Лига Наций В Межвоенный Период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 14:41, доклад

Краткое описание

Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций - международной межправительственной организации. Целью организации провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности. Реально же она была призвана охранять послевоенную систему устройства мира. Система послевоенных международных отношений, основанная на диктате стран-победительниц, по признанию политических деятелей того времени, должна была породить новые войны и новые социальные потрясения.

Вложенные файлы: 1 файл

Лига Наций в межвоенный период.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Ассамблея являлась собранием, состоявшим из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как  правило, один раз в год или  при политической необходимости. Ассамблея  могла рассматривать любые вопросы, касающиеся «мира во всем мире». На заседаниях Ассамблеи делегации  стран должны были иметь не более  трёх представителей, и каждая страна имела один голос. Совет Лиги первоначально состоял из пяти постоянных представителей (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех временных, избиравшихся из членов Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать весь круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги. Каждый член Ассамблеи имел один голос. Любое государство - член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, т.е. единогласного голосования. Решения по вопросам процедуры, а также выборов в различные комитеты принимались большинством голосов. Международный Секретариат создавался для организационного обеспечения деятельности организации. Местом его расположения была выбрана Женеве. Первым генеральным секретарем Лиги наций стал английский дипломат Э. Друммонд.

Устав Лиги наций закреплял и важнейшие  направления ее деятельности. Вводилась  практика обязательной регистрации  всех международных договоров в  Секретариате Лиги с последующим  их опубликованием. Под эгидой Лиги наций создавалась система интернациональной  опеки бывших германских колоний  и арабских провинций Османской  империи (мандатная система). Члены  Лиги наций призывались активно  сотрудничать с существующими международными организациями, в том числе Красным  крестом, Всеобщим почтовым союзом. Лига наций должна была также добиваться свободы торговых путей и справедливого  отношения к торговле со стороны  всех членов организации. Она получила право осуществлять контроль над  торговлей опиумом и другими  опасными лекарствами, а также торговлей  оружием в странах, где «такой контроль необходим в общих интересах». Совет Лиги наций должен был раз  в пять лет разрабатывать планы  «снижения вооружений» и предлагать его правительствам для рассмотрения. Государства- члены Лиги обязались  обмениваться «полной и честной» информацией об уровне национальных вооружений, военных программ, военном  производстве.

Государства-члены  Лиги принимали на себя обязательства  «противодействовать агрессии, уважать  территориальную целостность и  существующую политическую независимость  членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень  угрозы агрессии и меры, необходимые  для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт  войны против всех членов Лиги. В  этом случае, помимо предлагаемых Советом  санкций, все государства должны были прекратить любые отношения  с агрессором. Сами санкции могли  носить только дипломатический или  экономический характер, поскольку  своих вооруженных сил Лига наций  не имела.

Рассмотрение  случаев нарушения норм международных  отношений и военной опасности  должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств-членов Лиги. Устанавливалось  правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами-членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо посредством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.

Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для  того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступлению в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге. Под эгидой МОТ происходили  трехсторонние консультации с участием правительственных органов, предпринимателей и профсоюзов. Конференции МОТ  организовывались не реже одного раза в год. Решения этой организации  носили, естественно, рекомендательный характер, но сыграли важную роль в  формировании основ современного трудового  законодательства.

Не менее  значимой стала деятельность Международной  организации здравоохранения (МОЗ), также сформированной под эгидой Лиги наций, но имевшей автономный статус. Конференции МОЗ посвящались  преимущественно санитарным проблемам, вопросам повышения квалификации медицинских  работников, контролю над использованием опасных медицинских препаратов.

В 1922 г. при  Совете Лиги наций был образован  Комитет интеллектуального сотрудничества, впоследствии преобразованный в  Международную организацию интеллектуального  сотрудничества (прообраз будущего ЮНЕСКО). Его деятельность носила сугубо гуманитарный характер, но весьма способствовала популяризации  Лиги наций и идеологическому  обоснованию ее деятельности. Любопытно, что по инициативе Комитета интеллектуального  сотрудничества впервые была разработана  концепция изменения учебников  по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом  поколении дух сотрудничества и  миролюбия.

