В современной
науке изменилось понимание предмета
знания: им стала теперь не
реальность в чистом виде, фиксируемая
живым созерцанием, а некоторый
ее срез, полученный в результате
определенных теоретических и
эмпирических способов освоения
этой реальности. Наука перешла
от изучения вещей, которые
рассматривались как неизменные
и способные вступать в определенные
связи, к изучению условий,
попадая в которые вещь не
просто ведет себя определенным
образом, но только в них
может быть или не быть чем-то.
Поэтому современная научная
теория начинается с выявления
способов и условий исследования
объекта.. Зависимость знаний об
объекте от средств познания
и соответствующей им организации
знания определяет особую роль
прибора, экспериментальной установки
в современном научном познании.
Без прибора нередко отсутствует
сама возможность выделить предмет
науки (теории), так как он выделяется
в результате взаимодействия
объекта с прибором. Анализ конкретных
проявлений сторон и свойств
объекта в различное время,
в различных ситуациях приводит
к объективному "разбросу" конечных
результатов исследования. Свойства объекта
также зависят от его взаимодействия с
прибором. Отсюда вытекает правомерность
и равноправие различных видов описания
объекта, различных его образов. Если классическая
наука имела дело с единым объектом, отображаемым
единственно возможным истинным способом,
то современная наука имеет дело с множеством
проекций этого объекта, но эти проекции
не могут претендовать на законченное
всестороннее его описание. Отказ от созерцательности
и наивной реалистичности установок классической
науки привел к усилению математизации
современной науки, сращиванию фундаментальных
и прикладных исследований, изучению крайне
абстрактных, абсолютно неведомых ранее
науке типов реальностей - реальностей
потенциальных (квантовая механика) и
виртуальных (физика высоких энергий),
что привело к взаимопроникновению факта
и теории, к невозможности отделения эмпирического
от теоретического.
Современную
науку отличает повышение уровня
ее абстрактности, утрата наглядности,
что является следствием математизации
науки, возможности оперирования
высокоабстрактными структурами,
лишенными наглядных прообразов.
Изменились также логические
основания науки. Наука стала
использовать такой логический
аппарат, который наиболее приспособлен
для фиксации нового деятельностного
подхода к анализу явлений
действительности. С этим связано
использование неклассических (неаристотелевских)
многозначных логик, ограничения
и отказы от использования
таких классических логических.
приемов, как закон исключенного
третьего.
.