Концепции национальной безопасности Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:41, реферат

Краткое описание

Французские национальные традиции в выработке подходов к национальной безопасности сходны с американскими в части, касающейся их красочного идеологического оформления. Последнее объясняется “традиционной историко-литературной культурой” французской дипломатии (на внешнеполитической службе состояли Руссо, Вольтер, Шатобриан, Стендаль и др.), а также глубокими революционными традициями страны. В связи с этим, находящиеся в прямой зависимости от политической практики концепции национальной безопасности Франции, фактически, определяются идеологическими установками национальной доктрины.

Вложенные файлы: 1 файл

Kontseptsii_natsionalnoy_bezopasnosti_Frantsii.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

В политическом плане д’Эстеном была подтверждена концепция поиска равновесия во взаимоотношениях Восток–Запад. Он поддерживал политику разрядки 70-х гг. и теории конвергенции двух систем.

Значительному пересмотру подверглась  и военная доктрина Франции, доктрина “расширенной неприкосновенной территории” (НГШ Г.Мери, 1976 г.). Она исходила из того, что отставание экономики Франции от ФРГ значительно снижает значение французского ядерного потенциала и стратегические преимущества Франции в Европе. Для компенсации этого вызова расширялась зона “прикрытия” французским ядерным “зонтиком” всей территории Европы и зона ответственности ВС Франции в случае войны. Указывалась возможность задействования ВС в случае крупномасштабной войны в Европе по планам НАТО. В военном строительстве основной упор был перенесен на силы общего назначения.

В целом, по оценкам французских  политологов, политика национальной безопасности Франции д’Эстена занимает промежуточное положение “между голлистским наследием и обольщением атлантизма”.

Сменивший на президентском  посту д’Эстена социалист Ф.Миттеран (1981 – 1995 гг.) подтвердил ключевые принципа голлизма в национальной доктрине. Неизменными остались установки на отказ от военной реинтеграции в НАТО, самостоятельность Франции в вопросах национальной безопасности. Сохранилась также и ориентация на создание независимого западноевропейского центра силы с Францией во главе.

При этом Миттеран выдвинул тезис о совместимости национальной независимости и тесного сближения  с НАТО и США, что было официально подтверждено в мае 1983 г. (Вильямсбергское заявление). В ряде официальных документов по вопросам национальной безопасности Франции наряду с таким постоянным элементом как независимая оборона, стала фигурировать верность Атлантическому союзу, а не разрядка напряженности, как было ранее. Оборона Западной Европы теперь связывалась с НАТО.

Традиционная установка  политики национальной безопасности о  стремлении к равновесию сил, ослаблению двухполюсной системы и посредничеству между Востоком и Западом стала  трактоваться лишь в узком военно-стратегическом смысле, опираясь на тезис о советском  военном превосходстве. Кроме того, развитие получили идеологемы о “правах человека”, необходимости преодоления “последствий Ялты” и т.д.

Дальнейшее развитие получили и глобалистские установки, выраженные в концепции “тьермондизма” – солидарности с национально-освободительными движениями, равноправным сотрудничеством с третьим миром и исполнением Францией роли посредника между Севером и Югом.

Наконец, изменениям подверглись  и установки военной доктрины. НГШ ВС Франции Ж.Лаказ отмечал, что “жизненные интересы Франции не могут сводиться к национальной территории, не затрагивая проблем безопасности ее европейских союзников”. Центральной установкой стала ориентация на глобальное сдерживание как силами общего назначения, так и ядерными силами (ревизионизм).

В начале второго срока  пребывания на президентском посту (1988–1995 г.г.). Миттеран несколько сместил приоритеты национальной безопасности в пользу евроцентризма, однако не настолько, чтобы отказаться от тесного сотрудничества с НАТО. Параллельно в его концепции появляются цели окончательного формирования Европейской Конфедерации и единой еврообороны с опорой на ЗЕС. Основой для этого становится укрепление оси Париж-Бонн.

