Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 01:39, контрольная работа
Цель данного исследования – проанализировать конкуренцию на мировом рынке алмазов и определить путь его дальнейшего развития.
Задачами данной работы в связи с указанной целью являются:
Рассмотрение основных участников-конкурентов на современном мировом рынке алмазов
Анализ факторов, влияющих на уровень спроса алмазов на рынке
Выявление основных тенденций развития рынка данной отрасли
Раскрыть особенности базовых секторов алмазного бизнеса
Понятие алмаза и его основные характеристики
Особенности месторождений и добычи алмазов
Общий обзор мирового рынка алмазов и его секторов. «АЛРОСА» и «De Beers»: основные игроки рынка
Перспективы развития алмазного сектора на рынке
Поиск алмазов ведутся и на других континентах. Так, в 70-х годах прошлого столетия было открыто крупное коренное месторождение алмазов в Австралии – трубка «Аргайл». Позже, в 1990е годы, были найдены коренные месторождения на севере Канады, которые сейчас запущены в эксплуатацию.
На африканском континенте месторождения алмазов открыты в Ботсване, Анголе, Сьерра-Леоне, Намибии, Демократическом Конго (бывший Заир) и ряде других стран. В России и в европейской части открыты месторождения в Архангельской области – им. М.В. Ломоносова (объединяющее 6 алмазоносных трубок), добыча на котором началась в 2004 г. и месторождение им. В. Гриба.
Добыча
алмазов - сложный и трудоемкий процесс,
требующий значительных финансовых
вложений на начальных этапах. В
среднем из одной тонны породы
добывается около 1 карата алмазов из
коренных месторождений и 3-5 из россыпных.
Но не только извлечение полезного
компонента из общего объема добытого
материала является энергоемким
и затратным процессом. Месторождение
необходимо сначала найти. С момента
начала поисков месторождения до
его открытия проходит не один год,
а иногда и не одно десятилетие. За
это время тысячи людей трудятся
на благо будущего открытия. Затем
пройдет еще несколько лет, пока
будет добыт первый алмаз, за это
время необходимо утвердить запасы,
подготовить площадь
В последние годы на мировом алмазно-бриллиантовом рынке (МАБР) произошли существенные изменения, большое влияние на характер которых оказали такие процессы, как глобализация, совместные действия государств в борьбе против терроризма и теневой экономики, рост и укрепление национального самосознания и осознание национальных интересов в алмазном бизнесе ряда государств юга Африки, а также развитие мирных процессов и стабилизация внутриполитического положения одного из ведущих производителей алмазов в мире - Республики Ангола. Развитие процессов глобализации, ужесточение требований антимонопольного законодательства и повышение прозрачности бизнеса, а также усиление контроля за движением алмазных и финансовых потоков, полученных от реализации камней, формируют новый облик алмазного рынка. С другой стороны, лидерство в алмазной индустрии будущего будет принадлежать компаниям внедряющим передовые методы сбыта. Мировой рынок алмазов
может быть разделен на рынок камней
ювелирного и технического качества.
Рынок ювелирных алмазов Основой стабильности мирового
алмазного рынка является его
высокая монополизация, которая
практически исключает Особенностью мирового алмазного рынка является принцип разделения добычи и обработки камней. В настоящее время суммарные запасы зарубежных стран оцениваются в 2 млрд. карат. Алмазы добываются более чем в 26 странах, поиск новых месторождений постоянно ведется на всех континентах. Основной объем добычи природных алмазов (в каратовом измерении) дают всего пять стран: Австралия, Ботсвана, Республика Конго, Россия и ЮАР. Уровень годовой добычи алмазов в мире составляет примерно 133 млн. карат.Крупнейшими мировыми центрами
огранки алмазов являются США, Бельгия,
Индия, и Израиль (65% добытых алмазов),
они формируют основной объем
предложения на бриллиантовом рынке.
Однако в последнее время появилась
тенденция размещать
|
Наиболее значимыми конкурентами на рынке являются такие компании как «АЛРОСА» и «De Beers».
«АЛРОСА» (ранее «Алмазы России-Саха») — российская горнорудная корпорация, крупнейшая в мире по объёму добычи (на 2010 год) алмазная компания. Полное наименование — Акционерная компания «АЛРОСА» (Открытое акционерное общество), краткое АК «АЛРОСА» (ОАО). Штаб-квартиры — в Мирном (Якутия), в Москве.
Начало развития алмазной отрасли
в СССР было связано с открытием в 1954 году первой в СССР кимберлитовой трубки «
В 2001 году между «АЛРОСА» и международной корпорацией De Beers, монополистом мирового алмазного рынка, было заключено соглашение о сотрудничестве сроком до 2006 года, в соответствии с которым De Beers получала монопольное право на продажу алмазов «АЛРОСЫ» за границей на сумму $800 млн ежегодно. Затем действие данного договора было продлено, а в декабре 2008 года его действие было прекращено: с 2009 года «АЛРОСА» продаёт алмазы за рубежом самостоятельно.
