Международная деятельность Парижского и Лондонского клубов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности Парижского и Лондонского клубов кредиторов.
Поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов, разобрать основные принципы их работы.
2. Рассмотреть международную деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов.
3. Проанализировать отношения Парижского и Лондонского клубов кредиторов с Россией.  

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2
1. Общая характеристика Парижского и Лондонского клубов……………………………4
1.1 Парижский клуб и Лондонский клуб. Основная деятельность. Цели……………....4
1.2 Сравнение Парижского и Лондонского Клубов……………………………………...7
1.3 Принципы предоставления услуг Парижского и Лондонского клубов……………9
1.3.1 Принципы предоставления услуг Парижского и Лондонского клубов………...9
1.3.2 Категории стран задолжников……………………………………………………..14
2. Международная деятельность Парижского и Лондонского клубов………………….....20
2.1 Международная деятельность Парижского клуба……………………………….......20
2.2 Международная деятельность лондонского клуба……………………………...……22
3.Взаимоотношения Парижского и Лондонского клубов с Россией…………………...….26
3.1 Лондонский клуб и Россия……………………………………………………………..26
3.2 Парижский клуб и Россия…………………………………………………………........28
Заключение………………………………………………………………………………….…..31
Список используемой литературы ………………………………………………….………...33
Приложения……………………………………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

1Документ Microsoft Word.docx

— 75.53 Кб (Скачать файл)

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский  клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки  предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки  проявляют все большее нежелание  предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе. [12] 

 

      3. Взаимоотношения  с Россией

     3.1. Россия и Лондонский  клуб

     Впервые проблема советского долга встала перед  Лондонским клубом в 1991 году, когда  Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба  был образован специальный консультативный  совет, куда вошли 13 коммерческих банков – крупнейших кредиторов России. Главная  и единственная задача совета формулировалась  донельзя просто: урегулирование задолженности  бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет – БКК, председателем в котором на настоящий момент является Deustche Bank AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.[10, стр. 52-61]

     При этом позиция БКК с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть  и с отсрочкой, должна выплатить  все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно четко  сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается  только как кредит, предоставленный  России на сверхльготных условиях.[9]

     Следует отметить, что вплоть до 1993 года в  российском правительстве вообще плохо  представляли размеры внешней задолженности  бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что  все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление  платежей практически не представлялось возможным.

     В 1991 году после распада СССР сначала  предполагалось, что каждое из вновь  образованных государств будет нести  свою долю ответственности по внешнему долгу (в тот момент союзный долг оценивался в 108 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.[5]

     После образования БКК первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности  Российской Федерации перед Лондонским клубом были сделаны в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним  вице-премьером правительства РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные облигации. В ноябре 1995 года новый вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг – добился реструктуризации на 25 лет.[5]

     Далее у российского правительства  существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось  около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что  следует идти по пути реструктуризации долга.[11]

     Необходимо  отметить, что в случае списания также существовали свои "подводные  камни". Во-первых, списание возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику. Во-вторых, новые бумаги, в которые переоформляются в этом случае долги клубу, по своему статусу соответствуют еврооблигациям, любая просрочка по которым влечет объявление кросс-дефолта, резкое падение кредитного рейтинга страны, а также ее изоляцию на мировых финансовых рынках.

     В итоге 17 ноября 1995 года состоялось подписание предварительного соглашения по реструктуризации долга бывшего СССР – на 25 лет  и с отсрочкой на 7 лет. Решено было переоформить весь долг вне зависимости  от даты погашения и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997. При  этом на невыплаченные проценты за 1991-1995 гг. Внешэкономбанк выпустит процентные облигации, а проценты за 1996 и 1997 годы Россия должна выплатить живыми деньгами – около 380 млн. долл. и 700 млн. долл. соответственно.

     Оставалось  провести главную работу – полную выверку всего долга, поскольку  все подписанные соглашения могли  вступить в силу, по правилам Лондонского  клуба, лишь после 90% долга. Пик этой работы пришелся на лето 1997 года, когда  в среднем в месяц выверяли порядка 7 млрд. долга. Одновременно стало  ясно, сколько точно кредиторов из числа западных банков было у СССР. Оказалось, что по состоянию на декабрь 1991 года их число достигло 422. [24]

     6 октября 1997 года Россия подписала  с Лондонским клубом кредиторов  соглашение о реструктуризации  задолженности бывшего СССР членам  клуба. Долг в 24 млрд. долларов  реструктурируется на 25 лет, а выплата начинается с 2002 года равными долями. Россия досрочно полностью выполнила свои обязательства по внешнему долгу бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов в конце 2009 года.[22]

     3.2. Россия и Парижский  клуб

     Россия  осуществила самое крупное в  истории Парижского клуба погашение  государственного долга. Россия и Парижский  клуб подписали соглашение о досрочном погашении почти трети долга РФ в размере $15 млрд. по номиналу в течение четырех месяцев. На 1 января 2005 года долг России Парижскому клубу составлял $43.1 млрд., в том числе около $18 млрд. приходилось на долю Германии. Такое резкое погашение долгов стало возможным, благодаря прибыли полученной от экспорта нефти.

