Лига Наций В Межвоенный Период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 14:41, доклад

Краткое описание

Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций - международной межправительственной организации. Целью организации провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности. Реально же она была призвана охранять послевоенную систему устройства мира. Система послевоенных международных отношений, основанная на диктате стран-победительниц, по признанию политических деятелей того времени, должна была породить новые войны и новые социальные потрясения.

Вложенные файлы: 1 файл

Лига Наций в межвоенный период.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Перед столь  решительным натиском немцев, использовавших свои отношения с СССР для давления на позицию государств-победителей, английская дипломатия пошла на уступки. Она высказалась за предоставление Германии постоянного места в  Совете и создание в нём ещё  одного непостоянного места, которое  должно быть предоставлено другим членам Лиги по усмотрению Совета. Был предрешён  также вопрос о снятии с Германии военного контроля.

Таким образом, Германия вошла в Лигу наций наравне  с великими державами. 10 сентября 1926 г. появление германской делегации  в зале заседаний Лиги наций было встречено овацией.

Между тем  поведение Германии становилось  всё более вызывающим. 15 сентября 1933 г. барон фон Нейрат решительно потребовал, чтобы конференция по разоружению признала равноправие  Германии. В противном случае «неизбежен провал идеи разоружения со всеми  трагическими последствиями». Однако Франция -- за время трёхмесячного  перерыва работ конференции -- пришла к выводу, что при быстром вооружении Германии вообще нет смысла рассматривать  мероприятия по разоружению. Французская  делегация предложила утвердить  вооружения на достигнутом уровне и  отказаться в течение четырёх-пяти лет как от разоружения, так и  от довооружения. При этом французы настаивали на принятии системы санкций  в отношении нарушителей предлагаемого  постановления.

Англия  и Италия отказались поддержать французское  предложение. Но американский представитель  Норман Дэвис энергично выступил на его защиту. Соглашение, наконец, было достигнуто. 24 сентября 1933 г., на собрании Лиги наций, барону фон Нейрату от имени четырёх держав -- Англии, Франции, Италии и США -- был предложен проект нового договора. Он устанавливал два  этапа разоружения: первый--период стабилизации от трёх до четырёх лет, в течение  которого Германия должна была заменить свою систему долгосрочной службы -- краткосрочной; второй этап -- тоже от трёх до четырёх лет, в течение которого должно быть проведено фактическое  разоружение.

Германия  отказалась принять этот проект. Германский министр внутренних дел Фрик заявил в Берлине, что Германия не желает больше играть роль парии; если ей отказывают в равноправии, она не будет впредь участвовать в международных  конференциях. Фашистская печать усилила  кампанию за немедленное аннулирование  Версальского договора.

Председатель  германской делегации на конференции  Надольный продолжал упорствовать. 13 октября Гитлер собрал кабинет, вызвал в Берлин президента Гинденбурга  из его резиденции Нейдек и поставил вопрос о выходе Германии из Лиги наций.

14 октября  1933 г. Джон Саймон выступил  в Женеве с новым предложением -- удлинить период разоружения  до восьми лет; в течение  этого срока выполнялась бы  программа, обеспечивающая разоружение,  безопасность и равноправие всех  держав.

Тотчас  после совещания председатель конференции  получил от германского министра иностранных дел телеграмму следующего содержания: «В свете того направления, какое приняло в последнее  время обсуждение державами вопроса  о разоружении, ясно, что конференция  по разоружению не выполнит своей  единственной задачи -- общего разоружения... Германское правительство вынуждено  поэтому покинуть конференцию по разоружению».

В то же самое время германское правительство  заявило о выходе Германии из Лиги наций.

Через несколько  дней, 19 октября 1933 г., германский министр  иностранных дел послал генеральному секретарю Лиги наций короткую телеграмму: «От имени германского правительства  имею честь настоящим сообщить вам, что Германия заявляет о своём  выходе из Лиги наций, согласно пункту 3 статьи 1 устава».

Уход  Германии с конференции по разоружению  и её заявление о выходе из Лиги наций означали новый этап не только в политике Германии, но и в дальнейшем развитии международных отношений. Период пацифистских конференций, переговоров  и соглашений закончился. Фашистская Германия создавала очаг войны в  самом центре Европы.

Хотя Лиша Наций оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов.

Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права  воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что  Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность  за предотвращение войны согласованными действиями её членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги.

Конфликтующие стороны не должны были прибегать  к войне, по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения  органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих  сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения  спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная  экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать  и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Лига  Наций сыграла в ряде случаев  положительную роль в решении  послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных  конфликтов, и большинство из них  удалось решить. Неудачи Лиги в  решении политических проблем часто  заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере  международной экономической политики и финансового регулирования, международных  сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения  во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению  и других социальных и гуманитарных областях.

К успехам  следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим  юридическим органом -- Постоянной палатой  международного правосудия, имевшей  собственную структуру и принимавшей  самостоятельные решения. Кроме  того, Лига тесно сотрудничала со многими  международными организациями, которые  не имели с ней официальных  или исторически сложившихся  связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций  была предпринята первая попытка  официальной кодификации. В 1924 г. Совет  Лиги образовал комитет экспертов  из 16 юристов, который должен был  заниматься вопросами кодификации  международного права, включая право  договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так  и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи.

Уроки и  опыт Лиги наций были использованы при создании Организации Объединенных Наций. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического  характера с постоянно действующим  аппаратом являлся событием важного  исторического значения. Лига наций  строился как орган коллективного  поддержания мира, что означало шаг  к интернационализации ответственности  за сохранение мира. Изучая опыт Лиги наций, следует учитывать расхождение  оценок ее деятельности, данных разными  авторами на разных исторических этапах. Обобщая существующие концепции, не тяжело увидеть прежде всего две  тенденции: стремление одних изобразить действия Лиги в розовом свете  и противоположное старание других -- всю историю этой международной  организации красить одной черной краской, концентрируя внимание лишь на ее недостатках и ошибках. Последняя  тенденция четко прослеживается в публикациях советских авторов, которые анализировали действия Лиги наций главным образом под  углом зрения того, в какой мере они противоречили или отвечали интересам советского государства. Беспомощность Лиги наций в условиях развязывания второй мировой войны  подорвала доверие мировой общественности к этой международной организации  как инструмента мира и общей  безопасности.

К январю 1940 г. Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 г. было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей  Лиги Организации Объединённых Наций, а её социальные и экономические  функции были объединены с деятельностью  Экономического и Социального Совета.


Информация о работе Лига Наций В Межвоенный Период