Запасы алмазов на принадлежащих компании месторождениях составляли (по опубликованным в мае 2011 года данным) 1,23 млрд карат что составляет 95 % от общероссийских запасов этого сырья.
Среди видов деятельности «АЛРОСА» —
разведка, добыча и реализация алмазов, а также производство бриллиантов. Добыча алмазов ведётся как открытым,
так и подземным способом. В Республике
Саха (Якутия) функционируют ряд горно-обогатительных
комбинатов компании (Мирнинский, Удачнинский,
Нюрбинский, Айхальский), дочерние алмазодобывающие
предприятия, ряд производственных, торговых
и научных подразделений. Имеются представительства
в Москве, Санкт-Петербурге, Ор
В Республике Ангола действуют два горнорудных общества по добыче алмазов с участием «АЛРОСА» — ГРО «Катока» и ГРО «Камачия-Камажику», филиал компании — «АЛРОСА-Африка», акционерные общества «АЛРОСА-Внешстрой» и «Гидрошикапа», геологоразведочная экспедиция.
Помимо
этого, «АЛРОСе» принадлежит контрольный
пакет в компании «Тимир», владеющей лицензиями
на разработку четырёх железорудных месторождений
в Южной Якутии с общими запасами около
5 млрд т — Таёжного, Десовского, Тарыннахского
и Горкитского.
Среди крупнейших покупателей алмазов
«АЛРОСы» (на 2011 год) — компании Rosy Blue (Индия), Pluczenik, Levie
Группа «АЛРОСА» добывает 97 % всех алмазов России, доля добычи алмазов на мировом рынке в стоимостном выражении — 25 %. В 2010 году добыча алмазов составила 34,3 млн карат. В 2009 году добыча алмазов группы «АЛРОСА» в стоимостном выражении составила (с учетом дочерних предприятий ОАО «АЛРОСА — Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Севералмаз») 2092,8 млн долл. США; реализовано основной продукции на 2152,2 млн долл. США, бриллиантов — на 60,4 млн долл. США.[4]
«Алроса» в 2011 году продала в Индию алмазов на $500 млн.
«Алроса» меняет схему экспортных поставок, избавляясь от посредников, через которых раньше проходила большая доля продаж. Прежде российские алмазы попадали в гранильные мастерские Мумбаи преимущественно через Антверпен. Теперь «Алроса» переходит на прямые контракты с основными импортерами. Кроме подписанных долгосрочных соглашений с индийскими ювелирами (Rosy Blue), компания уже имеет аналогичные договоренности с Бельгией. Из крупных покупателей «Алросе» остается договориться только с Израилем.
До 2009 г. «Алроса» практически не имела опыта самостоятельных продаж: маркетингом российских алмазов на мировом рынке занималась южно-африканская De Beers. Действие соглашения закончилось в самый неудачный момент, когда спрос и цены на алмазы стали стремительно падать. В первой половине 2010 года «Алроса» полностью прекратила экспорт, но компанию подстраховал Гохран, который в январе-июле купил алмазов почти на $1 млрд. Поставки за рубеж «Алросе» удалось наладить только во втором полугодии 2010.
Но с переходом на долгосрочные контракты «Алроса» может отказаться от поставок алмазов в Гохран — в этом году компания рассчитывает продавать сырье на внешнем рынке самостоятельно.
Реализация алмазов на свободном рынке «АЛРОСА» включает в себя продажи в страны СНГ и зарубежным предприятиям. Реализация алмазного сырья в страны СНГ осуществляется в республики Армения и Беларусь, зарубежным предприятиям – в Бельгию, Израиль, Индию, Гонконг, ОАЭ, Японию, Великобританию, Италию и США.
De Beers — международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году в ЮАР. Рекламный слоган: «A Diamond Is Forever».
История компании неотделима от истории южноафриканского месторождения алмазов.
В 1866 году в долине реки Оранжевая мальчик находит первый южноафриканский алмаз. Находка весом в 21 карат не привлекла никакого внимания, но уже через три года местный пастух примерно в том же месте находит ещё один алмаз, и в ЮАР устремляются сотни искателей драгоценных камней. Большинство алмазов находят на землях, принадлежащих братьям Де Бирс.
