Конкурентоспособность на международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

Понятие международной конкурентоспособности является для мировой и российской экономики новым и довольно сложным. Пока нет общепринятого определения ее содержания и понимания как источника ускорения экономического развития, тем более на ресурсосберегающей основе. Устойчивое обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и производимых ими товаров остается одной из наиболее сложных задач в мировой экономике. Ее решение затрудняется тем, что российский опыт в этой сфере явно невелик и сводится в основном к технико-экономическим оценкам части экспортируемых товаров или отраслей вообще, без определения уровней международной конкурентоспособности и экономичной системы мер ее повышения. Существующие отечественные и зарубежные решения проблемы конкурентоспособности слабо отражают динамику и характер происходящих в мире фундаментальных изменений в мировом и национальных хозяйствах, связанных с обострением международного соперничества, ведущегося в разных формах, разными методами и на различных уровнях экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

turgaeva.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Менеджмент как  система обеспечения

конкурентоспособности

Современный менеджмент становится системой обеспечения устойчивой конкурентоспособности управляемых объектов. В повышении конкурентоспособности в международном бизнесе должны предусматриваться следующие важные взаимосвязи: развития системы лидирования с позитивным влиянием на затраты человеческих и других ресурсов, на формирование корпоративной стратегии и политики (как источников конкурентных возможностей); перестройки процессов (инновационных и производственных) в интересах более полного удовлетворения потребителей, работников, положительного влияния (экономического, экологического, этического и др.) на общество (как основных социально-экономических результатов).

Устойчивость международной  конкурентоспособности может методично повышаться путем перестройки, корректировки, модернизации процессов по следующим контурам организационно-управленческого обеспечения лидирования системы:

— статистического контроля процессов преобразования исходного сырья (информации, материалов, полуфабрикатов и др.) в конечные товары — конкурентные продукты и услуги (I контур);

— развития прямых и обратных связей с потребителями (II контур);

— регулярной переоценки уровней конкурентоспособности с учетом достижений лидеров мировой экономики, сдвигов и тенденций ее изменения (III контур).

Необходимая здесь система  всеобщего обеспечения качества (продукции, управления, труда) исходит из целесообразности соединения изменений потребностей мирового рынка с развитием компании (наиболее распространенного в Японии) через цепь «внутренних потребителей»(работников компании в цепи создания потребительской ценности, обеспечивающих качество на всех этапах жизненного цикла товара), конечным звеном которой выступает покупатель. В такой системе международная маркетинговая информация проникает во все подразделения организации и к каждому сотруднику, а методичные изменения трудовых процессов увязаны с интересами конечных потребителей и собственных работников.

Международный опыт показал, что некачественное, неэтическое, социально и экологически безответственное управление и поведение приводят к потере долей мирового рынка, к неспособности устойчивого конкурирования. Следовательно, достижение мировой конкурентоспособности связано и с «экологической эффективностью»1 (по меньшей мере до уровня восстановительной способности экосистемы) по следующим направлениям:

— применение всех ресурсов с максимальной эффективностью и минимальными потерями;

— минимизация использования  невозобновляемых ресурсов;

— максимальное использование  возобновляемых ресурсов;

— непревышение скорости регенерирования ресурсов.

Вопреки традиционному представлению о «затратности» экологических мер основное преимущество нового подхода заключается в том, что он требует относительно меньших капиталовложений при подъеме их эффективности. Зарубежный опыт перестройки производственных процессов (ряда отраслей, включая фармацевтическую, химическую, пищевую,биотехнологий), характеризующихся высокой сложностью и непредсказуемостью, свидетельствует, что значительная их рационализация позволяет сокращать на 30—50% потребление энергии и других ресурсов, предотвращать экономические и экологические потери и без значительной модернизации или закупки нового оборудования.

Комплексный учет социально-экологических последствий и возможностей конкурирования способствует повышению рыночной ценности новаторских фирм («ЗМ», «Джонсон и Джонсон» и др.), которая нарастала со среднегодовым темпом 11,3% (при индексе Доу-Джонса 6,2%)за последние 40 лет.

Нематериальные  факторы роста

конкурентоспособности

В международном бизнесе  повышалась ценность нематериальных ресурсов подъема конкурентоспособности, что требует усиления внимания к проблеме формирования, структурирования и наращивания интеллектуального капитала. На мировых рынках в 1980—2003 гг. стоимость недооцениваемых в национальной экономике нематериальных активов многократно превышала стоимость учитываемых в балансе материальных активов, особенно успешных компаний США и Великобритании. Системно наращиваемый и совершенствуемый интеллектуальный капитал является решающим источником конкурентоспособности и развития любой организации в новой экономической среде.

