Конкурентные преимущества страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

Слово «конкуренция» произошло от латинского concurre, что значит сталкиваться. В данном случае речь идет о столкновении, соперничестве между субъектами рынка, их борьбе за наиболее выгодные условия осуществления сделок. (слайд 2)
Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе.
Стороны, участвующие в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам:
- масштабам соперничества;
- рыночной доле;
- стратегическим намерениям;
- прочности конкурентных позиций;

Вложенные файлы: 1 файл

Виды конкурирующих сил, действующих на мировом рынке и их учёт при формировании национальных конкурентных преимуществ.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Слово «конкуренция»  произошло от латинского concurre, что значит сталкиваться. В данном случае речь идет о столкновении, соперничестве между субъектами рынка, их борьбе за наиболее выгодные условия осуществления сделок. (слайд 2)

Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе.

Стороны, участвующие  в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам:

- масштабам соперничества;

- рыночной доле;

- стратегическим намерениям;

- прочности конкурентных позиций;

- типам конкурентных стратегий и поведения.

Общие правила осуществления  конкурентной борьбы гласят:

- не следует недооценивать конкурентов, даже если они загнаны в угол;

- нельзя без нужды нападать на сильных соперников, особенно не обладая стабильным конкурентным преимуществом;

- атаковать лучше слабую фирму, чем сильную;

- необходимо учитывать возможные ответные меры, ухудшающие ситуацию.

Также выделяют следующие  функции конкуренции: (слайд 3)

- Приводит к установлению единой рыночной цены.

- Дает импульс специализации, улучшению технологии производств.

- Стимулирует совершенствование конструкции и повышение качества выпускаемой, появление новой продукции, разнообразие ассортимента.

- Приводит к дифференциации субъектов экономической деятельности. В результате она вызывает постоянные перемены на рынке.

1 Конкурентные преимущества страны

 

Процветание стран создается, а не передается по наследству. Вопреки тому, на чем настаивают экономисты классической школы, оно не вырастает само собой из естественных богатств страны, ее трудовых ресурсов, установленных в ней ставок банковского процента или ценности ее валюты.

Конкурентоспособность страны зависит от того, насколько ее промышленность способна к обновлению и модернизации. Компании достигают преимущества над сильнейшими в мире конкурентами благодаря своей энергии и предприимчивости. Им выгодно иметь сильных соперников на внутреннем рынке, «агрессивных» отечественных поставщиков и требовательных отечественных потребителей.

В мире принимающей все  более глобальный характер конкуренции  роль национальных государств до сих пор становилась все более, а не менее значительной. По мере того как основное направление конкуренции все больше и больше смещалось в сферу приобретения и усвоения знаний, возрастала роль национального государства. Создание и поддержание конкурентного преимущества представляет собой в высшей степени локализованный процесс. Различия в национальных ценностях, культуре, экономических структурах, институтах и историческом прошлом, — все эти факторы играют определенную роль в достижении успеха в конкурентной борьбе. Существуют разительные отличия между отдельными странами в том, что касается характера конкурентоспособности; ни одна страна не может быть и не будет конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей экономики. В конечном счете страны добиваются успеха в отдельных отраслях экономики потому, что сложившаяся внутри них среда является наиболее ориентированной на будущее, наиболее динамичной и стимулирующей инициативу1.

 

2 Конкурирующие  силы, действующие на мировом  рынке

 

Для формирования национальных конкурентных преимуществ следует  учитывать конкурирующие силы, действующие на мировом рынке. Анализ сил конкуренции проводят с помощью метода, предложенного Майклом Портером, который учитывает 5 реальных сил, действующих на рынке (слайд 4). В этой модели значение и сила влияния каждого из факторов конкуренции меняется от рынка к рынку и определяет цены, издержки, размеры капиталовложений в производство и сбыт продукции и, в конечном счете, прибыльность бизнеса (рис. 1).

На рисунке изображены пять конкурентных сил, действующих  на мировом рынке, а именно:

1. Появление новых конкурентов.

