, страна становится катализатором роста для целого региона и дополняет, если не заменяет, рынки развитых стран. (Например, Китай в настоящее время является крупнейшим внешним рынком Южной Кореи, вытеснив с этой позиции США). За исключением Японии, большая часть азиатских стран имеет активное сальдо торгового баланса с Китаем и, таким образом, не рассматривает китайский импорт как непосредственную экономическую угрозу. Тем не менее, бурное развитие экономики Китая заставляет беспокоиться азиатские страны, поскольку некоторые из них лишь ненамного опередили его в своем экономическом развитии и, следовательно, довольно уязвимы в данной ситуации. Кроме того, определенные круги серьезно обеспокоены действиями деловой китайской элиты, особенно в мусульманских странах Индонезии и Малайзии. Существует также и опасение, что в результате экономического подъема выиграет лишь китайская элита, в то время как большинству населения придется удовлетвориться низкооплачиваемой работой на производствах, перенесенных в Китай. Наконец, азиатские страны обеспокоены изменением геополитической ситуации: после Второй Мировой Войны под подозрением находилась Япония, основанием для чего служили некоторые аспекты политики довоенного и военного периодов, но Япония не обладала достаточной военной мощью и к тому же была близким союзником США. Китай же, несмотря на то, что его политика исторически не носила экспансионистский характер, до сих пор остается коммунистической страной с самой многочисленной действующей армией в мире и амбициозными геополитическими устремлениями.
Влияние КНР повлечет за собой многочисленные последствия мирового масштаба: повышение цен на энергоносители и предметы широкого потребления, которые поглощает быстроразвивающаяся китайская экономика, необходимость «дислокации» рабочей силы в регионы и отрасли, неспособные к конкуренции или реструктуризации, волны эмигрантов из Центральной Америки и других стран вследствие развала традиционных для них трудоемких производств и в результате - новый геополитический порядок, в котором Китай будет занимать одну из ведущих позиций.
2.2. Фабрика мира
Возьмите в руки любую игрушку, и вы наверняка обнаружите ярлык «Сделано в Китае». Это не удивительно. Китай производит семь из десяти традиционных игрушек, которые продаются в мире. Казалось бы, это не вызывает беспокойства Соединенных Штатов, которые уже давно уступили производство игрушек другим странам, таким как Южная Корея, Гонконг и Тайвань, и которые, в свою очередь, вынуждены теперь соперничать с новым конкурентом - Китаем. Американские гиганты в производстве игрушек, остаются конкурентоспособными благодаря перемещению производства в экономически более выгодные регионы, сохраняя при этом дизайн, развитие производства и маркетинговые технологии под защитой могущественной торговой марки. Производство игрушек использует по большей части элементарные технологии, не является стратегическим и не имеет ничего общего с вопросами национальной безопасности. То же относится и к таким трудоемким отраслям промышленности, как производство текстиля, которые были свернуты в США, перенесены на другие рынки или для поддержки которых используется в основном труд иммигрантов.
Однако Китай занимается не только игрушками. Сегодня он является главным игроком в тех сферах производства, которые до сих нор существуют в Америке и Европе (например, массовое производство бытовой техники), причем детали китайского производителя широко используются конкурирующими компаниями. Следующим этапом будет заключение субдоговоров па весь производственный цикл под брендом зарубежных компаний, осуществляющих контроль за производством и маркетингом. При экспорте продукции обратно в страну почтенные компании из развитых стран столкнутся с конкурирующей продукцией нового племени китайских производителей, предлагаемой под их собственным брендом и в некоторых случаях созданной на американской «почве». Китай быстро занимает нишу в капиталоемких отраслях промышленности, таких как автомобилестроение, а также в отраслях, связанных с применением высоких технологий. Некоторые из них, к примеру, производство телевизоров с плоскими экранами, могут иметь стратегическое применение. На долю Большого Китая сегодня приходится более 8% мирового экспорта товаров, причем доля материкового Китая составляет более 6%, что может казаться незначительным, если не принимать во внимание кривую роста: в 1996 году эти цифры составляли менее 3%»[7, c. 116].
Перенос производства на территорию
Китая обусловлен и значительными
изменениями в глобальных цепочках
поставок. На протяжении двух десятилетий
наблюдается тенденция
Информация о работе Китай в глобальной экономике. Путь в Америку