Интеллектуальный капитал  может формироваться из взаимосвязанных человеческого, структурного и потребительского капиталов. К человеческому капиталу (не отражаемому, как и потребительский капитал, в составе активов компании, поскольку не является ее собственностью) относятся все способности, таланты, умения, знания (неотделимые от конкоетного лица), включая образование, квалификацию, профессиональные наклонности, творческую активность, предприимчивость, другие эффективные социально-психологические характеристики и позиции сотрудников организации. Человеческий капитал представляет также дух, «душу», энергию компаний, цены акций которых на мировом рынке часто падали при потере ценных индивидуалов.

К структурному капиталу относятся: система и структура организации и управления, его стиль и характер организационной культуры; схемы организации процессов; особенности структурирования информационных, поощрительных и образовательных систем, а также знаний (в виде ноу-хау, лицензий, патентов, другой интеллектуальной собственности), отделимых от физических/юридических лиц и способствующих устойчивому повышению отдачи от интеллектуального капитала. Современный структурный капитал становится достаточно гибким, пластичным, обновляемым адекватно меняющейся внешнеэкономической среде, в целях эффективного соединения всех потоков информации, материальных и трудовых ресурсов и партнеров.

Целесообразность формирования, наращивания и развития потребительского капитала зачастую упускается в международном бизнесе. Потребительский капитал составляют методично и системно устанавливаемые, расширяемые, углубляемые, развиваемые множественные прямые и обратные связи с потребителями (в первую очередь с наиболее ценными, 20% которых обеспечивает 80% дохода организации), которые также подключаются к процессам проектирования новой продукции и услуг. Относительно невысокие расходы на формирование потребительского капитала (развитие баз данных, межличностных отношений и др.) обеспечивают компании многократно большие социально-экономические выгоды (благодаря созданию конкурентных товаров, расширению ценных советов и лояльности потребителей и др.). Такое структурирование и систематизация интеллектуального капитала облегчает визуализацию не только динамики его составляющих, но и взаимосвязей с финансовыми потоками.

 Следовательно, перспективной основой ускорения конкурентного развития компании в международном бизнесе являются системно и комплексно структурированные финансовые и интеллектуальные инвестиции в человеческий капитал и информационную вооруженность, не получившие адекватного отражения в традиционном экономическом учете. Обогащение ресурсов знаний происходит в международном бизнесе по следующим направлениям: кадровому (с расширением интеллектуальны11 Функциональных рамок, повышением компетенции); сетевому (с реструктуризацией и развитием информационной сети, баз данных, обновлением и расширением применения технологий и др.); потребительскому/внешне-экономическому (с улучшением конфигурации сбыта, экспортной экспансии и др.).

Подлинный конкурентный потенциал уточняется тщательным мониторингом требуемых человеческих характеристик, анализом эффективности развития интеллектуального капитала. С переходом к развитому партнерству товаропроизводители наращивают свою прибыль, участие в делах покупателей, стабильность хозяйствования, т.е. потребительский капитал.

Поэтому прогресс конкурентоспособности компании в международном бизнесе следует формировать, развивать, отслеживать и в сфере интеллектуального капитала и эффективности превращения его в финансовый капитал. В комплексном структурировании инвестиций для расширения конкурентных возможностей следует учитывать реальные ограничения финансового капитала и резервы наращивания интеллектуального капитала. Например, удвоение инвестиций в повышение эффективности материальных затрат (финансового и основного капитала) может не вызывать адекватного повышения эффективности предприятия (что доказывается и графически на примерах западноевропейских производителей промышленного оборудования), а методичные вложения в интеллектуальный капитал обеспечивают большую отдачу и подъем конкурентоспособности. Теоретически отдачу от инвестиций в интеллектуальный капитал можно выразить соотношением потоков: от интеллектуального капитала к финансовому и наоборот.