2. Угроза замены данного  продукта новыми продуктами.

3. Сила позиции покупателей.

4. Рыночная власть  поставщиков

5. Конкуренция среди  производителей в самой отрасли.

Рис. 1 Конкурентные силы по М. Портеру

 

Соперничество внутри отрасли идет за укрепление своих рыночных позиций, за создание и развитие конкурентных преимуществ. (слайд 5)

Воздействие товаров-субститутов  – здесь понимается предложение  товаров фирмами, не входящими в  данную отрасль. Увеличение числа продуктов-заменителей в отрасли может существенно ограничить потенциал роста и прибыли в долгосрочной перспективе. (слайд 6)

Рыночная власть поставщиков  – их влияние определяется наличием альтернативных источников поставок с различными ресурсам, ценами и условиями. На разных рынках рыночная власть поставщиков не одинакова. Она высока в случае монополии на ресурсы и низка там, где на рынке работает большое число поставляющих фирм с товарами – заменителями. (Слайд 7)

Рыночная власть покупателя – «Покупатель голосует своим кошельком» за счет свободы и независимости выбора. Покупатели могут снижать цены, уменьшая тем самым прибыль компании. Рыночная власть покупателей также неодинакова: там, где власть поставщиков низка и присутствуют большие объемы стандартных товаров, которые можно без проблем приобрести у разных продавцов, рыночная власть покупателей обычно очень высока. (слайд 8)

Угроза появления новых  конкурентов – их влияние объясняется  тем, что их вхождение в отрасль (обычно с более новыми технологиями, товарами и способами продаж) перераспределяет рыночные доли и ограничивает прибыль уже существующих конкурентов. (слайд 9)

Все перечисленные факторы  создают условия для динамичного  развития конкуренции и «устаревания» имеющихся конкурентных преимуществ. Именно взаимодействие конкурентных сил по М. Портеру определяют потенциал рентабельности товарного рынка2.

 

3 Формирование национальных конкурентных преимуществ

 

Почему же определенные фирмы, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к  постоянному новаторству? Почему они непрерывно стремятся к совершенствованию своей деятельности, ведя поиск постоянно усложняющихся источников конкурентных преимуществ? Почему они способны преодолевать существенные барьеры, препятствующие осуществлению изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют успеху?

Решение этих проблем  неразрывно связано со способностью фирм учитывать постоянные возможности появления новых конкурентов, угрозы замены данного продукта новыми продуктами, зависимости от покупателей, поставщиков и внутриотраслевой конкуренции.

Также ответ на эти вопросы связан с четырьмя общими атрибутами национального государства — атрибутами, которые сами по себе и как система образуют «бриллиант конкурентного преимущества страны», или «национальный ромб», то «поле для игры», которое каждая страна создает и использует для развития различных отраслей своей экономики (слайд 10). Эти атрибуты таковы:

1. Состояние факторов  производства. Обеспеченность страны  факторами производства, такими, как квалифицированная рабочая сила или инфраструктура, необходимая для конкурентоспособности данной отрасли экономики (слайд 11).

2. Состояние спроса. Характер  спроса внутреннего рынка на  продукцию или услуги данной отрасли (слайд 12).

3. Состояние смежных  и вспомогательных отраслей. Наличие или отсутствие в стране отраслей-поставщиков и других смежных отраслей экономики, конкурентоспособных на международном уровне (слайд 13).

4. Стратегия, структура  и соперничество фирм. Существующие  в стране условия, определяющие методы создания фирм, их организацию и управление, а также характер соперничества на внутреннем рынке. Эти определяющие факторы создают ту среду, в которой фирмы данной страны рождаются и учатся вести конкурентную борьбу (слайд 14).

