Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:41, реферат
Французские национальные традиции в выработке подходов к национальной безопасности сходны с американскими в части, касающейся их красочного идеологического оформления. Последнее объясняется “традиционной историко-литературной культурой” французской дипломатии (на внешнеполитической службе состояли Руссо, Вольтер, Шатобриан, Стендаль и др.), а также глубокими революционными традициями страны. В связи с этим, находящиеся в прямой зависимости от политической практики концепции национальной безопасности Франции, фактически, определяются идеологическими установками национальной доктрины.
В политическом плане д’Эстеном была подтверждена концепция поиска равновесия во взаимоотношениях Восток–Запад. Он поддерживал политику разрядки 70-х гг. и теории конвергенции двух систем.
Значительному пересмотру подверглась и военная доктрина Франции, доктрина “расширенной неприкосновенной территории” (НГШ Г.Мери, 1976 г.). Она исходила из того, что отставание экономики Франции от ФРГ значительно снижает значение французского ядерного потенциала и стратегические преимущества Франции в Европе. Для компенсации этого вызова расширялась зона “прикрытия” французским ядерным “зонтиком” всей территории Европы и зона ответственности ВС Франции в случае войны. Указывалась возможность задействования ВС в случае крупномасштабной войны в Европе по планам НАТО. В военном строительстве основной упор был перенесен на силы общего назначения.
В целом, по оценкам французских политологов, политика национальной безопасности Франции д’Эстена занимает промежуточное положение “между голлистским наследием и обольщением атлантизма”.
Сменивший на президентском посту д’Эстена социалист Ф.Миттеран (1981 – 1995 гг.) подтвердил ключевые принципа голлизма в национальной доктрине. Неизменными остались установки на отказ от военной реинтеграции в НАТО, самостоятельность Франции в вопросах национальной безопасности. Сохранилась также и ориентация на создание независимого западноевропейского центра силы с Францией во главе.
При этом Миттеран выдвинул
тезис о совместимости
Традиционная установка политики национальной безопасности о стремлении к равновесию сил, ослаблению двухполюсной системы и посредничеству между Востоком и Западом стала трактоваться лишь в узком военно-стратегическом смысле, опираясь на тезис о советском военном превосходстве. Кроме того, развитие получили идеологемы о “правах человека”, необходимости преодоления “последствий Ялты” и т.д.
Дальнейшее развитие получили и глобалистские установки, выраженные в концепции “тьермондизма” – солидарности с национально-освободительными движениями, равноправным сотрудничеством с третьим миром и исполнением Францией роли посредника между Севером и Югом.
Наконец, изменениям подверглись и установки военной доктрины. НГШ ВС Франции Ж.Лаказ отмечал, что “жизненные интересы Франции не могут сводиться к национальной территории, не затрагивая проблем безопасности ее европейских союзников”. Центральной установкой стала ориентация на глобальное сдерживание как силами общего назначения, так и ядерными силами (ревизионизм).
В начале второго срока пребывания на президентском посту (1988–1995 г.г.). Миттеран несколько сместил приоритеты национальной безопасности в пользу евроцентризма, однако не настолько, чтобы отказаться от тесного сотрудничества с НАТО. Параллельно в его концепции появляются цели окончательного формирования Европейской Конфедерации и единой еврообороны с опорой на ЗЕС. Основой для этого становится укрепление оси Париж-Бонн.
После окончания холодной войны и объединения Германии Миттеран временно возвращается на голлистские позиции и, в условиях неопределенности роли НАТО для Европы и создания ЕС (Маастрихт, 1991 г.), пытается на основе евроцентризма взять на себя роль общеевропейского лидера. Особое значение сыграло неприятие Францией роли союзников по коалиции в войне в Персидском заливе 1990– 1991 гг. и скованность европейских ВС рамками Альянса для проведения операций “вне зоны ответственности”. В результате Франция попыталась взять на себя политико-военную роль по урегулированию югославского кризиса. Однако, ей не хватило ни ресурсов, ни политического веса, ни военной мощи, ни опыта организации коллективных операций.
В целом концепция национальной безопасности Ф.Миттерана строилась на относительно либеральной и идеологизированной трактовке национальных интересов. Именно при Миттеране голлизм обратился более в риторику, нежели в практическое обоснование политики безопасности. Основные же положения концепции политики национальной безопасности Миттерана свидетельствуют о ее атлантизме и стремлении к глобальной вовлеченности.
В 1995 г. президентом Франции стал Ж.Ширак. Его национальная доктрина опирается на достаточно жесткие голлистские установки – сохранение независимости и лидерства в Европе, опора на ядерное сдерживание в новых условиях (серия натурных ядерных испытаний в 1995 г. во Французской Полинезии). В то же время трактовка национальных интересов Шираком стала более гибкой и прагматичной, особенно в отношении атлантизма и роли НАТО.
Среди основных приоритетов
политики национальной безопасности Франции
за последние четыре года следует
отметить: подтверждение собственного
независимого статуса через обладание
ядерным потенциалом и
В основе концепции лежит тезис о том, что национальное государство – основа европейской безопасности, т.е. Франция преследует цель “дозированной” европейской автономии на основе концепции “прагматичного евроцентризма”.
В отношении НАТО просматривается
установка сделать из США не абсолютного
ее лидера, но заложника европейской
безопасности перед лицом нестабильности
в Восточной Европе, на постсоветском
пространстве и Ближнем Востоке.
По мнению французских аналитиков,
для Франции необходим
В позиции Ж.Ширака по вопросам национальной безопасности Франции прослеживается дальнейшее снижение удельного веса исходных голлистских установок. Это накладывает отпечаток и на политику национальной безопасности, которая носит смешанный, евро-атлантический характер, причем с опорой на евроцентризм.
тносительно продолжительные сроки нахождения президента у власти во Франции в значительной степени обусловили и живучесть голлисткой модели национальной безопасности. Однако, по мере неуклонного снижения относительного веса Франции в мировом и даже в европейском балансе сил, голлизм превращался в догму, не отвечающую реальным условиям обстановки. Уже к середине 70-х гг. начались активные поиски Францией новой модели национальных интересов, которые фактически продолжаются и в настоящее время. При этом основные модели проведения политики национальной безопасности ограничиваются двумя альтернативами: евроцентризмом и атлантизмом.
Информация о работе Концепции национальной безопасности Франции