Классификация наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель, разделив науки на три группы: теоретические, практические и поэтические. В средние века этой проблеме уделили внимание арабские мыслители: аль-Кинди выделил три ступени научного знания (первая – логика и математика, вторая – естественные науки, третья – метафизика, определив философию как «знание обо всём»); аль-

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация наук.docx

— 23.24 Кб (Скачать файл)

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК способ упорядочивания множества наук на основе  реализации  социальной  потребности  найти  взаимосвязь  и  системную целостность наук. В истории науки существовало  несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель, разделив науки на три группы: теоретические, практические и поэтические. В средние века этой проблеме уделили внимание  арабские мыслители: аль-Кинди выделил три ступени научного знания (первая – логика и математика, вторая –  естественные науки, третья – метафизика, определив философию как «знание обо всём»); аль-Фараби классифицировал науки по четырём разделам (первый – наука о языке, второй – логика, третий – математика, наука о звёздах, физическая география и др., четвёртый – естественные науки и метафизика); Авиценна все  знания подразделил на теоретические и практические. В средневековье в Европе сложилась система наук («свободные искусства) – грамматика, диалектика и риторика – «тривиум» наук, и арифметика, геометрия, астрономия и музыка – «квадриум» наук, над которыми возвышалась «верховная наука» – теология. В Новое время интерес к классификации наук проявил Ф. Бэкон, взяв за основу несколько критериев: 1) объект изучения  – природа, человек, Бог; 2) познавательные способности человека – память,  разум,  воображение  и  вера.  Наличие  памяти  обеспечивает  появление истории, разума – философии, воображения – поэзии, веры – теологии. Представители французского Просвещения в рамках своей «Энциклопедии» выделяли математику, физику, химию, физиологию. Сен-Симон предложил классификацию наук по аналогии с классовой структурой  общества: рабовладельческо-феодальное общество – теология, капитализм – позитивизм. Фундаментальную классификацию наук предложил Гегель, разделив «реальную философию» на «философию природы» и  «философию духа», при этом «философию природы», в свою очередь, разделил на механику, физику и органическую физику, а «философию духа»– на субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность)  и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В XIX в. О. Конт  разделил все науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, разделил на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки представил в виде ряда наук, построенных по степени абстрактности и сложности, причём движение шло от абстрактного к конкретному и от простого к сложному: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. При этом философии, как нау-ки, не было. Современный подход основан на идее Ф. Энгельса классифицировать науки по формам движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная) и опирается на следующие принципы: а) каждая форма движения материи имеет свой материальный носитель; б) каждая высшая форма движения материи есть синтез низших; в) высшие формы движения  материи нельзя  свести к низшим. Согласно Б.М. Кедрову,  наука – это ложный и разветвлённый организм, который схематически можно представить в двух срезах – вертикальном и горизонтальном. Вертикальный срез представлен науками, выражающими ступени всё более полного и глубокого знания одного и того же предмета (естествознание, технознание, человекознание). В рамках вертикального измерения выделяют фундаментальные и прикладные науки, точные и неточные. Горизонтальный описывается последовательным усложнением объекта науки. Но в целом сложная структура наук основана на формах движения материи. Осмысление необходимости разграничения естественных и социальных наук приходит в XIX в. В. Дильтей предложил разделить все науки на две большие группы: науки о природе и науки о духе. Эту же цель преследовали В. Виндельбанд и Г. Риккерт, предложив классификацию наук на основе методов исследования, при этом науки делятся на номотетические (ориентированные на открытие законов) и идиографические (описывающие события). В настоящее время наиболее признанной считается классификация наук, построенная на основе предмета исследования: науки о природе (естествознание), науки об обществе (социально-гуманитарное знание), науки об искусственно созданных объектах (технические науки), науки о  здоровье человека (медицинские  науки),  науки  о  количественных  отношениях  объективного  мира (математические науки). При этом каждая из областей науки может конкретизироваться  по  отдельным  дисциплинам, где  уместна  классификация по  формам движения материи. Кроме того, в современной науке для классификации применяется критерий удалённости от практики и все науки подразделяются на фундаментальные (цель постижения истины) и прикладные (цель – практическое применение).

К естественным наукам относятся  физика, химия, науки биологического ряда и др. Некоторые естественные науки, как, напр., космология, рассматривают  исследуемые ими объекты в  развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая антропология, формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как социология и экономическая  наука. Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных  естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве основной. Идея неопозитивизма о том, что физика является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни биология, ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное внутреннее единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной ряд «раньше—позже—одновременно», пространственные отношения «ближе—дальше», каузальное отношение, отношение «вероятнее, чем» и т.п.).

В число социальных наук входят экономическая наука, социология, политические науки, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что  они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным  оценкам, как и вообще к сравнительным  понятиям. К гуманитарным наукам относятся  науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), психология и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., история), другие — сочетают описание с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как  правило, не сравнительные, а абсолютные категории (временной ряд «было—есть—будет», пространственные характеристики «здесь—там», понятие предопределенности, или  судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более  разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое  только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше—одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.

Между собственно социальными  и гуманитарными науками лежат  науки, которые можно назвать  нормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно  социальным наукам, оценки (и их частный  случай — нормы), однако даваемые ими  оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании  абсолютных оценок нормативные науки  напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах  абсолютных категорий.

К формальным наукам относятся  логика и математика. Их подход к  исследуемым объектам настолько  абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

 

Особенности современной  науки

 

   Развитие науки  является частью общей динамики  современных цивилизационных процессов.  Мир становится единым, более  унифицированным, чем в прежние  времена. Эту важнейшую особенность  нынешней цивилизационной ситуации  сегодня все чаще называют  глобализацией. Для современного  цивилизационного пространства  характерны сложные, тесно переплетающиеся  взаимосвязи различных регионов  и различных сфер жизни, сверхсложная  техническая оснащенность общества, массивные процессы общепланетарного  значения, многоступенные каскады  реакций, сопровождающих то или  иное мировое событие.