     Таким образом Россия осуществила самое крупное в истории Парижского клуба погашение государственного долга 
Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.[18]

     Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров  мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков.

     Лондонский  клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

     Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную  внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский  клуб решил, что в отдельных случаях  может быть списано до 67 % долга  той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для  этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить  рыночные реформы.[23]

     В 1995 году Россия вступила в Парижский  клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для  России неоспоримые преимущества. Развивающиеся  страны Парижский клуб чрезвычайно  уважают. Только Парижский клуб может  при желании списать сколько  угодно долгов и выдавать сколько  угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит  экономическая политика развивающихся  стран.

     Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую  политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

     А уже 17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение  Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника.

     Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную  финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

     Равноправное  участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума  российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. [20]

     Таким образом Парижский и Лондонский клуб являются одним из мощнейших инструментов регулирующих долги стран, как государственные так и комерческих.  

 

Заключение

     Система мировых финансовых учреждений не ограничивается Всемирным банком, МВФ и другими  региональными банками. Стратегия  этих учреждений не смогла открыть  путь для долгосрочного решения  проблемы задолженности. В центре же внимания мирового сообщества оказались  две неформальных организации - Парижский  и Лондонский клубы, благодаря своей  роли в решении проблем платежного дисбаланса и коммерческого долга. На сегодняшний день Российская Федерация ведёт активное сотрудничество с Парижским клубом.  Наступило время, когда после выплаты всей суммы долга Россией Парижскому клубу, отношения между Россией и лидерами мировой экономики стали носить партнерский, равноправный характер.

     В заключении можно сделать следующие  выводы:

     1. На сегодняшний день Парижский  и Лондонский клубы кредиторов  являться двумя мощнейшими инструментами  регулирования международных задолженностей. Эти организации обладают широким  набором возможностей  по реструктуризации  долгов. И гибкой политикой в  отношении различных стран.

     2. За 56 лет существования Парижского  клуба и 36 лет существования Лондонского клуба этими организациями был выполнен огромный объём работы. В поле деятельности данных организаций попадало множество стран, были реструктурированы миллиардные долги. С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд. долларов США. Вот лишь немногие из стран с которыми вели работу данные организации за последние 10 лет: Индонезия, Пакистан, Югославия, Ирак, Нигерия, Либерия, Гвинея, Россия.

     3. Россия выплатила долги перед  Парижским и Лондонским клубами,  а также сама стала членом  Парижского клуба кредиторов. Россия получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг. 

 

Список  используемой литературы

  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова.- М.: Экономика, 2009.- 734 с.
  2. Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 2010. Ч. 1. – 48 – 53 с.
  3. Баранова Е.В. Мировая экономика: Учебное пособие. - Барнаул: издательство АлтГТУ, 2008. - 186 с.
  4. Мир в цифрах - 20010. Карманный справочник/ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 120 с.
  5. Пебро М. Международные экономические, валютные, финансовые отношения: Пер. с франц. М.: Прогресс-Универс, 2009.
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: ИНФРА-М,2007. -- 358 с.
  7. Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения, 2008. – 18 с
  8. Дробозина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. -Москва, 1997г.
  9. Колчин С.А. Внешний долг России // Власть, №9/2008г.
  10. Алексашенко С.В. Вопросы экономики №7, 2008, стр. 52-61
  11. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - Москва, 2007г.
  12. Лушин С.И. Финансы. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009
  13. Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2005г.
  14. Паниев Ю.В. Вступление в клуб стоит мессы // Сегодня №125, 1997г.
  15. Рыбалко Г.П. О внешних заимствованиях России // Финансы, №7/2006г
  16. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации // Деньги и кредит, №6/2006г.
  17. Саркисянц А. Г. Проблемы внешней задолженности России // Деньги и кредит, 2004 г., №2, с 94-108.

Информация о работе Международная деятельность Парижского и Лондонского клубов