Каждая вершина этого  «бриллианта» — и весь «бриллиант» как единая система — оказывает влияние на существенные факторы, от которых зависит достижение успеха в международной конкуренции: наличие ресурсов и квалификации, необходимых для достижения конкурентного преимущества в какой-либо отрасли экономики: информация, определяющая восприятие фирмами имеющихся у них возможностей и направления использования их ресурсов и навыков; цели собственников, руководителей и отдельных работников фирм и, что наиболее важно, давление, вынуждающее фирмы осуществлять инвестиции и внедрять новшества.

Когда сложившаяся в  стране среда делает возможным и  поддерживает стремительное накопление специализированных активов и навыков — иногда попросту благодаря более интенсивным усилиям и решимости, — фирмы этой страны получают конкурентное преимущество. Когда сложившаяся в стране среда способствует улучшению циркуляции информации и лучшему пониманию потребностей в продукции и технологических нужд, фирмы этой страны получают конкурентное преимущество. Наконец, когда сложившаяся в стране среда вынуждает фирмы внедрять новшества и осуществлять инвестиции, фирмы этой страны получают конкурентное преимущество и к тому же модернизируют это преимущество с течением времени.

В дальнейшем в модель «бриллианта», или «национального ромба» М. Портер вводит еще два фактора: случайные события и действия правительства (рис. 2). Под случайными событиями подразумеваются:

• изобретения;

• новейшие технологии;

• значительные колебания цен на ресурсы;

• резкие изменения на мировых финансовых рынках или в курсах национальных валют;

• колебания локального и международного спроса;

• политические решения  национальных и зарубежных правительств;

• войны и другие форсмажорные обстоятельства.

Рисунок 2 - Общая система детерминантов конкурентного преимущества (слайд 15)

Под действиями правительства  понимается влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику в стране (слайд 16). Правительство также определяет нормы, стандарты, которые могут воздействовать как на производителей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Анализ особо эффективных  отраслей в различных странах показал, что процесс их формирования и развития подчиняется определенным закономерностям. Для его характеристики был введен термин «отраслевой кластер»,под которым подразумевается . неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ (слайд 17). Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При определенных внешних условиях они способствуют росту своих компаний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высококачественной продукцией. В данном случае возникает положительная обратная связь и усиливается процесс укрепления конкурентных преимуществ.

Устойчивые конкурентные преимущества нации могут базироваться только на прочных конкурентных преимуществах ее отдельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной организации — прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за выживание, укрепляют свои конкурентные преимущества.

При изменении детерминант  конкурентного преимущества страны, в частности при их ухудшении, происходит утрата конкурентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров.

При использовании модели М. Портера и любых других моделей  необходимо уметь оценивать отрасль посредством определения ее основных экономических показателей, под которыми подразумеваются следующие: (слайд 18)

•  емкость рынка, т. е. количество продукции, которое может быть реализовано за год (выражается в денежном эквиваленте, штуках и т. д.);

•  виды конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная);

•  темп прироста емкости рынка (в процентах) и этап жизненного цикла отрасли (внедрение, рост, замедление роста, насыщение, спад);

•  количество конкурентов и их относительные рыночные доли;

•  вид вертикальной интеграции (прямая, обратная);

•  величины входных и выходных барьеров, выражаемые в денежном эквиваленте;

•  темп технологических изменений и продуктовых инноваций;

• степень продуктовой  дифференциации в отрасли;

•  величины эффектов масштабов (производственного и/или маркетингового);

•  отраслевая чувствительность к степени загрузки производственных мощностей;

•  отраслевая капиталоемкость;

•  среднеотраслевая прибыльность.

Для учета влияния  внешней среды в стратегическом управлении применяется концепция движущих сил, предполагающая, что имеются параметры внешней среды, изменения которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений. Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый —идентификация движущих сил, второй — исследование их влияния на изменения в отрасли.

К движущим силам, например, могут быть отнесены:

• изменения в долгосрочном темпе роста отраслевой емкости  рынка;

•   изменения параметров сегментов потребителей;

•   продуктовые инновации (например, запуск новых туров);

•   технологические изменения;

Информация о работе Конкурентные преимущества страны