Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций
Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.
Межгосударственное регулирование финансовых потоков определяется международными правилами и органами.
Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г.) «Добровольный кодекс» прямых инвестиций. В этом «Кодексе» заключены следующие принципы:
- в отношении стран-доноров не должна проводиться политика дискриминации;
- следует предоставлять национал
- инвестиционные стимулы не
должны исключать ослабление
требований к области здравоохр
- требования, регулирующие инвестиции, ограничивающие рост торговли и капиталовложений, следует минимизировать;
- экспроприация инвестиций
- в принимающей стране следует
создать условия для
- должны быть устранены барьеры при вывозе капитала;
- иностранные инвесторы наравне с национальными инвесторами должны соблюдать законы, административные правила и положения страны-реципиента;
- должно быть обеспечено
- необходимо правое обеспечение
разрешения споров путем
Все эти принципы направлены на стимулирование рыночной составляющей мирового инвестиционного процесса. Тем не менее при всей необходимости экономической свободы и беспрепятственного действия рыночных механизмов для обеспечения эффективной международной миграции и интернационализации мирового рынка капиталов усиление этих тенденций имеет неоднозначные последствия.
В настоящее время проблемы регулирования мирового финансового рынка состоят в том, что мировая финансовая система стала практически неуправляема. Международные финансовые организации не в состоянии обеспечить предсказуемость и надежность состояния финансовых потоков, что увеличивает вероятность возникновения мировых финансовых кризисов. В связи с этим возникла необходимость создания новых наднациональных организаций или придания уже имеющимся дополнительных функций, связанных с усилением координации процессов на мировом финансовом рынке. В этом направлении предлагается распределение полномочий между государственными и надгосударственными органами.
Основная задача правительства должна состоять в сборе и предоставлении международным организациям предельно четкой и достоверной информации о состоянии национальных экономик. Для этого следует ввести единые для всех стран стандарты бюджетной отчетности о состоянии валютных резервов центральных банков, платежных балансов и т. д.
Основной задачей единого международного финансового органа должно стать обеспечение контроля и прогноза состояния всей мировой финансовой системы на основе анализа данных, предоставленных правительствами отдельных стран. В рамках решения этой задачи предлагается расширить функции Международного валютного фонда, повысив его ответственность за состояние мировой финансовой системы, расширив полномочия по надзору за странами-членами, разработав принципы их поведения.
В каких бы формах ни происходила миграция мирового капитала, можно выделить две тенденции его развития:
1) растущая интернационализация, взаимопроникновение
и глобализация рынков
2) ослабление роли рыночного
механизма в распределении
Соотношение именно этих двух тенденций будет определять ближайшие перспективы функционирования мирового рынка капиталов.
1 Рикардо Д. Сочинения. Т. 1. С. 117.
2 Tourism Highlights // WTO. 2001. P. 3-5.
3 Кругман П., Обстфелъд М. Международная экономика, теория и политика. М.; Юпитер, 2003.
4 Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. И. П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 212-214.
5 Томас А. Пугелъ, Питер X. Линдерт. Международная экономика: учеб. / Пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2003. С. 165.
6 Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Прогресс, 1990. С. 117.
7 Пебро М. Указ. соч. С. 6.
8 Там же. С. 478.
9 Коваленко В.П. Всемирный рынок. Экономические законы развития. М.: Экономика, 1990. С. 21.
10 Алле М. Политика свободной торговли. ГАТТ и европейское строительство. М.; Allais. La politique de libre - echange, le GATT, et la construction europeene. Rev., d'eco-nomie polit. P., 1994. A. 104. № 1. H. 22.
11 Орешкин В. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. 2002. № 9. С. 12.
12 Орешкин В. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. 2002. № 9. С. 12.
13 Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // МЭ и МО. 2002. № 1.С. 66.
14 Григорьев Л. Трансформация без иностранного капитала: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 17.
15 Все приведенные данные рассчитаны по: Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции. С. 65-66.
16 Ломакин В. К. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 398.
17 Там же.
18 Доронин И. Финансовые рынки // МЭ и МО. 1999. № 8. С. 16.
19 Ломакин В. К. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 153.
20 Шишков А. Мировая финансовая система // МЭ и МО. 1999. № 11. С. 4.
21 Мовсесян А.. Огнивцев С. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 57.
22 Шишков А. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5.