Сокращение затрат —

фактор роста  конкурентоспособности

Развитие конкуренции  в качестве и услугах расширяет международное соперничество также в сферы сокращения себестоимости товаров и качества (затрат на качество, отнесенных к стоимости единицы продукции) и себестоимости их эксплуатации (затраты потребителей на этапе их использования и утилизации). Традиционная ценовая конкуренция посредством снижения трудовых издержек все шире признается в странах ОЭСР социально-экономически неэффективной (и даже становится объектом государственного регулирования, например в Германии). Ведущие корпорации (преимущественно японские и американские) сдвигаются от прежней формулы ценообразования «себестоимость плюс» (внутренние затраты плюс прибыль равна цене) к более конкурентной — «цена минус» (рыночная цена аналогов минус плановая прибыль равняется целевой себестоимости), с инициированием передовых методов непрерывного сокращения себестоимости и накладных расходов.

Среди современных средств  конкурирования в мировом хозяйстве выделяется сокращение не только себестоимости, но и нормы прибыли (завышенная прибыльность фирмы или отрасли может привлекать больше соперников и активизировать их атаки). Управлением «снижения цен и затрат» при постоянном улучшении качества продукции (услуг) создаются резервы превосходства даже над мощными конкурентами. В таком целевом ценообразовании внимание фокусируется не только на продукции, но и на процессах улучшения качества и себестоимости. Методичное и постоянное устранение любых ограничений, потерь, недостатков внутреннего развития компании позволяет наращивать конкурентные преимущества при относительно незначительных затратах ресурсов.

Фактор времени  —

источник конкурентного  преимущества

В решении главной задачи достижения международной конкурентоспособности и ускорения экономического развития повышается ценность фактора времени, на основе которого уточняются и масштабы потерь от низких уровней доходности, загрузки капитала и скорости его оборачиваемости. Лучшие в мировой экономике время, качество и стоимость разработки новой продукции становятся критичными для конкурентоспособности товаров и компаний в международном бизнесе. Следует отметить, что конкурентная система улучшения качества продукции (услуг) и труда не приемлет любых потерь времени и ресурсов.

Планомерное сжатие производственного  цикла и хозяйственного оборота является мощным, но явно недоиспользуемым источником конкурентного преимущества организации в мировой экономике. Обострение международной конкуренции заставило автомобилестроителей США признать возможности кратного сокращения цикла разработки из-за двойного отставания от Японии в его продолжительности.

 Системное ускорение подъема конкурентоспособности при ограниченном временном ресурсе требует его тщательной «инвентаризации», хронометрического разделения производительного труда и множественных потерь (помех), выявления их причин. Объективно измеряемым параметром ускорения и опережения конкурентов является время, к тому же редко оспаривается точность его измерения — в отличие от условностей экономического расчета затрат и эффективности ресурсов. Такие универсальные меры, как лучшие в мире циклы выведения на рынки товаров или реагирования на заказ,— хорошие стартовые ориентиры, особенно если Достижения конкурентов доступны для сравнения. Поэтому лидеры мировой экономики все чаще пользуются хронометражем операций для достижения конкурентных целей, диагностики состояния организации и производственных процессов.

Для экономичного ускорения  инновационно-производственных процессов и оборачиваемости бизнеса важнейшие составляющие оборота и Циклы реализации товаров не исключаются, а перестраиваются, совмещаются и комбинируются.

Методичные изменения  периода разработок, уровней затрат и качества адекватно растущим требованиям потребителей и давлению конкуренции требуют планомерного и системного управления жизненным циклом товаров1, обеспечивающего сокращения затрат времени и ресурсов, значительно опережающие конкурентов. Целевой временный рубеж намечается с учетом достижений конкурентов, доступных технологических возможностей и должен стать достаточно упреждающим для гарантии устойчивого противостояния лучшим аналогам мирового рынка.

Международные исследования и опыт лидирующих фирм подтверждают целесообразность установления рубежа как минимум на 50% ранее достигнутых сроков создания лучшей продукции и услуг. Менее «энергичные» цели обычно не стимулируют конкурентного сокращения цикла и затрат ресурсов.

Исследования выявили  повышение и значительную подвижность мирового уровня конкурентоспособности: циклы выведения на рынок лучших зарубежных товаров в 1996—2000 гг. сокращались в 2—3 раза, производственный оборот ускорялся в 3—5 раз. Поэтому для ускоренного достижения мирового уровня конкурентоспособности необходимы: основательная перестройка рабочих процессов, кардинальные изменения существующей организации управления, отношений к потребителям и собственным работникам. Без фундаментальной перестройки (рационализации, упрощения) рабочих процессов, устранения причин их отклонений, задержек и потерь экономический прорыв невозможен (особенно в критически важных сферах конкурентоспособности, включая качество, себестоимость, скорость создания продукции и услуг).

Информация о работе Конкурентоспособность на международном бизнесе