Стратегическим  направлением деятельности Лиги наций  оставалась борьба за разоружение и  утверждение принципов пацифизма  в мировой политике. Впервые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе  между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией  и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий  в Закавказье, а также вмешаться  в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией.

По мере стабилизации политической ситуации в  Европе Лига наций перешла к попыткам создать стабильную систему международной  безопасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей Лиги наций была принята резолюция, которая предусматривала необходимость  заключения между странами-членами  договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи был подготовлен  проект «Договора о взаимной помощи», который предусматривал осуждение  любой наступательной войны, закреплял  обязательность поэтапного разоружения, утверждал право на создание региональных гарантийных пактов. В 1923 г. проект был  разослан правительствам, в том числе  и стран, не являвшихся членами Лиги наций. Великобритания, скандинавские  страны, Италия, Германия, СССР и США  по разным основаниям отвергли его. Наибольшие разногласия вызвало уточнение  возможных форм взаимной помощи и  противодействия агрессии, а также  само юридическое определение агрессии. Правительство Великобритании жестко критиковало идею региональных гарантийных  пактов, видя в ней попытку Франции  возродить стратегию блоковой дипломатии.

Из-за противоборства Великобритании не удалось ратифицировать и Женевский протокол об арбитражном  урегулировании международных споров, утвержденный в 1924 г. на V сессии Ассамблеи  Лиги наций. Спустя год на конференции  в Локарно французской дипломатии при поддержке активистов панъевропейского процесса из различных стран все  же удалось добиться создания первой региональной гарантийной системы. Но в дальнейшем дискуссии о путях  обеспечения международной безопасности разгорелись с новой силой.

Не имея возможности преодолеть разногласия  в Совете Лиги наций, французская  дипломатия попыталась перевести обсуждение проблемы безопасности на уровень прямых межгосударственных связей. В 1928 г. по инициативе Франции и США состоялось подписание пакта об отказе от войны  как средства политики и признании  международного арбитража обязательным способом урегулирования межгосударственных конфликтов («пакт Бриана-Келлога»). В дальнейшем к пакту присоединились еще 48 государств.

Развивая  этот успех, Аристид Бриан обратился  в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи  Лиги Наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». Бриан заявил, что создание панъевропейской системы является наиболее эффективным способом «установления  мира и ликвидации того анархического  состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется  сама возможность возникновения  конфликтов». В мае 1930 г. правительство  Франции разослало всем государствам Европы, включая СССР, «Меморандум  об организации режима Федеративного  европейского союза».

Таким образом, французская дипломатия впервые  увязала решение проблемы международной  безопасности с созданием наднациональной  системы политического, экономического и гуманитарного сотрудничества. Подобный подход получил одобрение  со стороны Югославии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Греции. Против панъевропейского проекта выступили Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся  утраты «особых отношений» со своими колониями. Германская дипломатия в  целом поддержала панъевропейскую  идею, но первоначально добивалась полной отмены несправедливых статей Версальского договора. Фашистская Италия вообще призвала к союзу «молодых наций» против «старой Европы». Ситуация вновь зашла в тупик.

Призыв  Женевской конференции 1932 г. к созданию «организации мира» в Европе, в  том числе к объединению европейских  стран пактами о ненападении  и взаимопомощи при нападении, а  также предоставлению всем участникам этой системы равного военно-правового  статуса, не возымел действия. Европа и весь мир уже стояли на пороге нового витка гонки вооружений. Появление  на международной арене нацизма  предопределило окончательный крах Лиги наций. В 1930-х гг. она стала  заложником политики умиротворения, проводимой ведущими западными странами.

