Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 14:41, доклад
Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций - международной межправительственной организации. Целью организации провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности. Реально же она была призвана охранять послевоенную систему устройства мира. Система послевоенных международных отношений, основанная на диктате стран-победительниц, по признанию политических деятелей того времени, должна была породить новые войны и новые социальные потрясения.
Ассамблея
являлась собранием, состоявшим из представителей
всех членов Лиги, и созывалась, как
правило, один раз в год или
при политической необходимости. Ассамблея
могла рассматривать любые
Устав Лиги
наций закреплял и важнейшие
направления ее деятельности. Вводилась
практика обязательной регистрации
всех международных договоров в
Секретариате Лиги с последующим
их опубликованием. Под эгидой Лиги
наций создавалась система
Государства-члены Лиги принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень угрозы агрессии и меры, необходимые для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт войны против всех членов Лиги. В этом случае, помимо предлагаемых Советом санкций, все государства должны были прекратить любые отношения с агрессором. Сами санкции могли носить только дипломатический или экономический характер, поскольку своих вооруженных сил Лига наций не имела.
Рассмотрение случаев нарушения норм международных отношений и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств-членов Лиги. Устанавливалось правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами-членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо посредством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.
Устав Лиги
наций призывал к развитию справедливых
и гуманных условия труда. Для
того чтобы расширить сферу этой
деятельности, была создана автономная
Международная организация
Не менее
значимой стала деятельность Международной
организации здравоохранения (МОЗ),
также сформированной под эгидой
Лиги наций, но имевшей автономный статус.
Конференции МОЗ посвящались
преимущественно санитарным проблемам,
вопросам повышения квалификации медицинских
работников, контролю над использованием
опасных медицинских
В 1922 г. при
Совете Лиги наций был образован
Комитет интеллектуального
Стратегическим
направлением деятельности Лиги наций
оставалась борьба за разоружение и
утверждение принципов
По мере
стабилизации политической ситуации в
Европе Лига наций перешла к попыткам
создать стабильную систему международной
безопасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей
Лиги наций была принята резолюция,
которая предусматривала
Из-за противоборства
Великобритании не удалось ратифицировать
и Женевский протокол об арбитражном
урегулировании международных споров,
утвержденный в 1924 г. на V сессии Ассамблеи
Лиги наций. Спустя год на конференции
в Локарно французской
Не имея возможности преодолеть разногласия в Совете Лиги наций, французская дипломатия попыталась перевести обсуждение проблемы безопасности на уровень прямых межгосударственных связей. В 1928 г. по инициативе Франции и США состоялось подписание пакта об отказе от войны как средства политики и признании международного арбитража обязательным способом урегулирования межгосударственных конфликтов («пакт Бриана-Келлога»). В дальнейшем к пакту присоединились еще 48 государств.
Развивая
этот успех, Аристид Бриан обратился
в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи
Лиги Наций с «Меморандумом об
основных принципах панъевропейского
процесса». Бриан заявил, что создание
панъевропейской системы
Таким образом,
французская дипломатия впервые
увязала решение проблемы международной
безопасности с созданием наднациональной
системы политического, экономического
и гуманитарного
Призыв
Женевской конференции 1932 г. к созданию
«организации мира» в Европе, в
том числе к объединению
15 сентября
1934 г. тридцать делегатов Лиги
Наций обратились к Советскому
правительству с телеграммой,
в которой содержалось
18 сентября
вопрос о вступлении СССР в
Лигу Наций рассматривался на
заседании Ассамблеи. За приём
СССР в Лигу Наций
Принимая предложение о вступлении в Лигу Наций, нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов отметил, что СССР не может солидаризироваться со всеми решениями Лиги Наций и считает её устав далеко не совершенным. В частности, 12-я и 15-я статьи в некоторых случаях легализуют войну, а 23-я не предусматривает расового равноправия всех народов. Он сказал, что Советскому Союзу вполне понятна идея объединения наций, так как СССР сам по себе -- Лига Наций, в нём проживает 185 народностей.
Германия
вступила в Лигу наций с целью
получить одинаковые права с другими
державами. Она рассчитывала добиться
в Лиге отмены военных статей Версальского
мирного договора и легализации
своих вооружений. Вопрос о советско-германских
отношениях стал предметом торга
между Германией и западными
державами. Германское правительство
рассчитывало добиться этим путём выгодных
условий приёма Германии в Лигу наций
и осуществления своих
Прежде всего, Германия требовала, чтобы ей было предоставлено постоянное место в Совете наряду с Англией, Францией, Японией, Италией. Это было ей обещано. Однако оставался открытым вопрос, получат ли одновременно с Германией какие-нибудь другие державы постоянные места в Совете Лиги.
Оказалось, что наряду с Германией на место в Совете Лиги претендуют Польша, Испания, Бразилия. Это сразу осложнило вопрос. Прежде всего Германия выступила очень резко против предоставления места в Совете Польше. Германская дипломатия доказывала, что предоставление Германии постоянного места в Совете вовсе не должно сопровождаться общей реорганизацией Совета. Франция поддерживала Польшу. Шведская делегация была вообще против увеличения мест в Совете Лиги. Английская делегация добивалась приёма Германии в Совет Лиги без дальнейших изменений его состава. Пришлось созывать не только специальную сессию Совета Лиги наций, но и отдельные совещания держав, подписавших Локарнский пакт. Завязались дипломатические переговоры.
Лорд
д'Абернон пытался убедить
Штреземан решительно заявил английскому послу, что пока за Германией не будет обеспечено постоянное место в Совете Лиги наций, германская делегация в Женеву не поедет.
Мало того, немцы прибегли к обычному для них шантажу. Как сообщает д'Абернон, германская дипломатия (после неудачной попытки в марте месяце получить постоянное место в Совете Лиги) угрожала не только снятием вопроса о вхождении Германии в Лигу наций, но и дальнейшим сближением с Россией.
Штреземан уверял даже, что именно затянувшаяся дискуссия по вопросу о вступлении Германии в Лигу наций способствовала скорейшему заключению весной 1926 г. советско-германского договора.