После окончания холодной войны и объединения Германии Миттеран временно возвращается на голлистские позиции и, в условиях неопределенности роли НАТО для Европы и создания ЕС (Маастрихт, 1991 г.), пытается на основе евроцентризма взять на себя роль общеевропейского лидера. Особое значение сыграло неприятие Францией роли союзников по коалиции в войне в Персидском заливе 1990– 1991 гг. и скованность европейских ВС рамками Альянса для проведения операций “вне зоны ответственности”. В результате Франция попыталась взять на себя политико-военную роль по урегулированию югославского кризиса. Однако, ей не хватило ни ресурсов, ни политического веса, ни военной мощи, ни опыта организации коллективных операций.

В целом концепция национальной безопасности Ф.Миттерана строилась на относительно либеральной и идеологизированной трактовке национальных интересов. Именно при Миттеране голлизм обратился более в риторику, нежели в практическое обоснование политики безопасности. Основные же положения концепции политики национальной безопасности Миттерана свидетельствуют о ее атлантизме и стремлении к глобальной вовлеченности.

В 1995 г. президентом Франции  стал Ж.Ширак. Его национальная доктрина опирается на достаточно жесткие голлистские установки – сохранение независимости и лидерства в Европе, опора на ядерное сдерживание в новых условиях (серия натурных ядерных испытаний в 1995 г. во Французской Полинезии). В то же время трактовка национальных интересов Шираком стала более гибкой и прагматичной, особенно в отношении атлантизма и роли НАТО.

Среди основных приоритетов  политики национальной безопасности Франции  за последние четыре года следует  отметить: подтверждение собственного независимого статуса через обладание  ядерным потенциалом и значительной военной мощью; дальнейшее укрепление ЕС через валютный союз (евро) и франко-германское взаимодействие, а также ОБСЕ; опора  на адаптированную НАТО и формирование модели “четырехстороннего лидерства” в Европе.

В основе концепции лежит  тезис о том, что национальное государство – основа европейской  безопасности, т.е. Франция преследует цель “дозированной” европейской автономии на основе концепции “прагматичного евроцентризма”.

В отношении НАТО просматривается  установка сделать из США не абсолютного  ее лидера, но заложника европейской  безопасности перед лицом нестабильности в Восточной Европе, на постсоветском  пространстве и Ближнем Востоке. По мнению французских аналитиков, для Франции необходим противовес сильной Германии, нездоровой России и перманентной нестабильности (при  этом вспоминаются эпизод поэтапного сокращения группировки ВС США в  Европе и неудачная попытка Франции  взять на себя американские функции  в югославском кризисе). Выдвигается  концепция “адаптированной НАТО”, что означает для Франции участие  только в ее коллективных операциях, за исключением обозначенных в ст.5 Устава Альянса (т.е. “вне зоны ответственности”). Последними соображениями определяется и участие Франции в бомбардировках Югославии (с марта 1999 г.) .

В позиции Ж.Ширака по вопросам национальной безопасности Франции прослеживается дальнейшее снижение удельного веса исходных голлистских установок. Это накладывает отпечаток и на политику национальной безопасности, которая носит смешанный, евро-атлантический характер, причем с опорой на евроцентризм.

тносительно продолжительные сроки нахождения президента у власти во Франции в значительной степени обусловили и живучесть голлисткой модели национальной безопасности. Однако, по мере неуклонного снижения относительного веса Франции в мировом и даже в европейском балансе сил, голлизм превращался в догму, не отвечающую реальным условиям обстановки. Уже к середине 70-х гг. начались активные поиски Францией новой модели национальных интересов, которые фактически продолжаются и в настоящее время. При этом основные модели проведения политики национальной безопасности ограничиваются двумя альтернативами: евроцентризмом и атлантизмом.


Информация о работе Концепции национальной безопасности Франции