15 сентября 1934 г. тридцать делегатов Лиги  Наций обратились к Советскому  правительству с телеграммой,  в которой содержалось приглашение  СССР вступить в Лигу и «принести  свое ценное сотрудничество».  Делегаты еще четырёх стран  обычным дипломатическим путём  сообщили о своем решении голосовать  за принятие Советского Союза.  В тот же день Советское  правительство ответило письмом  на имя председателя Ассамблеи  о принятии предложения международного  сотрудничества в интересах мира  и о готовности стать членом  Лиги.

18 сентября  вопрос о вступлении СССР в  Лигу Наций рассматривался на  заседании Ассамблеи. За приём  СССР в Лигу Наций проголосовали  39 членов Лиги, против -- 3 (Голландия,  Португалия и Швейцария), воздержались  от голосования -- 7. Против включения  СССР в состав Совета Лиги  не было подано ни одного  голоса, но представители десяти  стран воздержались. Таким образом,  СССР был принят в Лигу Наций  и стал постоянным членом Совета.

Принимая  предложение о вступлении в Лигу Наций, нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов отметил, что СССР не может  солидаризироваться со всеми решениями  Лиги Наций и считает её устав  далеко не совершенным. В частности, 12-я и 15-я статьи в некоторых  случаях легализуют войну, а 23-я не предусматривает расового равноправия  всех народов. Он сказал, что Советскому Союзу вполне понятна идея объединения  наций, так как СССР сам по себе -- Лига Наций, в нём проживает 185 народностей.

Германия  вступила в Лигу наций с целью  получить одинаковые права с другими  державами. Она рассчитывала добиться в Лиге отмены военных статей Версальского мирного договора и легализации  своих вооружений. Вопрос о советско-германских отношениях стал предметом торга  между Германией и западными  державами. Германское правительство  рассчитывало добиться этим путём выгодных условий приёма Германии в Лигу наций  и осуществления своих домогательств  по пересмотру договоров.

Прежде  всего, Германия требовала, чтобы ей было предоставлено постоянное место  в Совете наряду с Англией, Францией, Японией, Италией. Это было ей обещано. Однако оставался открытым вопрос, получат ли одновременно с Германией  какие-нибудь другие державы постоянные места в Совете Лиги.

Оказалось, что наряду с Германией на место  в Совете Лиги претендуют Польша, Испания, Бразилия. Это сразу осложнило  вопрос. Прежде всего Германия выступила  очень резко против предоставления места в Совете Польше. Германская дипломатия доказывала, что предоставление Германии постоянного места в  Совете вовсе не должно сопровождаться общей реорганизацией Совета. Франция  поддерживала Польшу. Шведская делегация  была вообще против увеличения мест в  Совете Лиги. Английская делегация  добивалась приёма Германии в Совет  Лиги без дальнейших изменений его  состава. Пришлось созывать не только специальную сессию Совета Лиги наций, но и отдельные совещания держав, подписавших Локарнский пакт. Завязались дипломатические переговоры.

Лорд  д'Абернон пытался убедить Штреземана пойти на уступки, но встречал с его  стороны упорное сопротивление. 22 февраля 1926 г. в своём дневнике английский посол записал: «В английском Министерстве иностранных дел считают, что немцы поступают очень  глупо, выступая противниками Польши в  то время, когда и без них она  бы встретила надлежащее сопротивление. Но я сомневаюсь, чтобы при отсутствии столь энергичного протеста со стороны  Германии против расширения Совета это  предложение встретило эффективное  противодействие»

Штреземан решительно заявил английскому послу, что пока за Германией не будет  обеспечено постоянное место в Совете Лиги наций, германская делегация в  Женеву не поедет.

Мало  того, немцы прибегли к обычному для них шантажу. Как сообщает д'Абернон, германская дипломатия (после  неудачной попытки в марте  месяце получить постоянное место в  Совете Лиги) угрожала не только снятием  вопроса о вхождении Германии в Лигу наций, но и дальнейшим сближением с Россией.

Штреземан уверял даже, что именно затянувшаяся дискуссия по вопросу о вступлении Германии в Лигу наций способствовала скорейшему заключению весной 1926 г. советско-германского  договора.

Информация о работе Лига Наций В Межвоенный Период