Братья, давшие имя будущему монополисту рынка алмазов, никак не участвовали в его основании. Компанию создал Сесиль Родс, сын английского приходского священника, приехавший в 1870 году в Южную Африку на лечение. Испытав на себе «алмазную лихорадку», и не добившись значимых успехов, он создаёт обслуживающую компанию для других искателей драгоценностей: от продажи инструментов и продуктов питания до откачки воды из шахт — для этого он приобретает единственную в регионе паровую помпу. Оплатой этих услуг служат найденные алмазы, паи, участие в прибыли.
Уже в 1883 году компания Сесиля Родса контролирует главное месторождение ЮАР — Кимберли. Свою компанию он назвал в честь владельцев этих земель — De Beers.
Очень скоро компания De Beers подписывает договорённости с банком Ротшильда и рядом других английских банков об эксклюзивных правах на поставку алмазов — Лондонский Синдикат. Задушив таким образом мелких конкурентов, фирма фактически становится монополистом на рынке добычи алмазов. К 1902 году — год смерти Сесиля Родса — De Beers контролирует 95 % мирового производства алмазов.
Строительство мировой монополии завершается созданием Эрнестом Оппенгеймером в 1933 году CSO (Central Selling Organisation) — организации, взявшей под контроль процесс обработки и продажи бриллиантов.
Всеобъемлющая монополия позволила De Beers диктовать цены на алмазы в прямом смысле этого слова. Десять раз в год компания приглашает в Лондон своих клиентов, крупных покупателей алмазов, так называемых сайтхолдеров. Там каждому предлагается коробочка с необработанными камнями и заранее определённой ценой. Никакой торговли, никакой дополнительной информации, клиент либо покупает коробочку за объявленную De Beers цену, либо уходит с пустыми руками. Более того, купив алмазы, клиент обязуется не перепродавать их в необработанном виде, что позволяет De Beers чётко контролировать мировые запасы алмазов, при необходимости играя на темпах добычи камней.[8]
Крайне благоприятный для De Beers режим продлился до 1970-х годов, когда стали появляться первые признаки грядущего упадка.
Во-первых, к этому времени появились
новые страны-производители алмазов: Канада, Австралия, СС
И, наконец, во многих странах — в первую очередь в США — на De Beers обрушивается мощь антимонопольного законодательства.
Но настоящий удар по монополии
De Beers наносит Лев Леваев — один из сайтхолдеров самого
De Beers. Эмигрировав из СССР в 1
Проведённая в 1946 году рекламная кампания De Beers под слоганом Diamonds are forever (Бриллианты навсегда) является одной из самых успешных маркетинговых кампаний. Она не просто краткосрочно повысила продажи рекламируемого продукта, но и кардинально изменила статус рекламируемого товара. Из редкого, элитного объекта бриллиант стал «традиционным» подарком на помолвку сначала на Западе, а затем и во всём мире.
Слоган этой кампании использовался в качестве названия фильма «Бриллианты навсегда» из серии о Джеймс Бонде. Фильм был частично спонсирован De Beers.
На рудниках компании в Южной
Африке, а также в партнёрстве
с правительствами Ботсваны, На
С 2001 года компания также работает на розничном рынке бриллиантов и ювелирных изделий (магазинами владеет совместное предприятие с LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton (LVMH) — De Beers Diamond Jewellers).
De Beers работает в 25 странах мира. Общая численность персонала — 22,9 тыс. человек, 17 тыс. работают в странах юга Африки.[7]
Крупнейший в мире производитель алмазов De Beers ожидает сохранения быстрого роста спроса в Индии и планирует повысить производство на четверть.
В таких странах, как Индия и Китай, рост спроса в 2009 г. превысил 10%, например, в Индии покупки бриллиантовых украшений выросли на 15-17%. Такой рост продолжился в 2010.
В 2010 году De Beers, контролирующая 40% мирового рынка алмазов, планирует произвести 30-32 млн кар алмазов по сравнению с 24,6 млн в прошлом году, когда крупнейший рудник в Ботсване был закрыт на несколько месяцев из-за падения спроса на предметы роскоши.
Продажи De Beers в 2009 году упали до 3,24 млрд дол. с 5,86 млрд дол. в 2008 г. Индия - четвертый по объему потребитель алмазов в мире, занимающий 7% рынка, тогда как на США - крупнейшего потребителя - приходится 40%.[6]
Мировое потребление алмазов к 2020 году вырастет более чем на 60% – до 26,1 млрд долларов в год – по сравнению с 2011 годом (15,6 млрд долларов). Такой рост будет возможен благодаря резкому росту спроса со стороны растущего среднего класса Китая и Индии, говорится в отчете «Мировая алмазная промышленность в 2012 году», опубликованном ведущей международной консалтинговой фирмой Bain & Company.
Причем мировой спрос на бриллианты будет расти быстрее предложения, что означает благоприятный прогноз цен и хорошие перспективы для отрасли в целом, говорится в отчете.