   Современная наука  тоже изменяется в сторону  колоссального усложнения, ускоренной  динамики, наращивания технического  потенциала. Сегодня изменяется  и сама профессия ученого, его  образ жизни и действий.

   Основные тенденции  современной науки

   Среди главных  тенденций современной науки  чаще всего называют следующие:

   1) интеграцию;

   2) дифференциацию;

   3) математизацию;

   4) индустриализацию;

   5) информатизацию.

   В этом комплексе  важных тенденций новейшего времени  различимы как положительные,  так и отрицательные стороны.

   Интеграция науки.  Под интеграцией понимают тенденцию  объединения научного знания. Наука,  как и другие социальные сферы,  тоже глобализируется. Стираются  границы между прежде совершенно  различными дисциплинами. Это проявляется  в различных формах.

   А. Важнейшую роль  играют процессы взаимодействия  научных областей. Современная наука  богата различными плодотворными  междисциплинарными связями, которые,  связывают направления, ранее  развивавшиеся отдельно, — математику  и лингвистику, физику и химию,  математику и экономику и т.п.  Науки сходятся на едином изучаемом  объекте, на той или иной комплексной проблеме, обеспечивают одна другую методологической базой, оказывают друг на друга эвристическое, стимулирующее воздействие.

   Б. Проявлением  интеграции является, кроме того, отчетливое стремление к унификации  понятийного аппарата науки. В  связи с этим в нашей философско-методологической  литературе прошлых десятилетий  активно обсуждался вопрос о  т.н. общенаучных понятиях, примерами  которых являются система, структура,  энтропия, вероятность, алгоритм, информация.

   В. Ярким выражением  интегративной тенденции является  то, что на фоне общего массива  наук периодически возникают  и выдвигаются на роль объединяющего  центра определенные интегративные  науки, в которых производятся  широкие и перспективные обобщения.  Примерами таких наук и научных  подходов могут служить кибернетика,  общая теория систем, семиотика,  теория информации, синергетика.  Видимо, тяга к единству научного  знания столь сильна, что возникновение  подобных интегрирующих направлений  всегда вызывает оптимизм ученых  и философов и сопровождается  несколько завышенными ожиданиями.

   Дифференциация науки.  Это противоположно направленная  тенденция дробления научных  областей. Ко второй половине XX в.  возникла масса тонких подразделений  внутри наук (например, в физике: физика плазмы, физика твердого  тела, механика сплошных сред  и т.д.). Внутри наук нарастает  специализация, приводящая к тому, что традиционно сложившаяся  наука рассыпается на массу  узких областей с собственной  усложненной терминологией и  проблематикой, отделенных друг  от друга профессионально-институциональными  заслонами. Так, в наше время  в одной только геологии насчитывается  не менее 80 дисциплин! Все это  вызвано объективным требованием  концентрации усилий ученых на  точечных участках, и, конечно,  это в значительной мере повышает  эффективность научного поиска. Действительно, сегодня мы видим  продолжающийся прирост специальных  знаний. Но существуют и отрицательные  следствия — утрата стратегического  видения научного продвижения,  затруднение взаимопонимания ученых, нарастание потерь информации (феномены  пересечения одних и тех же  результатов в разных направлениях, невостребованность узких знаний  высокоспециализированных научных  областей). Сегодня многие исследователи  высказывают свои опасения по  поводу того, что дифференциация  в ряде научных областей явно  преобладает над интеграцией.  Например, в отношении медицинской  науки эту точку зрения проводят  Ю.П. Лисицын и В.П. Петленко.

   Математизация. Математизация — это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания. Общеизвестна огромная роль точных методов, математического моделирования, вычислительных экспериментов. Помимо естественных наук, которые существенно связаны с математикой, явление математизации коснулось и гуманитарных наук — истории, социологии, лингвистики и др. Интересные перспективы внедрения математики в гуманитарное знание связаны с разработкой новых неколичественных подходов в ряде математических направлений — теории множеств, топологии, теории графов и других, позволивших подойти к более точному изучению качественных аспектов и соотношений. Более общей стратегией, заключающейся в том, что научная проблема переводится на уточненный искусственный язык, является формализация (§ 2.7). Общий принцип формализационных подходов был разработан в математической логике. Формализация является также одним из опорных моментов тенденции информатизации, о которой речь пойдет чуть ниже.

   Индустриализация. Связи  науки и техники приводят к  взаимопроникновению этих областей  науки в технологию и технологии  в науку. Сегодня наука опирается  на мощную индустриальную базу. Для проведения экспериментов,  наблюдений, исследований моделей  теперь часто требуются колоссальные  специализированные установки и  коллективы обслуживающего персонала.

     Информатизация. Информатика — группа дисциплин, занимающихся изучением к совершенствованием информационных процессов и обслуживающих их технических систем. Информатизация — это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности — науке, управлении, образовании, производстве и т.п. Информатизацию науки можно считать специальным случаем ее общей индустриализации. Сегодня компьютер является необходимым инструментом в любых областях, науки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ, предоставление результатов, научную коммуникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.

   Однако, говоря об  общеизвестных достоинствах компьютеризации,  следует отметить и ряд негативных  моментов. Успехи информатизации  заставили человека слишком доверять  машине. Кроме того, ситуация в  ряде областей человеческой деятельности  показывает, что, к сожалению,  в них наметилась определенная  тенденция снижения собственного  профессионализма пользователей  информационных систем: человек  перестает проявлять инициативу  в обучении, анализе обстановки, принятии решений.

Информация о работе Классификация наук